РАЦИОНАЛИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ
РАЦИОНАЛИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ
(от лат. ra-tionalis — разумный) — совокупность архитектурных направлений первой половины XX в., стремившихся к освоению новейших достижений науки и техники, к соответствию архитектуры современным представлениям об обществе и искусстве. В широком смысле рационализм отождествляют с понятием «современная архитектура». Основы рационализма были заложены еще в конце XIX в. в творчестве Л. Г. Салливена в США, Х. П. Берлаге в Нидерландах, А. Лоза в Австрии, П. Беренса в Германии, О. Перре во Франции. Эти мастера ориентировались на простоту, геометрическую четкость, лаконизм объемов, использование стального каркаса, железобетона и стекла. В начале XX в. распространению рационализма способствовали теории, выдвигавшиеся группой «Эспри нуво», главой которой был Ле Корбюзье, а также немецкой школой «Баухауз» под руководством В. Гропиуса. Развитие рационализма в основном охватывает период 20–50-х гг. Его идеи легли в основу работы Международных конгрессов современной архитектуры (1928–1959) и были зафиксированы в Афинской хартии (1933), определившей принципы современного градостроительства. В 50-е гг. в творчестве Л. Миса ван дер Роэ, Э. Сааринена, Д. Понти, Э. Айермана был разработан так называемый международный (интернациональный) стиль — возможность размещения в здании жилых, деловых, производственных, общественных и др. функций. Причинами кризиса рационализма в конце 50-х гг. стали присущий ему догматизм, однообразие и игнорирование местных условий и традиций. В результате на смену ему пришли новые направления — неоклассицизм, постмодернизм. В СССР рационалистами называли себя члены архитектурного объединения Аснова (Н. А. Ладовский, К. С. Мельников и др.), искавшие психофизиологические особенности восприятия архитектурных форм и стремившиеся найти рациональные начала в образном строе архитектурного сооружения. Для этого они стремились к использованию новых конструкций и материалов.