Раевский (Михаил Федорович, умер в 1884 г.) - церковный деятель и писатель, сын священника. По окончании курса в Санкт-Петербургской духовной академии был священником при русской церкви в Стокгольме, потом перемещен к русской посольской церкви в Вене, где оставался 42 года. Профессор В.И. Ламанский в поминальной речи о Раевском (в собрании Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества) утверждает, что "со времени св. Мефодия до Раевского не было церковного деятеля с таким, как он, всеславянским значением". Биографии и полной истории деятельности Раевского еще нет; имеется лишь для нее материалы, каковы: 1) письма (еще неизданные) к В.И. Ламанскому, находившемуся с ним в продолжительной переписке; 2) письма Раевского к ростовскому археологу А.А. Титову , за время с 1854 по 1874 г. (изданы Титовым в 1884 г.), в которых речь идет о домашней жизни Раевского, ученых его занятиях и отношениях к славянству; 3) оставшаяся после Раевского коллекция его бумаг, находящаяся ныне в музее Киевской духовной академии. Со времени основания славянского благотворительного общества (которого он был почетным членом) постоянным трудом Раевского было распределение посылаемых из России денежных пособий на восстановление разоренных православных церквей у славян, на славянские школы и монастыри, а также для помощи отдельным лицам. Он не отказывал в советах всем приходившим к нему, ходатайствовал пред русским послом, когда было нужно и можно и вообще действовал с большим тактом, не навлекая на себя подозрений со стороны австрийцев. Взгляд его на положение славянства в Австрии, и, в частности, русских в Галиции, выражен им в статье "О национальном и религиозном движении русского народа в Галичине" ("Христианские Чтения", 1862). Он способствовал славянскому съезду в России в 1867 г. В 1849 г. перевел с греческого языка на немецкий "Великий канон", в 1861 г. - "Евхологий православной церкви" с предисловием и примечаниями. В печати известно всего одно "слово Раевского" - в день св. Кирилла и Мефодия, к славянам. См. "Последние десять лет первого 25-летия существования Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества" (Санкт-Петербург, 1893).
Раевский Михаил Федорович
Источник: Биографический словарь. 2008
— протоиерей, настоятель русской посольской церкви в Вене, писатель. Родился в 1811 г. в г. Арзамасе, Нижегородской губ., где отец его был священником. Получив первоначальное образование в Нижегородской Духовной Семинарии, Р. поступил затем в 1829 г. в С.-Петербургскую Духовную Академию, где окончил курс в 1833 г. Назначенный после этого законоучителем, он вскоре оставил педагогическую деятельность и получил место в Швецию — настоятелем русской посольской церкви в Стокгольме. Здесь он пробыл восемь лет, а в 1842 г. был перемещен на ту же должность в Вену, где и оставался до своей смерти.
Горячий поклонник возрождения славянства, протоиерей Раевский всю свою долгую жизнь посвятил служению этой идее. Он поддерживал постоянные сношения со всеми выдающимися славянскими деятелями на самых разнообразных поприщах. Он прекрасно знал и собирателей преданий славянства, и воскресителей народного языка — Штура, Гая, Вука Стефановича, и славянских героев и вождей — князя Милоша Сербского, патриарха Раячича, Черногорского князя Петра и других. Через него русские профессора и ученые (Погодин, Срезневский, Бодянский) вступили в сношения со всеми известными деятелями в области славянской литературы и науки. Деятельность протоиерея Раевского отличалась, однако, всегда самым миролюбивым характером, и, поддерживая сношения с политическими деятелями славянства, он никогда не вмешивался в политические дела Балканских народностей. Этим только и объясняется его продолжительное пребывание в Вене, где австрийское правительство очень зорко следило за всеми мало-мальски причастными к освободительным замыслам на Балканском полуострове. Раевский пользовался даже некоторой популярностью у австрийских властей и имел австрийские ордена. Он оказывал широкое материальное покровительство славянской молодежи, и на его счет воспитывались многие из студентов-славян.
Скончался протоиерей Раевский 2-го мая 1884 г. в Вене, на 73-м году, скоропостижно. Тело его было перевезено в Петербург и погребено на Смоленском кладбище.
Раевский был членом Копенгагенского Общества северных антиквариев и многих славянских Обществ. Он напечатал следующие труды: "Упсальский университет" ("Журнал Мин. Народного Просвещения" 1845 г., ч. XLV); "О народных элементарных школах в Швеции" (там же, 1845 г., ч. XLVII); "Социальные школы в Швеции" (там же, 1846 г., ч. LI); "Le grand canon de St. André de Crête", Вена. 1849 г.; "Описание Герцеговины", Вена. 1850 г.; "Le vêpres de la Pentecôte", Paris. 1852 г.; "Ritus der orthodox Katholischen Kirche bei der Krönung der Kaiser aller Russen", Вена. 1856 г.; "Gebetbuch zum Gebrauch der orthodoxen Christen", Вена. 1861 г.; "Liturgische Bücher der orthodox — Katholischen Kirche", Вена. 1861 г., 3 тома; "О национальном и религиозном движении русского народа в Галиции ("Христианское чтение" 1862 г., кн. 7); "Слово к славянам в день празднования тысячелетия пришествию св. Кирилла и Мефодия в землю славянскую" ("Православное Обозрение" 1863 г., кн. 5). Это же "Слово" перепечатано и в "Киевских епархиальных Ведомостях" (1863 г., № 12); "Избрание Литвиновича митрополитом Галицким" ("Духовная Беседа" 1864 г., № 23); то же перепечатано и в "Северной Пчеле" (1846 г., № 144); "Приветствие М. П. Погодину" ("Пятидесятилетие гражданской и ученой службы М. П. Погодина", М. 1872 г., стр. 90—91); "Из Вены" — новейшие сведения о церковном движении у галицких униатов ("Духовная Беседа", 1864 г., № 20; "Северная Пчела" 1864 г., № 121); "Окружное послание галицийского (униатского) митрополита") ("Духовная Беседа" 1864 г., № 42). После смерти М. Ф. Раевского напечатаны его "Письма к О. М. Бодянскому" ("Афиши и объявления" 1884 г., №№ 407, 409, 411—413. Отдельный оттиск: М. 1884 г.). Его письма к кн. П. А. Вяземскому напечатаны в "Щукинском Сборнике", т. VI, а "Письма к А. С. Норову" в "Русском Архиве" 1895 г., кн. 11, стр. 354—366. Часть библиотеки М. Ф. Раевского, по духовному завещанию его, поступила в Московскую Духовную Академию.
"Газета Гатцука" 1884 г., № 18; "Московские Ведомости" 1884 г., №№ 124, 127—129, 132 и 134; "Исторический Вестник" 1884 г., июнь, стр. 700; "Православное Обозрение" 1884 г., т. II, № 5—6, стр. 384—386; "Всеобщий календарь" 1885 г., стр. 580; "Новое Время" 1884 г., 4-го мая, № 2938; "Почин" 1896 г., стр. 33—34; "Щукинский Сборник" T. VI, стр. 321—325; "Сочинения К. С. Аксакова, т. VII, стр. 725—726; Д. Языков, "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей". Выпуск IV; "Русский Архив" 1896 г., 3 кн., стр. 471—472.
{Половцов}
Раевский, Михаил Федорович
(† в 1884 г.) — церковный деятель и писатель, сын священника. По окончании курса в Спб. духовной академии был священником при русской церкви в Стокгольме, потом перемещен к русской посольской церкви в Вене, где оставался 42 года. Профессор В. И. Ламанский в поминальной речи о Р. (в собрании Спб. славянского благотворит. общества) утверждает, что "со времени св. Мефодия до Р. не было церковного деятеля с таким, как он, всеславянским значением". Биографии и полной истории деятельности Р. еще нет; имеются лишь для нее материалы, каковы: 1) письма (еще неизданные) к В. И. Ламанскому, находившемуся с ним в продолжительной переписке; 2) письма Р. к ростовскому археологу А. А. Титову за время с 1854 по 2874 г. (изданы Титовым в 1884 г.), в которых речь идет о домашней жизни Р., ученых его занятиях и отношениях к славянству; 3) оставшаяся после Р. коллекция его бумаг, находящаяся ныне в музее Киевской духовной акд. Со времени основания Славянского благотворительного общества (которого он был почетным членом) постоянным трудом Р. было распределение посылаемых из России денежных пособий на восстановление разоренных православных церквей у славян, на славянские школы и м-ри, а также для помощи отдельным лицам. Он не отказывал в советах всем приходившим к нему, ходатайствовал перед русским послом, когда было нужно и можно, и вообще действовал с большим тактом, не навлекая на себя подозрений со стороны австрийцев. Взгляд его на положение славянства в Австрии и в частности — русских в Галиции, выражен им в статье "О национальном и религиозном движении русского народа в Галичине" ("Христианск. чтение", 1862). Он способствовал славянскому съезду в России в 1867 г. В 1849 г. перевел с греческого языка на немецкий "Великий канон", в 1861 г. — "Евхологий православной церкви" с предисловием и примечаниями. В печати известно всего одно "слово" Р. — в день св. Кирилла и Мефодия, к славянам. См. "Последние десять лет первого 25-летия существования Спб. славянского благотворительного общества" (СПб., 1893).
{Брокгауз}
Раевский, Михаил Федорович
протоиерей русской венской церкви; род. 18 июля 1811 г., † 2 мая 1884 г.
{Половцов}