(р. 1 VIII 1932, с. Мадениет Чубартауского р-на Семипалатинской обл.)
Е. Рахмадиев - один из ведущих композиторов Казахстана - вписал яркую страницу в музыкальную культуру своей республики. Его творчество органично связано с национальным фольклором, и прежде всего с народным инструментальным жанром кюй. Рахмадиев обращается к кюям различных стилей и школ, давшим казахской музыке замечательных создателей и исполнителей кюев Кургамангазы и Таттимбета. Претворяя интонационно-ритмические особенности этого жанра, композитор нашел новый метод его разработки в профессиональной музыке, основанный на соединении принципов европейской музыки со стилистикой национального музыкального мышления. Таким образом, Рахмадиев стал основателем жанра симфонического кюя (подобно Ф. Амирову, создавшему в азербайджанской музыке жанр симфонического мугама). «Творчество любого народа - это полноправная часть мировой культуры, и цель художника в том, чтобы сделать шедевры национальных мастеров интернациональным достоянием. Вот почему я обратился к жанру кюя, который представляется мне не пцосто формой музицирования, а средством выражения духовной жизни моего народа. Кюи - это уникальный вклад казахов в мировое музыкальное искусство».
Рахмадиев родился на земле, взрастившей выдающихся деятелей казахской национальной культуры: Абая, М. Ауэзова. Его отец Рахмади Жабыкбаев был известным акыном, участвовал в состязаниях народных певцов и музыкантов. Слушая игру и пение акынов и домбристов, Рахмадиев с детских лет был окружен атмосферой народной музыки, сам пел народные песни и играл на домбре. Большое влияние на его творческую судьбу оказала встреча в годы войны с известным казахским композитором - будущим создателем национальной классической оперы «Биржан и Сара» M. Тулебаевым. А в конце 40-х гг. в аул приехала группа музыкантов, в числе которых были композитор Н. Тлендиев и певец Б. Жилисбаев, которые отбирали талантливых детей для обучения музыке в Алма-Ате. В эту группу попал и Еркегали. Так в 1948г. он поступает в музыкальное училище им. П. И. Чайковского, где занимается сразу на двух отделениях - в классе домбры и на историко-теоретическом, а в 1952 г. - в Алма-Атинскую консерваторию им. Курмангазы, где учится в классе композиции Е. Брусиловского. В творческом становлении молодого музыканта живое участие принимал известный казахский композитор Л. Хамиди, которому Рахмадиев показывал свои первые произведения. Окончив в 1957 г. консерваторию, Рахмадиев продолжает свое музыкальное образование в аспирантуре Московской консерватории. Здесь его учителями стали Г. Литинский, Ю. Фортунатов.
В конце 50 - начале 60-х гг. Рахмадиев пишет романсы и хоры, симфонические и камерно-инструментальные произведения, пьесы для оркестра казахских народных инструментов, музыку к драматическим спектаклям. Среди этих сочинений выделяется симфоническая поэма «Амангельды» (1956), посвященная подвигу легендарного народного героя Амангельды Иманова. Это героико-драматическое произведение отличается насыщенностью оркестрового звучания, выразительностью тем-образов, в числе которых - мотив народной песни «Зауреш», звучащий в момент трагической кульминации поэмы.
Вслед за поэмой «Амангельды» появляется лирико-пейзажная симфоническая поэма «Толгау» (1960), повествующая о красоте родной природы, вся словно наполненная светом и поэтичностью. Творческой удачей стала и хоровая картина «Вечер на Балхаше» (1962). Памяти М. Ауэзова Рахмадиев посвящает лирическую поэму-реквием «Мухтар-ага» (на ст. С. Мауленова - 1967). В этом сочинении композитор мастерски использует традиционный жанр народной музыки жоктау. Жанровые особенности западноевропейского реквиема здесь сочетаются с традициями национальной музыки. Поэма-реквием «Мухтар-ага» интересна и своим тематизмом - Рахмадиев обращается к жанру медленного кюя, который в отличие от энергично-подвижных кюев реже применяется казахскими композиторами. Именно такой лирический кюй послужил тематическим фундаментом для этого произведения, став символом трагедийного начала.
В 1973 г. в Алма-Ате состоялась Третья международная музыкальная Трибуна стран Азии, где первой премии был удостоен блестяще-виртуозный «Праздничный кюй» («Дайрабай») для симфонического оркестра (1963), ставший одним из самых популярных произведений Рахмадиева. Традиция таких жизнерадостных симфонических кюев была продолжена в кюях «Кудаша-думан» и «Ортпа» (1973). К этому жанру относится и Скерцо для трубы с оркестром (1966).
Рахмадиев постоянно обращается и к опере. В основе лирико-драматической оперы «Камар-сулу» (1963) лежит одноименный роман-поэма классика казахской советской литературы С. Торайгырова, рассказывающий о судьбе угнетенной казахской женщины в условиях феодально-байского строя. Лирическая трактовка сюжета коренится в национальном фольклоре, и прежде всего в жанре казахской женской песни, а также в бытовых песнях - детских, шуточных, колыбельных. Драматургия оперы основана на развитии главной сюжетной линии - трагической любви разлученных друг с другом девушки-акына Камар и учителя Ахмета, обрывающейся гибелью Камар. Музыкальный язык оперы мелодичен, драматически-экспрессивен. Важную роль играют лейттемы и лейтинтонации. Особое место в опере занимает хор: впечатляюще звучит в сцене гибели Камар хорал a cappella - один из первых примеров использования Рахмадиевым этого жанра в контексте национальной оперы.
Значительной вехой в творчестве композитора стала опера «Алпамыс» (1973), представляющая иной жанровый тип. Это крупномасштабное сочинение эпического характера написано на основе старинных народных преданий, оно во многом продолжает традиции русской оперы-сказки («Руслан и Людмила» М. Глинки, «Золотой петушок» и «Кащей бессмертный» Н. Римского-Корсакова). Главный герой оперы - легендарный батыр Алпамыс - олицетворяет лучшие человеческие качества - доброту, любовь к людям, справедливость. Как символы зла выступают Тайчикхан и ведьма Мыстан. Музыкальный язык оперы своеобразен тем, что в нем нет непосредственных цитат подлинных народных мелодий. Знание родного фольклора дает композитору возможность писать в стиле народной музыки, опираясь на ее типичные интонации и ритмы. Так, в основе хора из пролога лежат интонации трагического кюя Курмангазы «Кишкентай», в арии Матери-земли из пролога слышны интонации народной песни «Угай-ай». Рахмадиев обращается и к таким широко популярным формам народной казахской музыки, как терме, желдирме, свойственным исполнительской манере героических сказаний, а также использует некоторые композиционные приемы лирических песен акынов. После первой постановки в 1975 г. опера «Алпамыс» была существенно переработана. Так, в нее был введен новый персонаж - народный сказитель акын Жирау, который, аккомпанируя себе на домбре, комментирует события, нередко предсказывая их.
Популярным сочинением Рахмадиева стал Концерт для трубы с оркестром (1982), в котором композитор опирается на национальный мелос, сочетая его с современной виртуозной техникой. Необычайно широк круг стилистических элементов этого одночастного сочинения, обладающего чертами рапсодичности: от тем скерцозного характера, свойственных европейской классической музыке, до кюев и среднеазиатских танцевальных тем. Красочная оркестровка Концерта близка симфоническим кюям композитора.
В 80-е гг. Рахмадиев создал ораторию-реквием памяти Г. Мусрепова (1987), Концерт для скрипки с оркестром (1985), Шесть романсов на стихи М. Макатаева (1983), Семь романсов на стихи Абая (1985), музыку к кинофильму «Дорогой жизни» (1985), музыкальную комедию «Майра» (либр. Г. Мусрепова, 1985). В 1986 г. он сделал вторую редакцию оперы «Камар-сулу». Произведения Рахмадиева пользуются неизменным интересом у многочисленной публики. Они вышли далеко за пределы Казахстана и звучат во многих странах Европы, Азии, Америки. /Н. Алексенко/