РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998
Узнав о нападении фашистской Германии на СССР, С.В. Рахманинов стал усиленно разъезжать по Соединенным Штатам с концертными программами. И хотя он не симпатизировал большевикам, все получаемые за концертную деятельность гонорары посылал на имя И.В. Сталина для нужд Красной Армии, с пожеланием ее победы над фашистской Германией.
Произведения СВ. Рахманинова, за редким исключением, постоянно исполнялись в СССР. И.В. Сталину нравился романс С.В. Рахманинова на слова А. С. Пушкина «Нас было много на челне».
В 1897-98 Рахманинов дирижировал в Московской частной опере С.И. Мамонтова (под его руководством шли оперы "Русалка", "Майская ночь", "Кармен" и др.). С 1906 Рахманинов работал в Большом театре, где дирижировал оперы "Жизнь за царя", "Русалка", "Борис Годунов", "Пиковая дама", "Франческа да Римини", "Скупой рыцарь" и др.
С 1887 Рахманинов начал сочинять музыку, создал 3 симфонии, фантазию "Утес", поэму "Остров мертвых" для оркестра, "Рапсодию на тему Паганини" для фортепьяно с оркестром, поэму "Колокола", кантату "Весна", инструментальные и вокальные произведения различных жанров. В музыкальном творчестве Рахманинова сочетаются романтический пафос и лирико-созерцательные настроения, неистощимое мелодичное богатство и ритмическая энергия.
В декабре 1917 Рахманинов эмигрировал за границу, жил преимущественно в США (с 1918).
В.А. Федоров
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.
С 1918 жил в США, где работал с М.М. Фокиным над сценарием балета «Паганини». Балет Р. «Зимняя ночь» был поставлен в Лондоне в 1948. В 1918-26 занимался преимущественно концертной деятельностью. Большевики лишили Р. состояния, но музыкант, хорошо зарабатывая, изыскивал средства, чтобы заниматься благотворительностью, помогая нуждающимся рус. людям за рубежом и голодающим на родине (1921-22), куда через Амер. ассоциацию по оказанию помощи (АРА) отправил много посылок. В 1923 выделил зарождавшейся компании И.И Сикорского $5000, что поставило предприятие на ноги; состоял в совете директоров компании. Кроме собственных произведений блестяще исполнял муз. Л. Бетховена, Ф. Листа, Ф. Шопена и др. великих композиторов. На заработанные средства приобрёл в Швейцарии поместье («Сенар»), где работал и проводил значительную часть времени. В 1926-40 создал Четвёртый фортепианный концерт (1926), «Три русские песни» для хора, солистов и оркестра (1926), «Вариации на темы Корелли» для фортепиано (1931), Третью симфонию (1936), «Симфонические танцы» (1940) и др. произведения. Последние годы провёл в США. Член Комитета по созданию Толстовского фонда (1939). В 1941-42 дал несколько больших концертов с целью сбора средств на пеницеллин, др. медикаменты и мед. оборудование для рус. солдат. Свой дар Р. сопроводил письмом: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу! Сергей Рахманинов». Р. оставил в амер. муз. культуре столь же значительный след, как и в рус. 100-летний и 110-летний юбилеи Р. торжественно отмечались в Москве и в Тамбове. Вертолётная компания Сикорского устроила в 2003 в память о Р. концерт. Родственники: жена (двоюродная сестра, урожд. Сатина; в браке с 1902) Наталья Александровна; две дочери.
Похоронен с женой и одной из дочерей на кладбище Кенсико в Валхалле (шт. Нью-Йорк).
Ист. АМРЦ. Морозова О. А. Биографии, сборник— черновая рукопись: М-73 (MS 268). С. 7.41; Воспоминания о Рахманинове. В 2 т. М., 1957; 2-е изд. 1974; Филиппов Б. Встречи с Рахманиновым // НРС. 1973. 22 апр.
Лит. Алданов М. С.В. Рахманинов// НРС. 1978. 1 апр.; Брянцева В.Н. Рахманинов Сергей Васильевич // БСЭ. Т. XXI. М., 1975. С. 510; Вильданова Р.И., Кудрявцев В.Б., Лаппо-Дани- левский К.Ю. Краткий биографии, словарь рус. зарубежья // Струве Г. С. 352; Мержанов В. Певец земли русской // Сов. культура (Москва). 1983. 7 апр.; Папков Андрей, протодиакон. С.В. Рахманинов// ПР. 1993. №20. С.10-11; Петров В. Рус. в Америке, XX век. Вашингтон, 1992. С. 78-79; Прицкер М. День рождения Рахманинова// НРС. 1993. 2 апр.; Рахманинова Н. С.В. Рахманинов// НЖ. 1972. Кн. 108. С. 237-247; Розанова Ю. Сергей Васильевич Рахманинов // РЗ. Золотая кн. эм. С. 532-534; Сатина С. С.В. Рахманинов. К 25-летию со дня кончины// НЖ. 1968. Кн. 91. С. 116-128; Raymond В., Jones D. Rakhmaninov Sergei // The Russian Diaspora. 1917-1941. Maryland and London, 2000. P. 173-174; Sherman R. The Flight Plan: Rachmaninoff // The New York Times. 2003. Jan. 26. P. 13.
Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.
— отличный пианист и даровитый композитор; род. 20 марта 1873 в Новгородской губ., в 1882 поступил в СПб. консерваторию по классу фп. (Демянский); в 1885 перешел в московскую консерваторию, где изучал игру на фп. у Зверева и затем у своего двоюродного брата Зилоти, а теорию композиции у Танеева и Аренского. Окончил курс по фп. 1891, по композиции 1892 (большая золотая медаль), после чего концертировал неоднократно как в столицах, так и в провинции. В 1899 по приглашению лондонского филармонического об-ва выступил в концерте последнего как пианист, дирижер и композитор. 1902 играл в Вене в симфоническом концерте. С 1893 по сие время преподает игру на фп. в московском Мариинском женском институте; в 1897—98 был дирижером московской частной оперы.
Сочинения Р.: А. Для оркестра; "Утес" фантазия op. 7; "Цыганское каприччио" op. 12; 1-я симфоииим op. 13 (1895). В. Для фп. 2 концерта с оркестром (op. 1 и 18); 2 сюиты для двух фп. (op. 5 и 17); 6 пьес в 4 руки (op. 11) и ряд пьес в 2 руки: op. 3 (5 пьес, в том числе известная прелюдия Cis-moll), op. 10 (7 №№), op. 16 (6 moments musicaux), op. 22 [вариации на тему прелюдии C-moll Шопена]). С. Камерная музыка: Элегическое трио для фп., скрипки и виолончели (памяти Чайковского) op. 9 (1893); соната для фп. и виолончели op. 19; кроме того, две пьесы для скрипки с фп. op. 6 и две для виолончели с фп. op. 2. D. Для пения: 6 женских хоров op. 15; "Пантелей целитель" смешанный хор; кантата "Весна" для хора, баритона и оркестра op. 20; ряд романсов: op. 4 (6), 8 (6), 14 (12) и 17 ("Судьба", к 5-ой симфонии Бетховена). Е. Опера "Алеко" в 1 д., экзаменационная консерваторская работа, в 1892 шла в московском Большом театре и позднее в провинции.
[С сезона 1904—1905 состоит, вместе с Альтани, дирижером Большого театра в Москве. Последние его сочинения: небольшие оперы (1904) "Скупой Рыцарь" в 3 карт. (на неизмененный текст Пушкина) и "Франческа Риминийская" в 4 карт. (текст М. Чайковского, по Данте); фортепианные пьесы (прелюдии) и романсы.]
{Риман}
Рахманинов, Сергей Васильевич
(род. 1.IV.1873 в имении Онег Новгородской губ., ум. 28.III.1943 в Беверли-Хилс, США) — рус. композитор, пианист-виртуоз, дирижер. С 4 лет обучался музыке под руков. матери. В 1882 поступил в Петербургскую консерваторию (кл. фп. В. Демянского). В 1885 переехал в Москву, где 4 года занимался у Н. Зверева (фп.). Дальнейшее муз. образование получил в Московской консерватории; ученик А. Зилоти (фп.), С. Танеева, А. Аренского (композиция).
Окончил консерваторию в 1891 по фортепиано, в 1892 по композиции. В 1892 приступил к концертной деятельности. С 1893 преподаватель, позднее также инспектор музыки в Мариинском училище, Екатерининском и Елизаветинском институтах. В 1897—98 дирижер Московской частной оперы С. Мамонтова, с 1904 по 1906 дирижер Большого театра, с 1906 по 1909 жил зимой в Дрездене, летом на родине. Выступал как пианист и дирижер в городах Европы, в 1909 совершил первую концертную поездку по США. С 1909 по 1912 инспектор рус. музыки при Главной дирекции Русского музыкального общества. Осенью 1917 уехал на гастроли в Швецию. Не поняв исторического значения Октябрьской революции, остался за рубежом. Некоторое время жил в Париже, затем в Швейцарии, Нью-Йорке. В 1935 окончательно поселился в Америке. Занимаясь преимущ. исполнительской деятельностью, закрепил за собой славу величайшего пианиста мира. В годы Великой Отечественной войны проявил себя как патриот, вплоть до пересылки сбора с концертов в фонд обороны СССР. Обладая ярко выраженной творческой индивидуальностью, Р. вместе с тем следовал в своей музыке лучшим традициям рус. муз. классики и являлся непримиримым врагом формализма. Во многом был прямым "музыкальным наследником" Чайковского. Его творчество отмечено глубокой жизненной правдивостью, тесной связью с народно-национальной муз. культурой, демократичностью, искренним лиризмом, эмоциональностью, главенством мелодического начала, своеобразным, большей частью суровым, властным ритмом. Большое место в нем занимают образы русской природы (его называли "Левитаном русской музыки"). В последних произведениях Р. дают себя чувствовать трагически окрашенные настроения, рожденные мучительной тоской по родине, с которой было непосредственно связано все лучшее в его творчестве.
Соч.: оперы "Алеко" (1892), "Франческа да Римини", "Скупой рыцарь" (обе соч. 1904, пост. 1906); кантата "Весна" для бар., хора и орк. (1902), поэма для сол., хора и орк. "Колокола" (1913), 3 рус. песни для орк. и хора (1926); 3 симфонии (1895, 1907, 1936), фантазия "Утес" (1893), Каприччо на цыг. темы (1894), поэма "Остров мертвых" (1909), Симфонические танцы (1940) для орк.; 4 концерта (1891, 2 ред. 1917, 1901, 1909, 1926), Рапсодия на тему Паганини (1934) для фп. с орк.; Фп. трио (1893), Соната для влч. и фп. (1901), Романс, Венгерский танец для скр. и фп. (1893), Прелюдия, Восточный танец для влч. и фп.; многочисл. соч. для фп., в т. ч. 2 сонаты (1907, 1913), Вариации на тему Шопена (1902), Вариации на тему Корелли (1931), 2 цикла (всего 24) прелюдий (1903, 1910), 2 цикла (всего 15) этюдов-картин (1911, 1917), 2 сюиты (Фантазия, 1893, Вторая сюита, 1901), Рапсодия на рус. темы (1891), для 2 фп.; 70 (кроме юношеск.) романсов, в т. ч. "Не пой, красавица", "Весенние воды", "Островок", "Полюбила я на печаль свою", "Сон", "Проходит все", "Сирень", "В молчаньи ночи тайной", "Судьба", "Здесь хорошо", "Ночь печальна" и др.; хоры, в их числе 6 женск. хоров (1895), "Всенощное бдение" (1915); конц. обр. для фп. соч. др. композиторов.
Рахманинов,
Сергей ВасильевичРод. 20 марта (1 апреля) 1873 г., в имении Онег (Новгородская обл.), ум. 28 марта 1943 г., в Беверли-хиллз (Калифорния, США). Композитор, пианист, дирижер. Ученик Н. С. Зверева, А. И. Зилоти, А. С. Аренского, С. И. Танеева. Произведения: "Князь Ростислав" (симфоническая поэма, 1891), "Утес" (фантазия, 1893), "Памяти великого художника" (1893), "Остров мертвых" (поэма, 1909), "Симфонические танцы" (1940), "Весна" (кантата, 1902), "Алеко" (опера, 1892), "Скупой рыцарь" (опера, 1904), "Франческа да Римини" (опера, 1904), "Скупой рыцарь" (1906), Литургия св. Иоанна Златоуста (1910), "Колокола" (поэма, для хора и оркестра, 1913), Всенощное бдение (1915), "Три русские песни" (1926), Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931), "Рапсодия на тему Паганини" (1934), "Симфонические танцы" (1940), романсы ("Не пой, красавица, при мне", "В молчаньи ночи тайной", "Сирень" и др.), концерты, прелюдии, этюды-картины для фортепиано, сонаты, 3 симфонии (1895—1936) и др. В 1897—98 гг. дирижер Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова, в 1904—1906 гг. дирижер Большого театра. С 1917 г. в эмиграции. В США вел широкую концертную деятельность как пианист-виртуоз.
«Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». Эти слова принадлежат С. Рахманинову - великому композитору, гениальному пианисту и дирижеру. Все важнейшие события русской общественной и художественной жизни отразились в его творческой судьбе, оставив неизгладимый след. Формирование и расцвет творчества Рахманинова приходится на 1890-1900-е гг.время, когда в русской культуре происходили сложнейшие процессы, духовный пульс бился лихорадочно и нервно. Присущее Рахманинову остро-лирическое ощущение эпохи неизменно связывалось у него с образом горячо любимой Родины, с беспредельностью ее широких далей, мощью и буйной удалью ее стихийных сил, нежной хрупкостью расцветающей весенней природы.
Дарование Рахманинова проявилось рано и ярко, хотя до двенадцатилетнего возраста особого рвения к систематическим занятиям музыкой он не обнаруживал. Учиться играть на рояле он начал в 4 года, в 1882 г. был принят в Петербургскую консерваторию, где, предоставленный самому себе, изрядно бездельничал, а в 1885 г. его перевели в Московскую консерваторию. Здесь Рахманинов занимался по классу фортепиано у Н. Зверева, затем А. Зилоти; по теоретическим предметам и композиции - у С. Танеева и А. Аренского. Живя в пансионе у Зверева (1885-89), он прошел суровую, но очень разумную школу трудовой дисциплины, превратившую его из отчаянного лентяя и шалуна в человека исключительно собранного и волевого. «Лучшим, что есть во мне, я обязан ему», - так говорил впоследствии о Звереве Рахманинов. В консерватории Рахманинов находился под сильным влиянием личности П. Чайковского, который, в свою очередь, следил за развитием своего любимца Сережи и по окончании им консерватории помог поставить оперу «Алеко» в Большом театре, зная по собственному печальному опыту, как тяжело начинающему музыканту прокладывать себе дорогу.
Консерваторию Рахманинов окончил по классу фортепиано (1891) и композиции (1892) с Большой золотой медалью. К этому времени он был уже автором нескольких сочинений, среди которых - знаменитая Прелюдия до-диез минор, романс «В молчаньи ночи тайной», Первый фортепианный концерт, опера «Алеко», написанная в качестве дипломной работы всего за 17 дней! Последовавшие за ними Пьесы-фантазии ор. 3 (1892), Элегическое трио «Памяти великого художника» (1893), Сюита для двух фортепиано (1893), Музыкальные моменты ор. 16 (1896), романсы, симфонические произведения - «Утес» (1893). Каприччио на цыганские темы (1894) - подтвердили мнение о Рахманинове как о таланте сильном, глубоком, самобытном. Характерные для Рахманинова образы и настроения предстают в этих произведениях в широком диапазоне - от трагической скорби «Музыкального момента» си минор до гимнического апофеоза романса «Весенние воды», от сурового стихийно-волевого напора «Музыкального момента» ми минор до тончайшей акварели романса «Островок».
Жизнь в эти годы складывалась сложно. Решительный и властный в исполнительстве и творчестве, Рахманинов по натуре был человеком ранимым, часто испытывал неуверенность в себе. Мешали материальные затруднения, житейская неустроенность, скитания по чужим углам. И хотя его поддерживали близкие ему люди, в первую очередь семья Сатиных, он чувствовал себя одиноким. Сильное потрясение, вызванное провалом его Первой симфонии, исполненной в Петербурге в марте 1897 г., привело к творческому кризису. Несколько лет Рахманинов ничего не сочинял, зато активизировалась его исполнительская деятельность как пианиста, состоялся дирижерский дебют в Московской частной опере (1897). В эти годы он познакомился с Л. Толстым, А. Чеховым, артистами Художественного театра, началась дружба с Ф. Шаляпиным, которую Рахманинов считал одним «из самых сильных, глубоких и тонких художественных переживаний». В 1899 г. Рахманинов впервые выступил за рубежом (в Лондоне), в 1900 - побывал в Италии, где появились наброски будущей оперы «Франческа да Римини». Радостным событием явилась постановка оперы Алеко в Петербурге по случаю 100-летнего юбилея А. Пушкина с Шаляпиным в партии Алеко. Так постепенно готовился внутренний перелом, и в начале 1900-х гг. произошло возвращение к творчеству. Новый век начался со Второго фортепианного концерта, прозвучавшего как могучий набат. Современники услышали в нем голос Времени с его напряженностью, взрывчатостью, ощущением грядущих перемен. Теперь жанр концерта становится ведущим, именно в нем с наибольшей полнотой и всеохватностью воплощаются главные идеи. В жизни Рахманинова наступает новый этап. Всеобщее признание в России и за рубежом получает его пианистическая и дирижерская деятельность. 2 года (1904-06) Рахманинов работал дирижером в Большом театре, оставив в его истории память о замечательных постановках русских опер. В 1907 г. он принимал участие в Русских исторических концертах, организованных С. Дягилевым в Париже, в 1909 г. впервые выступал в Америке, где играл свой Третий фортепианный концерт под управлением Г. Малера. Интенсивная концертная деятельность в городах России и за рубежом сочеталась с не менее интенсивным творчеством, причем в музыке этого десятилетия (в кантате «Весна» - 1902, в прелюдиях ор. 23, в финалах Второй симфонии и Третьего концерта) много пылкой восторженности и воодушевления. А в таких сочинениях, как романсы «Сирень, Здесь хорошо», в прелюдиях ре мажор и соль мажор, с удивительной проникновенностью зазвучала «музыка поющих сил природы».
Но в эти же годы ощущаются и другие настроения. Горестные думы о родине и ее грядущей судьбе, философские размышления о жизни и смерти порождают трагические образы Первой фортепианной сонаты, навеянной «Фаустом» И. В. Гете, симфонической поэмы «Остров мертвых» по картине швейцарского художника А. Беклина (1909), многих страниц Третьего концерта, романсов ор. 26. Внутренние изменения стали особенно ощутимы после 1910 г. Если в Третьем концерте трагедийность в итоге преодолевается и концерт завершается ликующим апофеозом, то в сочинениях, последовавших за ним, она непрерывно углубляется, вызывая к жизни агрессивные, враждебные образы, мрачные, подавленные настроения. Усложняется музыкальный язык, исчезает столь характерное для Рахманинова широкое мелодическое дыхание. Таковы вокально-симфоническая поэма «Колокола» (на ст. Э. По в переводе К. Бальмонта - 1913); романсы ор. 34 (1912) и ор. 38 (1916); Этюды-картины ор. 39 (1917). Однако именно в это время Рахманинов создал произведения, исполненные высокого этического смысла, ставшие олицетворением непреходящей духовной красоты, кульминацией рахманиновской мелодийности - «Вокализ» и «Всенощное бдение» для хора a cappella (1915). «Меня с детства увлекали великолепные напевы Октоиха. Я всегда чувствовал, что для их хоровой обработки необходим особый, специальный стиль, и, как мне кажется, нашел его во Всенощной. Не могу не признаться. что первое исполнение ее московским Синодальным хором дало мне час счастливейшего наслаждения», - вспоминал Рахманинов.
24 декабря 1917 г. Рахманинов с семьей покинул Россию, как оказалось, навсегда. Более четверти века прожил он на чужбине, в США, и этот период был в основном насыщен изнурительной концертной деятельностью, подчинявшейся жестоким законам музыкального бизнеса. Значительную часть своих гонораров Рахманинов использовал для материальной поддержки соотечественников за рубежом и в России. Так, весь сбор за выступление в апреле 1922 г. был передан в пользу голодающих в России, а осенью 1941 г. более четырех тысяч долларов Рахманинов направил в фонд помощи Красной Армии.
За рубежом Рахманинов жил замкнуто, ограничив круг друзей выходцами из России. Исключение было сделано лишь для семейства Ф. Стейнвея - главы фортепианной фирмы, с которым Рахманинова связывали дружеские отношения.
Первые годы пребывания за границей Рахманинова не покидали мысли об утрате творческого вдохновения. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя». Только спустя 8 лет после отъезда за рубеж Рахманинов возвращается к творчеству, создает Четвертый фортепианный концерт (1926), Три русские песни для хора и оркестра (1926), «Вариации на тему Корелли» для фортепиано (1931), «Рапсодию на тему Паганини» (1934), Третью симфонию (1936), «Симфонические танцы» (1940). Эти произведения - последний, самый высокий рахманиновский взлет. Скорбное чувство невосполнимой утраты, жгучая тоска по России рождает искусство огромной трагической силы, достигающей своего апогея в «Симфонических танцах». А в гениальной Третьей симфонии Рахманинов в последний раз воплощает центральную тему своего творчества - образ Родины. Сурово-сосредоточенная напряженная мысль художника вызывает его из глубины веков, он возникает как бесконечно дорогое воспоминание. В сложном переплетении разнохарактерных тем, эпизодов вырисовывается широкая перспектива, воссоздается драматическая эпопея судеб Отечества, завершающаяся победным жизнеутверждением. Так через все творчество Рахманинов проносит незыблемость своих этических принципов, высокую духовность, верность и неизбывную любовь к Родине, олицетворением которой стало его искусство. /О. Аверьянова/
Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.
Среди его предков по отцовской линии было немало музыкально одаренных людей. Его дед учился у Джона фильда, старший двоюродный брат - А.Зилоти - стал крупнейшим пианистом с мировым именем. Музыкальные способности Сергея проявились очень рано, первые уроки он получил у матери, а потом обучался у пианистки А.0рнатской. С начала 1880-х жизнь семьи Рахманиновых изменилась - расстались отец с матерью, не стало средств к су- ществованию. Мальчик оказался в Петербурге (1882) на младшем отделении столичной консерватории. Но попав в класс к В.Демянскому, одареннейший ученик не встретил понимания. К счастью, помог Зилоти, который отправил Р. в Москву (1885) в пансион Зверева, одного из лучших педагогов Московской консерватории на младшем отделении. Среди учеников Зверева, которые жили в его доме на полном материальном обеспечении, были очень способные мальчики. Наряду с Р.
выделялся своим дарованием юный А.Скрябин (он был всего на год старше Р.). Зверев сумел очень сильно повлиять на Р. - приучить его к труду, дать ему основы пианистической культуры, приобщить к театральной и концертной жизни Москвы. Воспитанники Зверева имели возможность общаться в его доме с П.Чайковским и А.Рубинштейном. Живя у Зверева, Р. начал активно сочинять.
Перейдя на старшее отделение Московской консерватории, он стал учеником своего брата, Зилоти, по классу фортепиано, С.Танеева - по теоретическим предметам, А.Аренского - по композиции. Учился Р.
блестяще и в 1891 окончил консерваторию по классу фортепиано, а через год (в 1892) -по классу композиции с Большой золотой медалью.
Дипломная работа по композиции - опера «Алеко» на заданное либретто Вл.Немировича-Данченко - была написана за 17 дней и получила столь высокую оценку, что весной 1893 была поставлена в Большом театре.
Определенную роль сыграла при этом поддержка Чайковского, с любовью относившегося к молодому, подающему большие надежды композитору.
Когда осенью того же года Чайковский скончался, Р. выразил свою скорбь в Элегическом трио памяти П.Чайковского.
Творческая деятельность Р. была необыкновенно активной, его сочинения и пианистические выступления пользовались неизменным вниманием публики и критики. Он быстро становился знаменитым, К середине 1890-х Р. были созданы: симфоническая поэма «Князь Ростислав», Первый фортепианный концерт, «Рапсодия на русские темы» для двух фортепиано, циклы фортепианных пьес (среди них известнейшая прелюдия до-диез минор ор. 3, которая впоследствии стала своеобразной «визитной карточкой» зрелого композитора), фантазия «Утес», «Каприччио на цыганские темы», романсы.
К 1895 была завершена работа над Первой симфонией, исполнению которой молодой композитор придавал большое значение. Симфония вобрала лучшие свойства музыки юного Р. искренность, особую теплоту и лирическую наполненность, вдохновеннейший мелодизм, захватывавший слушателей темперамент. Первая симфония открывала горизонты драматической стороны его дарования, в ней появились новые для композитора средства выразительности, опора на традиции древнецерковного знаменного пения.
Есть сведения о том, что на рукописи партитуры существовал автограф - изречение из библии, использованное Л.Толстым в романе «Анна Каренина»; «Мне отмщение, и аз воздам». Однако Первая симфония, исполненная в Петербурге (1897) в «Русских симфонических концертах» под управлением А.Глазунова, не была принята слушателями и потерпела фиаско. «После этой симфонии не сочинял ничего около трех лет, - рассказывал много позже Р. - Был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись голова и руки».
Тяжелый душевный кризис все-таки не отвратил от исполнительской деятельности. В сезоне 1897/98 раскрылась третья «ипостась» великого таланта - Р. стал дирижером в Московской частной опере С.Мамонтова, где познакомился с Ф.Шаляпиным, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Их совместное музицирование и выступления оценивались Р. как одно «из самых сильных, глубоких и тонких переживаний». В театре Мамонтова он общался и с Н.Римским-Корсаковым, приезжавшим из Петербурга на постановки своих опер. Очень важными были для Р.
знакомства с близкими ему по духу деятелями вновь открывшегося Художественного театра и особенно - с А.Чеховым. 1899 принес все еще «молчавшему» композитору Р. лавры исполнителя - успешно прошли гастроли в Лондоне в качестве пианиста и дирижера. А в Петербурге была с успехом поставлена опера «Алеко».
Выход из творческого кризиса связан с рождением ныне всемирно известного Второго фортепианного концерта (1901). Он полон особой лирической взволнованности и бурного подъема счастливых, радостных чувств. Затем появились две одноактные оперы «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь» (1904), цикл фортепианных прелюдий (1902), кантата «Весна» (1902). В 1902 Р. женился на своей двоюродной сестре, Наталии Сатиной; у них были две дочери. Брак оказался счастливым. «Лучшей жены он не мог бы себе выбрать», - утверждала современница.
Р. был приглашен в качестве дирижера в Большой театр (1904-6), где поставил заново «Пиковую даму» Чайковского, «Жизнь за царя» М.Глинки, «Князя Игоря» А.Бородина. Личность Р., его гениальная одаренность оказывали сильнейшее и благотворное воздействие на художественный облик театра. Таким же было и воздействие Р.-пианиста, много выступавшего в первые годы XX в. Для того, чтобы реализовать творческие замыслы, отключившись от исполнительской деятельности, Р.
с семьей весной 1906 уехал в Дрезден. Пробыв в отдалении от России до середины 1909, Р. сочинил много музыки. В Дрездене были созданы Вторая симфония, симфоническая поэма «Остров мертвых», соната для фортепиано, романсы, часть оперы «Монна-Ванна» (по М.Метерлинку).
Творческий подъем продолжался и по возвращении в Россию. Композитор достиг своего высочайшего расцвета - написаны такие шедевры русской и мировой классики как Третий фортепианный концерт (1909), этюды-картины (1910-11), романсы (1912), кантата «Колокола» (1913), «Всенощная» (1915).
В предреволюционные годы Р. много выступал как симфонический дирижер, включал в свой репертуар произведения Чайковского, Бородина, Лядова, Глазунова, Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Листа, Вагнера, Брамса. Он дирижировал произведениями Баха и Вивальди, а современность была представлена Дебюсси и Равелем. В 1911 Р. аккомпонировал А.Скрябину, представившему свой фортепианный концерт. Однако наиболее совершенным современниками считалось исполнение Четвертой симфонии Бетховена, Второй симфонии Бородина и «Сечи при Керженце» Римского-Корсакова.
Не приняв Октябрьской революции, Рахманиновы уехали в конце 1917 из России сначала в Швецию, а оттуда, через несколько месяцев - в Америку. В 1918-26 Р. занимался только концертно-пианистической деятельностью. Это был его второй, более длительный, «творческий кризис». Нужно было завоевывать новую публику, надо было зарабатывать деньги, но были и другие, более серьезные причины творческого молчания. О них Р. говорил в 1934 американскому журналисту: «Возможно, беспрестанные занятия на рояле и вечная суета, связанная с жизнью концертирующего артиста, берут у меня слишком много сил... А может быть, истинная причина того, что я в последние годы предпочел жизнь артиста-исполнителя жизни композитора, совсем иная. Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний».
Регулярная концертная деятельность за границей оставалась неизменной почти до самой смерти композитора. Ему пришлось значительно расширить свой репертуар, и, кроме собственных произведений, он играл Листа и Шумана, Бетховена и Шопена. Мировая слава пианиста приносила не только моральное удовлетворение, но и способствовала вполне благополучному материальному положению. В спокойной Швейцарии, на берегу озера было куплено для семьи и уединенной работы поместье, которое назвали Сенар (Сергей и Наталья Рахманиновы). Композитор стал заядлым автомобилистом, любил управлять моторной лодкой и яхтой.
С 1926 начался последний период композиторской деятельности. За 14 лет было написано несколько крупных произведений разных жанров, и каждое из них - свидетельство высочайшего подъема творческой энергии, возросшего мастерства. Закончив в 1926 работу над Четвертым фортепианным концертом, начатым на родине, Р. в том же году создал «Три русские песни» для хора, солистов и оркестра. В сочинениях 30-х- «Вариации на темы Корелли» для фортепиано (1931); «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано и оркестра (1934); Третья симфония (1936): «Симфонические танцы» (1940) - усиливается трагическое начало, которое проявлялось и раньше, в некоторых произведениях середины 1910-х.
В 30-е трагизм обнаруживает себя в остром конфликте двух образных сфер - неумолимого рока, смерти, душевной печали, тоски и высокой поэзии, красоты желанного идеала. Эта романтическая концепция нашла выражение в Третьей симфонии, в «Симфонических танцах», «Рапсодии на тему Паганини». Поздние произведения Р. более экспрессивны, гармонический язык их жестче, ритмика острее и четче, но главное остается неизменным - широкое мелодическое дыхание, покоряющая искренность, ярко выраженная национальная природа музыки, ее «повышенная эмоциональная температура». Оставаясь всю жизнь продолжателем высоких традиций русской музыкальной классики, Р.
постоянно их развивал и обогащал, он всегда шел в ногу со временем.
Свое творческое credo композитор высказал в интервью в декабре 1941, ставшем последним: «Музыка должна быть в конечном счете выражением всей личности композитора... В музыке композитора должны найти отражение родина композитора, его любовь, вера, книги, картины, которые произвели на него впечатление. Музыка должна быть продуктом всей суммы жизненного опыта композитора. Изучите шедевры любого великого музыканта, и вы найдете в них все аспекты его личности и окружающей среды... В моих собственных сочинениях я не делал сознательных усилий быть оригинальным, или романтиком, или национальным, или каким-либо еще. Я просто записывал на бумагу как можно естественнее ту музыку, которую слышал внутри себя. Я русский композитор, моя родина определила мой темперамент и мое мировоззрение. Моя музыка - детище моего темперамента, поэтому она - русская».
В последние годы жизни великий композитор, живя в Америке, продолжал много концертировать. Внимательно следил он за ходом Великой Отечественной войны, сопереживая своему народу в его тяжких испытаниях. Сбор от нескольких концертов, крупную сумму денег, он передал русскому консулу в Нью-Йорке с целью покупки медицинского оборудования и медикаментов для посылки на родину. Свой дар он сопроводил письмом: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу! Сергей Рахманинов». Однако дожить до окончания войны ему было не суждено.
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции
Источник: 100 великих музыкантов. 2002