РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РАХМАНИНОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
(1873-1943), русский пианист и композитор. Родился в аристократической семье. Закончил Московскую консерваторию. Стал знаменитым пианистом-виртуозом. В 1917 г. уехал на гастроли в скандинавские страны и больше не вернулся в Россию. Жил в Швейцарии, а затем в США, зарабатывая гастролями. Один из величайших пианистов XX в., Р. не менее знаменит и как композитор-продолжатель традиций русской классической музыки. Им написаны три симфонии, четыре фортепианных концерта, «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром, три онеры, а также религиозная музыка-«Литургия Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение».

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
(1873–1943), русский композитор, пианист и дирижер. С декабря 1917 жил за рубежом, с 1918 – в США.
Узнав о нападении фашистской Германии на СССР, С.В. Рахманинов стал усиленно разъезжать по Соединенным Штатам с концертными программами. И хотя он не симпатизировал большевикам, все получаемые за концертную деятельность гонорары посылал на имя И.В. Сталина для нужд Красной Армии, с пожеланием ее победы над фашистской Германией.
Произведения СВ. Рахманинова, за редким исключением, постоянно исполнялись в СССР. И.В. Сталину нравился романс С.В. Рахманинова на слова А. С. Пушкина «Нас было много на челне».

Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.

РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
20.03.1873 - 28.03.1943), русский композитор, дирижер, пианист. Родился в дворянской семье. В раннем детстве учился на игре на фортепьяно под руководством своей матери. В 1891 окончил Московскую консерваторию. С к. 1890-х началась длительная дружба Рахманинова с Ф.И. Шаляпиным.
В 1897-98 Рахманинов дирижировал в Московской частной опере С.И. Мамонтова (под его руководством шли оперы "Русалка", "Майская ночь", "Кармен" и др.). С 1906 Рахманинов работал в Большом театре, где дирижировал оперы "Жизнь за царя", "Русалка", "Борис Годунов", "Пиковая дама", "Франческа да Римини", "Скупой рыцарь" и др.
С 1887 Рахманинов начал сочинять музыку, создал 3 симфонии, фантазию "Утес", поэму "Остров мертвых" для оркестра, "Рапсодию на тему Паганини" для фортепьяно с оркестром, поэму "Колокола", кантату "Весна", инструментальные и вокальные произведения различных жанров. В музыкальном творчестве Рахманинова сочетаются романтический пафос и лирико-созерцательные настроения, неистощимое мелодичное богатство и ритмическая энергия.
В декабре 1917 Рахманинов эмигрировал за границу, жил преимущественно в США (с 1918).
В.А. Федоров

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
(1873—1943) — российский композитор, пианист, дирижер. Начал сочинять музыку в 1887 г. Его экзаменационная работа — одноактная опера «Алеко» (1892) получила золотую медаль Московской консерватории. В 1897—1898 гг. — дирижер Московской частной русской оперы, в 1904— 1906 гг. — дирижер Большого театра и симфонических концертов Кружка Любителей русской музыки. С 1900 г. постоянно концертировал как пианист и дирижер в России и за границей. В 1909—1917 гг. участвовал в деятельности Русского музыкального общества и Российского музыкального издательства. Создал три концерта для фортепиано с оркестром, две симфонии, симфоническую поэму «Остров мертвых», оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», кантату «Весна», поэму «Колокола» для оркестра, хора и солистов, множество романсов, две сонаты и др. произведения.В декабре 1917 г. уехал на гастроли в Скандинавию, в 1918 г. переехал в США. В 1918—1943 гг. занимался концертной деятельностью, сочинил 4-й концерт, «Рапсодию на тему Паганини» для фортепиано с оркестром, «Три русские песни» для оркестра и хора, 3-ю симфонию и «Симфонические танцы». В 1941—1942 гг. сборы с концертов передал в помощь Красной Армии. Один из крупнейших музыкантов рубежа XIX—XX вв., развивший лучшие традиции русской музыкальной классики. РВСР — см. Революционный военный совет Республики.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Рахманинов Сергей Васильевич
(1873–1943) - композитор, пианист и дирижер. Впервые Р. как пианист выступил в Х-ве, будучи еще студентом Московской консерватории. 20 и 28 января 1892 в зале Харьк. городской думы он исполнил сочинения Шопена, Листа, Шумана, Рубинштейна и свои первые фортепианные сочинения. 27 января 1893 вновь посетил Харьков, где выступил в зале Дворянского собрания с близким другом, певцом и композитором М. Слоновым, который исполнял арии и романсы, а он аккомпанировал ему. Были исполнены элегия, прелюдия, мелодия, полишинель, серенада, каватина из оперы «Алеко» Рахманинова, а также 14-я рапсодия Ф. Листа. В Х-ве посещал друзей и знакомых: И.К. Велитченко, И.И. Слатина, Х.Д. Алчевскую, И.М. Миклашевского, сестер Чарторыжских. Здесь он познакомился с супругами Лысиковыми, у которых жил в Х-ве (ул. Сумская, 6), а лето 1893 провел на их даче в Лебедине, где ему были созданы все условия для творчества. В 1911 Р. снова в Х-ве: 2 ноября в зале Дворянского собрания состоялся концерт, где он исполнил собственную фортепианную сонату и несколько популярных пьес; 22 ноября в помещении Коммерческого клуба, где в сопровождении симфонического оркестра под управлением М.М. Голинкина были исполнены симфоническая поэма Ф. Листа «Прелюды», увертюра Р. Вагнера к опере «Тангейзер», Второй концерт С. Рахманинова и Первый концерт П. Чайковского для фортепьяно. С 1914 по 1917 Р. ежегодно приезжал с концертами в Харьков. В 1914 26 и 27 ноября вместе с симфоническим оркестром С. Кусевицкого давал концерты в оперном театре. Исполнил свои Второй и Третий фортепьянные концерты и Вторую симфонию. Сборы от концертов были переданы в фонд помощи раненым солдатам Первой мировой войны и семьям погибших воинов. В 1915–9 ноября в помещении общественной библиотеки - концерт памяти композитора А.Н. Скрябина. В 1916 17 декабря певица Н. Кошиц исполнила 18 романсов Рахманинова под аккомпанемент автора. Последняя гастроль в Х-ве состоялась весной 1917. Международный фестиваль «С.В. Рахманинов и украинская культура» был основан в Х-ве в 1998 и проводится ежегодно (в 2004 проведен шестой фестиваль).

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
(20 марта 1873, Онега Новгородской губ. - 28 марта 1943, Беверли-Хилс, шт. Калифорния) — композитор, пианист и дирижёр. Происходил из древнего дворянского рода. Ст. двоюродный брат Р. А.И. Зилоти стал выдающимся пианистом. Детство провёл в имении на Волхове, возле Новгорода. С 4 лет занимался муз. с матерью, затем учился у пианистки А. Орнатской. В нач. 80-х гг. семья Р. разорилась и переехала в Санкт-Петербург. В 1882 поступил в Санкт- Петербургскую консерваторию. В связи с разводом родителей занятия в Консерватории запустил и был лишён стипендии. В 1885 матери удалось перевести Р. при содействии Зилоти в пансион Зверева — одного из лучших педагогов Московской консерватории. В Московской консерватории Р. учился у Зверева, затем у Зилоти, Танеева, Аренского и др. выдающихся муз. В 1891 оконч. консерваторию по классу фортепиано, в 1892 — с большой золотой медалью по классу композиции. С большим успехом начал концертную деятельность и стал преподавать. В 1892 написал муз. к опере «Алеко» — дипломная работа Р., поставленная на сцене Большого театра в 1893. Талант молодого музыканта заслужил высокую оценку П.И. Чайковского, наследником которого считался Р., несмотря на то, что его Первая симфония (исполнение 1897) не встретила должной оценки. В сезон 1897-98 —дирижёр в Московской частной опере С. Мамонтова, где познакомился с Ф.И. Шаляпиным, с которым дружил всю жизнь. В 1904-06— дирижёр Большого театра. Р внёс неоценимый вклад в рус. дух. музыку, создав «Кондак Успению» (1893), «Литургию» (1910), и «Всенощную» (1915), явившиеся воплощением рус. движения в церковной муз. конца XIX - нач. XX вв. Автор муз. на Евангелие от Иоанна и на стихотворение Алексея Толстого «Пантелей Целитель» (1891). Впервые выступил в США солистом Бостонского симфонич. оркестра в 1902. В 1907-09 жил в Дрездене и работал над новыми произведениями. В 1909 вернулся в Россию. После Октябрьского переворота 1917 выехал с семьей в Швецию. Затем жил в Париже и Швейцарии. Большевики не могли смириться с эмиграцией Р, поносили музыканта и не разрешали исполнять в СССР его дух. произведения. Однако в более позднее время в СССР издали «Литературное наследие» Р. — воспоминания композитора и статьи (в 3 т., М., 1978-80).
С 1918 жил в США, где работал с М.М. Фокиным над сценарием балета «Паганини». Балет Р. «Зимняя ночь» был поставлен в Лондоне в 1948. В 1918-26 занимался преимущественно концертной деятельностью. Большевики лишили Р. состояния, но музыкант, хорошо зарабатывая, изыскивал средства, чтобы заниматься благотворительностью, помогая нуждающимся рус. людям за рубежом и голодающим на родине (1921-22), куда через Амер. ассоциацию по оказанию помощи (АРА) отправил много посылок. В 1923 выделил зарождавшейся компании И.И Сикорского $5000, что поставило предприятие на ноги; состоял в совете директоров компании. Кроме собственных произведений блестяще исполнял муз. Л. Бетховена, Ф. Листа, Ф. Шопена и др. великих композиторов. На заработанные средства приобрёл в Швейцарии поместье («Сенар»), где работал и проводил значительную часть времени. В 1926-40 создал Четвёртый фортепианный концерт (1926), «Три русские песни» для хора, солистов и оркестра (1926), «Вариации на темы Корелли» для фортепиано (1931), Третью симфонию (1936), «Симфонические танцы» (1940) и др. произведения. Последние годы провёл в США. Член Комитета по созданию Толстовского фонда (1939). В 1941-42 дал несколько больших концертов с целью сбора средств на пеницеллин, др. медикаменты и мед. оборудование для рус. солдат. Свой дар Р. сопроводил письмом: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу! Сергей Рахманинов». Р. оставил в амер. муз. культуре столь же значительный след, как и в рус. 100-летний и 110-летний юбилеи Р. торжественно отмечались в Москве и в Тамбове. Вертолётная компания Сикорского устроила в 2003 в память о Р. концерт. Родственники: жена (двоюродная сестра, урожд. Сатина; в браке с 1902) Наталья Александровна; две дочери.
Похоронен с женой и одной из дочерей на кладбище Кенсико в Валхалле (шт. Нью-Йорк).
Ист. АМРЦ. Морозова О. А. Биографии, сборник— черновая рукопись: М-73 (MS 268). С. 7.41; Воспоминания о Рахманинове. В 2 т. М., 1957; 2-е изд. 1974; Филиппов Б. Встречи с Рахманиновым // НРС. 1973. 22 апр.
Лит. Алданов М. С.В. Рахманинов// НРС. 1978. 1 апр.; Брянцева В.Н. Рахманинов Сергей Васильевич // БСЭ. Т. XXI. М., 1975. С. 510; Вильданова Р.И., Кудрявцев В.Б., Лаппо-Дани- левский К.Ю. Краткий биографии, словарь рус. зарубежья // Струве Г. С. 352; Мержанов В. Певец земли русской // Сов. культура (Москва). 1983. 7 апр.; Папков Андрей, протодиакон. С.В. Рахманинов// ПР. 1993. №20. С.10-11; Петров В. Рус. в Америке, XX век. Вашингтон, 1992. С. 78-79; Прицкер М. День рождения Рахманинова// НРС. 1993. 2 апр.; Рахманинова Н. С.В. Рахманинов// НЖ. 1972. Кн. 108. С. 237-247; Розанова Ю. Сергей Васильевич Рахманинов // РЗ. Золотая кн. эм. С. 532-534; Сатина С. С.В. Рахманинов. К 25-летию со дня кончины// НЖ. 1968. Кн. 91. С. 116-128; Raymond В., Jones D. Rakhmaninov Sergei // The Russian Diaspora. 1917-1941. Maryland and London, 2000. P. 173-174; Sherman R. The Flight Plan: Rachmaninoff // The New York Times. 2003. Jan. 26. P. 13.

Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.

Рахманинов, Сергей Васильевич

— отличный пианист и даровитый композитор; род. 20 марта 1873 в Новгородской губ., в 1882 поступил в СПб. консерваторию по классу фп. (Демянский); в 1885 перешел в московскую консерваторию, где изучал игру на фп. у Зверева и затем у своего двоюродного брата Зилоти, а теорию композиции у Танеева и Аренского. Окончил курс по фп. 1891, по композиции 1892 (большая золотая медаль), после чего концертировал неоднократно как в столицах, так и в провинции. В 1899 по приглашению лондонского филармонического об-ва выступил в концерте последнего как пианист, дирижер и композитор. 1902 играл в Вене в симфоническом концерте. С 1893 по сие время преподает игру на фп. в московском Мариинском женском институте; в 1897—98 был дирижером московской частной оперы.


Сочинения Р.: А. Для оркестра; "Утес" фантазия op. 7; "Цыганское каприччио" op. 12; 1-я симфоииим op. 13 (1895). В. Для фп. 2 концерта с оркестром (op. 1 и 18); 2 сюиты для двух фп. (op. 5 и 17); 6 пьес в 4 руки (op. 11) и ряд пьес в 2 руки: op. 3 (5 пьес, в том числе известная прелюдия Cis-moll), op. 10 (7 №№), op. 16 (6 moments musicaux), op. 22 [вариации на тему прелюдии C-moll Шопена]). С. Камерная музыка: Элегическое трио для фп., скрипки и виолончели (памяти Чайковского) op. 9 (1893); соната для фп. и виолончели op. 19; кроме того, две пьесы для скрипки с фп. op. 6 и две для виолончели с фп. op. 2. D. Для пения: 6 женских хоров op. 15; "Пантелей целитель" смешанный хор; кантата "Весна" для хора, баритона и оркестра op. 20; ряд романсов: op. 4 (6), 8 (6), 14 (12) и 17 ("Судьба", к 5-ой симфонии Бетховена). Е. Опера "Алеко" в 1 д., экзаменационная консерваторская работа, в 1892 шла в московском Большом театре и позднее в провинции.


[С сезона 1904—1905 состоит, вместе с Альтани, дирижером Большого театра в Москве. Последние его сочинения: небольшие оперы (1904) "Скупой Рыцарь" в 3 карт. (на неизмененный текст Пушкина) и "Франческа Риминийская" в 4 карт. (текст М. Чайковского, по Данте); фортепианные пьесы (прелюдии) и романсы.]


{Риман}





Рахманинов, Сергей Васильевич


(род. 1.IV.1873 в имении Онег Новгородской губ., ум. 28.III.1943 в Беверли-Хилс, США) — рус. композитор, пианист-виртуоз, дирижер. С 4 лет обучался музыке под руков. матери. В 1882 поступил в Петербургскую консерваторию (кл. фп. В. Демянского). В 1885 переехал в Москву, где 4 года занимался у Н. Зверева (фп.). Дальнейшее муз. образование получил в Московской консерватории; ученик А. Зилоти (фп.), С. Танеева, А. Аренского (композиция).


Окончил консерваторию в 1891 по фортепиано, в 1892 по композиции. В 1892 приступил к концертной деятельности. С 1893 преподаватель, позднее также инспектор музыки в Мариинском училище, Екатерининском и Елизаветинском институтах. В 1897—98 дирижер Московской частной оперы С. Мамонтова, с 1904 по 1906 дирижер Большого театра, с 1906 по 1909 жил зимой в Дрездене, летом на родине. Выступал как пианист и дирижер в городах Европы, в 1909 совершил первую концертную поездку по США. С 1909 по 1912 инспектор рус. музыки при Главной дирекции Русского музыкального общества. Осенью 1917 уехал на гастроли в Швецию. Не поняв исторического значения Октябрьской революции, остался за рубежом. Некоторое время жил в Париже, затем в Швейцарии, Нью-Йорке. В 1935 окончательно поселился в Америке. Занимаясь преимущ. исполнительской деятельностью, закрепил за собой славу величайшего пианиста мира. В годы Великой Отечественной войны проявил себя как патриот, вплоть до пересылки сбора с концертов в фонд обороны СССР. Обладая ярко выраженной творческой индивидуальностью, Р. вместе с тем следовал в своей музыке лучшим традициям рус. муз. классики и являлся непримиримым врагом формализма. Во многом был прямым "музыкальным наследником" Чайковского. Его творчество отмечено глубокой жизненной правдивостью, тесной связью с народно-национальной муз. культурой, демократичностью, искренним лиризмом, эмоциональностью, главенством мелодического начала, своеобразным, большей частью суровым, властным ритмом. Большое место в нем занимают образы русской природы (его называли "Левитаном русской музыки"). В последних произведениях Р. дают себя чувствовать трагически окрашенные настроения, рожденные мучительной тоской по родине, с которой было непосредственно связано все лучшее в его творчестве.


Соч.: оперы "Алеко" (1892), "Франческа да Римини", "Скупой рыцарь" (обе соч. 1904, пост. 1906); кантата "Весна" для бар., хора и орк. (1902), поэма для сол., хора и орк. "Колокола" (1913), 3 рус. песни для орк. и хора (1926); 3 симфонии (1895, 1907, 1936), фантазия "Утес" (1893), Каприччо на цыг. темы (1894), поэма "Остров мертвых" (1909), Симфонические танцы (1940) для орк.; 4 концерта (1891, 2 ред. 1917, 1901, 1909, 1926), Рапсодия на тему Паганини (1934) для фп. с орк.; Фп. трио (1893), Соната для влч. и фп. (1901), Романс, Венгерский танец для скр. и фп. (1893), Прелюдия, Восточный танец для влч. и фп.; многочисл. соч. для фп., в т. ч. 2 сонаты (1907, 1913), Вариации на тему Шопена (1902), Вариации на тему Корелли (1931), 2 цикла (всего 24) прелюдий (1903, 1910), 2 цикла (всего 15) этюдов-картин (1911, 1917), 2 сюиты (Фантазия, 1893, Вторая сюита, 1901), Рапсодия на рус. темы (1891), для 2 фп.; 70 (кроме юношеск.) романсов, в т. ч. "Не пой, красавица", "Весенние воды", "Островок", "Полюбила я на печаль свою", "Сон", "Проходит все", "Сирень", "В молчаньи ночи тайной", "Судьба", "Здесь хорошо", "Ночь печальна" и др.; хоры, в их числе 6 женск. хоров (1895), "Всенощное бдение" (1915); конц. обр. для фп. соч. др. композиторов.






Рахманинов, Сергей Васильевич


Род. 20 марта (1 апреля) 1873 г., в имении Онег (Новгородская обл.), ум. 28 марта 1943 г., в Беверли-хиллз (Калифорния, США). Композитор, пианист, дирижер. Ученик Н. С. Зверева, А. И. Зилоти, А. С. Аренского, С. И. Танеева. Произведения: "Князь Ростислав" (симфоническая поэма, 1891), "Утес" (фантазия, 1893), "Памяти великого художника" (1893), "Остров мертвых" (поэма, 1909), "Симфонические танцы" (1940), "Весна" (кантата, 1902), "Алеко" (опера, 1892), "Скупой рыцарь" (опера, 1904), "Франческа да Римини" (опера, 1904), "Скупой рыцарь" (1906), Литургия св. Иоанна Златоуста (1910), "Колокола" (поэма, для хора и оркестра, 1913), Всенощное бдение (1915), "Три русские песни" (1926), Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931), "Рапсодия на тему Паганини" (1934), "Симфонические танцы" (1940), романсы ("Не пой, красавица, при мне", "В молчаньи ночи тайной", "Сирень" и др.), концерты, прелюдии, этюды-картины для фортепиано, сонаты, 3 симфонии (1895—1936) и др. В 1897—98 гг. дирижер Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова, в 1904—1906 гг. дирижер Большого театра. С 1917 г. в эмиграции. В США вел широкую концертную деятельность как пианист-виртуоз.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
(1 IV 1873, имение Онег, ныне Новгородская обл. - 28 III 1943, Беверли-Хилс, Калифорния)
«Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». Эти слова принадлежат С. Рахманинову - великому композитору, гениальному пианисту и дирижеру. Все важнейшие события русской общественной и художественной жизни отразились в его творческой судьбе, оставив неизгладимый след. Формирование и расцвет творчества Рахманинова приходится на 1890-1900-е гг.время, когда в русской культуре происходили сложнейшие процессы, духовный пульс бился лихорадочно и нервно. Присущее Рахманинову остро-лирическое ощущение эпохи неизменно связывалось у него с образом горячо любимой Родины, с беспредельностью ее широких далей, мощью и буйной удалью ее стихийных сил, нежной хрупкостью расцветающей весенней природы.
Дарование Рахманинова проявилось рано и ярко, хотя до двенадцатилетнего возраста особого рвения к систематическим занятиям музыкой он не обнаруживал. Учиться играть на рояле он начал в 4 года, в 1882 г. был принят в Петербургскую консерваторию, где, предоставленный самому себе, изрядно бездельничал, а в 1885 г. его перевели в Московскую консерваторию. Здесь Рахманинов занимался по классу фортепиано у Н. Зверева, затем А. Зилоти; по теоретическим предметам и композиции - у С. Танеева и А. Аренского. Живя в пансионе у Зверева (1885-89), он прошел суровую, но очень разумную школу трудовой дисциплины, превратившую его из отчаянного лентяя и шалуна в человека исключительно собранного и волевого. «Лучшим, что есть во мне, я обязан ему», - так говорил впоследствии о Звереве Рахманинов. В консерватории Рахманинов находился под сильным влиянием личности П. Чайковского, который, в свою очередь, следил за развитием своего любимца Сережи и по окончании им консерватории помог поставить оперу «Алеко» в Большом театре, зная по собственному печальному опыту, как тяжело начинающему музыканту прокладывать себе дорогу.
Консерваторию Рахманинов окончил по классу фортепиано (1891) и композиции (1892) с Большой золотой медалью. К этому времени он был уже автором нескольких сочинений, среди которых - знаменитая Прелюдия до-диез минор, романс «В молчаньи ночи тайной», Первый фортепианный концерт, опера «Алеко», написанная в качестве дипломной работы всего за 17 дней! Последовавшие за ними Пьесы-фантазии ор. 3 (1892), Элегическое трио «Памяти великого художника» (1893), Сюита для двух фортепиано (1893), Музыкальные моменты ор. 16 (1896), романсы, симфонические произведения - «Утес» (1893). Каприччио на цыганские темы (1894) - подтвердили мнение о Рахманинове как о таланте сильном, глубоком, самобытном. Характерные для Рахманинова образы и настроения предстают в этих произведениях в широком диапазоне - от трагической скорби «Музыкального момента» си минор до гимнического апофеоза романса «Весенние воды», от сурового стихийно-волевого напора «Музыкального момента» ми минор до тончайшей акварели романса «Островок».
Жизнь в эти годы складывалась сложно. Решительный и властный в исполнительстве и творчестве, Рахманинов по натуре был человеком ранимым, часто испытывал неуверенность в себе. Мешали материальные затруднения, житейская неустроенность, скитания по чужим углам. И хотя его поддерживали близкие ему люди, в первую очередь семья Сатиных, он чувствовал себя одиноким. Сильное потрясение, вызванное провалом его Первой симфонии, исполненной в Петербурге в марте 1897 г., привело к творческому кризису. Несколько лет Рахманинов ничего не сочинял, зато активизировалась его исполнительская деятельность как пианиста, состоялся дирижерский дебют в Московской частной опере (1897). В эти годы он познакомился с Л. Толстым, А. Чеховым, артистами Художественного театра, началась дружба с Ф. Шаляпиным, которую Рахманинов считал одним «из самых сильных, глубоких и тонких художественных переживаний». В 1899 г. Рахманинов впервые выступил за рубежом (в Лондоне), в 1900 - побывал в Италии, где появились наброски будущей оперы «Франческа да Римини». Радостным событием явилась постановка оперы Алеко в Петербурге по случаю 100-летнего юбилея А. Пушкина с Шаляпиным в партии Алеко. Так постепенно готовился внутренний перелом, и в начале 1900-х гг. произошло возвращение к творчеству. Новый век начался со Второго фортепианного концерта, прозвучавшего как могучий набат. Современники услышали в нем голос Времени с его напряженностью, взрывчатостью, ощущением грядущих перемен. Теперь жанр концерта становится ведущим, именно в нем с наибольшей полнотой и всеохватностью воплощаются главные идеи. В жизни Рахманинова наступает новый этап. Всеобщее признание в России и за рубежом получает его пианистическая и дирижерская деятельность. 2 года (1904-06) Рахманинов работал дирижером в Большом театре, оставив в его истории память о замечательных постановках русских опер. В 1907 г. он принимал участие в Русских исторических концертах, организованных С. Дягилевым в Париже, в 1909 г. впервые выступал в Америке, где играл свой Третий фортепианный концерт под управлением Г. Малера. Интенсивная концертная деятельность в городах России и за рубежом сочеталась с не менее интенсивным творчеством, причем в музыке этого десятилетия (в кантате «Весна» - 1902, в прелюдиях ор. 23, в финалах Второй симфонии и Третьего концерта) много пылкой восторженности и воодушевления. А в таких сочинениях, как романсы «Сирень, Здесь хорошо», в прелюдиях ре мажор и соль мажор, с удивительной проникновенностью зазвучала «музыка поющих сил природы».
Но в эти же годы ощущаются и другие настроения. Горестные думы о родине и ее грядущей судьбе, философские размышления о жизни и смерти порождают трагические образы Первой фортепианной сонаты, навеянной «Фаустом» И. В. Гете, симфонической поэмы «Остров мертвых» по картине швейцарского художника А. Беклина (1909), многих страниц Третьего концерта, романсов ор. 26. Внутренние изменения стали особенно ощутимы после 1910 г. Если в Третьем концерте трагедийность в итоге преодолевается и концерт завершается ликующим апофеозом, то в сочинениях, последовавших за ним, она непрерывно углубляется, вызывая к жизни агрессивные, враждебные образы, мрачные, подавленные настроения. Усложняется музыкальный язык, исчезает столь характерное для Рахманинова широкое мелодическое дыхание. Таковы вокально-симфоническая поэма «Колокола» (на ст. Э. По в переводе К. Бальмонта - 1913); романсы ор. 34 (1912) и ор. 38 (1916); Этюды-картины ор. 39 (1917). Однако именно в это время Рахманинов создал произведения, исполненные высокого этического смысла, ставшие олицетворением непреходящей духовной красоты, кульминацией рахманиновской мелодийности - «Вокализ» и «Всенощное бдение» для хора a cappella (1915). «Меня с детства увлекали великолепные напевы Октоиха. Я всегда чувствовал, что для их хоровой обработки необходим особый, специальный стиль, и, как мне кажется, нашел его во Всенощной. Не могу не признаться. что первое исполнение ее московским Синодальным хором дало мне час счастливейшего наслаждения», - вспоминал Рахманинов.
24 декабря 1917 г. Рахманинов с семьей покинул Россию, как оказалось, навсегда. Более четверти века прожил он на чужбине, в США, и этот период был в основном насыщен изнурительной концертной деятельностью, подчинявшейся жестоким законам музыкального бизнеса. Значительную часть своих гонораров Рахманинов использовал для материальной поддержки соотечественников за рубежом и в России. Так, весь сбор за выступление в апреле 1922 г. был передан в пользу голодающих в России, а осенью 1941 г. более четырех тысяч долларов Рахманинов направил в фонд помощи Красной Армии.
За рубежом Рахманинов жил замкнуто, ограничив круг друзей выходцами из России. Исключение было сделано лишь для семейства Ф. Стейнвея - главы фортепианной фирмы, с которым Рахманинова связывали дружеские отношения.
Первые годы пребывания за границей Рахманинова не покидали мысли об утрате творческого вдохновения. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя». Только спустя 8 лет после отъезда за рубеж Рахманинов возвращается к творчеству, создает Четвертый фортепианный концерт (1926), Три русские песни для хора и оркестра (1926), «Вариации на тему Корелли» для фортепиано (1931), «Рапсодию на тему Паганини» (1934), Третью симфонию (1936), «Симфонические танцы» (1940). Эти произведения - последний, самый высокий рахманиновский взлет. Скорбное чувство невосполнимой утраты, жгучая тоска по России рождает искусство огромной трагической силы, достигающей своего апогея в «Симфонических танцах». А в гениальной Третьей симфонии Рахманинов в последний раз воплощает центральную тему своего творчества - образ Родины. Сурово-сосредоточенная напряженная мысль художника вызывает его из глубины веков, он возникает как бесконечно дорогое воспоминание. В сложном переплетении разнохарактерных тем, эпизодов вырисовывается широкая перспектива, воссоздается драматическая эпопея судеб Отечества, завершающаяся победным жизнеутверждением. Так через все творчество Рахманинов проносит незыблемость своих этических принципов, высокую духовность, верность и неизбывную любовь к Родине, олицетворением которой стало его искусство. /О. Аверьянова/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.

РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
20.3.1873, Онега, Новгородской губ. 28.3.1943, Беверли-Хилс, шт. Калифорния, США) - композитор, пианист и дирижер.Р. происходил из древнейшего дворянского рода.
Среди его предков по отцовской линии было немало музыкально одаренных людей. Его дед учился у Джона фильда, старший двоюродный брат - А.Зилоти - стал крупнейшим пианистом с мировым именем. Музыкальные способности Сергея проявились очень рано, первые уроки он получил у матери, а потом обучался у пианистки А.0рнатской. С начала 1880-х жизнь семьи Рахманиновых изменилась - расстались отец с матерью, не стало средств к су- ществованию. Мальчик оказался в Петербурге (1882) на младшем отделении столичной консерватории. Но попав в класс к В.Демянскому, одареннейший ученик не встретил понимания. К счастью, помог Зилоти, который отправил Р. в Москву (1885) в пансион Зверева, одного из лучших педагогов Московской консерватории на младшем отделении. Среди учеников Зверева, которые жили в его доме на полном материальном обеспечении, были очень способные мальчики. Наряду с Р.
выделялся своим дарованием юный А.Скрябин (он был всего на год старше Р.). Зверев сумел очень сильно повлиять на Р. - приучить его к труду, дать ему основы пианистической культуры, приобщить к театральной и концертной жизни Москвы. Воспитанники Зверева имели возможность общаться в его доме с П.Чайковским и А.Рубинштейном. Живя у Зверева, Р. начал активно сочинять.
Перейдя на старшее отделение Московской консерватории, он стал учеником своего брата, Зилоти, по классу фортепиано, С.Танеева - по теоретическим предметам, А.Аренского - по композиции. Учился Р.
блестяще и в 1891 окончил консерваторию по классу фортепиано, а через год (в 1892) -по классу композиции с Большой золотой медалью.
Дипломная работа по композиции - опера «Алеко» на заданное либретто Вл.Немировича-Данченко - была написана за 17 дней и получила столь высокую оценку, что весной 1893 была поставлена в Большом театре.
Определенную роль сыграла при этом поддержка Чайковского, с любовью относившегося к молодому, подающему большие надежды композитору.
Когда осенью того же года Чайковский скончался, Р. выразил свою скорбь в Элегическом трио памяти П.Чайковского.
Творческая деятельность Р. была необыкновенно активной, его сочинения и пианистические выступления пользовались неизменным вниманием публики и критики. Он быстро становился знаменитым, К середине 1890-х Р. были созданы: симфоническая поэма «Князь Ростислав», Первый фортепианный концерт, «Рапсодия на русские темы» для двух фортепиано, циклы фортепианных пьес (среди них известнейшая прелюдия до-диез минор ор. 3, которая впоследствии стала своеобразной «визитной карточкой» зрелого композитора), фантазия «Утес», «Каприччио на цыганские темы», романсы.
К 1895 была завершена работа над Первой симфонией, исполнению которой молодой композитор придавал большое значение. Симфония вобрала лучшие свойства музыки юного Р. искренность, особую теплоту и лирическую наполненность, вдохновеннейший мелодизм, захватывавший слушателей темперамент. Первая симфония открывала горизонты драматической стороны его дарования, в ней появились новые для композитора средства выразительности, опора на традиции древнецерковного знаменного пения.
Есть сведения о том, что на рукописи партитуры существовал автограф - изречение из библии, использованное Л.Толстым в романе «Анна Каренина»; «Мне отмщение, и аз воздам». Однако Первая симфония, исполненная в Петербурге (1897) в «Русских симфонических концертах» под управлением А.Глазунова, не была принята слушателями и потерпела фиаско. «После этой симфонии не сочинял ничего около трех лет, - рассказывал много позже Р. - Был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись голова и руки».
Тяжелый душевный кризис все-таки не отвратил от исполнительской деятельности. В сезоне 1897/98 раскрылась третья «ипостась» великого таланта - Р. стал дирижером в Московской частной опере С.Мамонтова, где познакомился с Ф.Шаляпиным, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Их совместное музицирование и выступления оценивались Р. как одно «из самых сильных, глубоких и тонких переживаний». В театре Мамонтова он общался и с Н.Римским-Корсаковым, приезжавшим из Петербурга на постановки своих опер. Очень важными были для Р.
знакомства с близкими ему по духу деятелями вновь открывшегося Художественного театра и особенно - с А.Чеховым. 1899 принес все еще «молчавшему» композитору Р. лавры исполнителя - успешно прошли гастроли в Лондоне в качестве пианиста и дирижера. А в Петербурге была с успехом поставлена опера «Алеко».
Выход из творческого кризиса связан с рождением ныне всемирно известного Второго фортепианного концерта (1901). Он полон особой лирической взволнованности и бурного подъема счастливых, радостных чувств. Затем появились две одноактные оперы «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь» (1904), цикл фортепианных прелюдий (1902), кантата «Весна» (1902). В 1902 Р. женился на своей двоюродной сестре, Наталии Сатиной; у них были две дочери. Брак оказался счастливым. «Лучшей жены он не мог бы себе выбрать», - утверждала современница.
Р. был приглашен в качестве дирижера в Большой театр (1904-6), где поставил заново «Пиковую даму» Чайковского, «Жизнь за царя» М.Глинки, «Князя Игоря» А.Бородина. Личность Р., его гениальная одаренность оказывали сильнейшее и благотворное воздействие на художественный облик театра. Таким же было и воздействие Р.-пианиста, много выступавшего в первые годы XX в. Для того, чтобы реализовать творческие замыслы, отключившись от исполнительской деятельности, Р.
с семьей весной 1906 уехал в Дрезден. Пробыв в отдалении от России до середины 1909, Р. сочинил много музыки. В Дрездене были созданы Вторая симфония, симфоническая поэма «Остров мертвых», соната для фортепиано, романсы, часть оперы «Монна-Ванна» (по М.Метерлинку).
Творческий подъем продолжался и по возвращении в Россию. Композитор достиг своего высочайшего расцвета - написаны такие шедевры русской и мировой классики как Третий фортепианный концерт (1909), этюды-картины (1910-11), романсы (1912), кантата «Колокола» (1913), «Всенощная» (1915).
В предреволюционные годы Р. много выступал как симфонический дирижер, включал в свой репертуар произведения Чайковского, Бородина, Лядова, Глазунова, Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Листа, Вагнера, Брамса. Он дирижировал произведениями Баха и Вивальди, а современность была представлена Дебюсси и Равелем. В 1911 Р. аккомпонировал А.Скрябину, представившему свой фортепианный концерт. Однако наиболее совершенным современниками считалось исполнение Четвертой симфонии Бетховена, Второй симфонии Бородина и «Сечи при Керженце» Римского-Корсакова.
Не приняв Октябрьской революции, Рахманиновы уехали в конце 1917 из России сначала в Швецию, а оттуда, через несколько месяцев - в Америку. В 1918-26 Р. занимался только концертно-пианистической деятельностью. Это был его второй, более длительный, «творческий кризис». Нужно было завоевывать новую публику, надо было зарабатывать деньги, но были и другие, более серьезные причины творческого молчания. О них Р. говорил в 1934 американскому журналисту: «Возможно, беспрестанные занятия на рояле и вечная суета, связанная с жизнью концертирующего артиста, берут у меня слишком много сил... А может быть, истинная причина того, что я в последние годы предпочел жизнь артиста-исполнителя жизни композитора, совсем иная. Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний».
Регулярная концертная деятельность за границей оставалась неизменной почти до самой смерти композитора. Ему пришлось значительно расширить свой репертуар, и, кроме собственных произведений, он играл Листа и Шумана, Бетховена и Шопена. Мировая слава пианиста приносила не только моральное удовлетворение, но и способствовала вполне благополучному материальному положению. В спокойной Швейцарии, на берегу озера было куплено для семьи и уединенной работы поместье, которое назвали Сенар (Сергей и Наталья Рахманиновы). Композитор стал заядлым автомобилистом, любил управлять моторной лодкой и яхтой.
С 1926 начался последний период композиторской деятельности. За 14 лет было написано несколько крупных произведений разных жанров, и каждое из них - свидетельство высочайшего подъема творческой энергии, возросшего мастерства. Закончив в 1926 работу над Четвертым фортепианным концертом, начатым на родине, Р. в том же году создал «Три русские песни» для хора, солистов и оркестра. В сочинениях 30-х- «Вариации на темы Корелли» для фортепиано (1931); «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано и оркестра (1934); Третья симфония (1936): «Симфонические танцы» (1940) - усиливается трагическое начало, которое проявлялось и раньше, в некоторых произведениях середины 1910-х.
В 30-е трагизм обнаруживает себя в остром конфликте двух образных сфер - неумолимого рока, смерти, душевной печали, тоски и высокой поэзии, красоты желанного идеала. Эта романтическая концепция нашла выражение в Третьей симфонии, в «Симфонических танцах», «Рапсодии на тему Паганини». Поздние произведения Р. более экспрессивны, гармонический язык их жестче, ритмика острее и четче, но главное остается неизменным - широкое мелодическое дыхание, покоряющая искренность, ярко выраженная национальная природа музыки, ее «повышенная эмоциональная температура». Оставаясь всю жизнь продолжателем высоких традиций русской музыкальной классики, Р.
постоянно их развивал и обогащал, он всегда шел в ногу со временем.
Свое творческое credo композитор высказал в интервью в декабре 1941, ставшем последним: «Музыка должна быть в конечном счете выражением всей личности композитора... В музыке композитора должны найти отражение родина композитора, его любовь, вера, книги, картины, которые произвели на него впечатление. Музыка должна быть продуктом всей суммы жизненного опыта композитора. Изучите шедевры любого великого музыканта, и вы найдете в них все аспекты его личности и окружающей среды... В моих собственных сочинениях я не делал сознательных усилий быть оригинальным, или романтиком, или национальным, или каким-либо еще. Я просто записывал на бумагу как можно естественнее ту музыку, которую слышал внутри себя. Я русский композитор, моя родина определила мой темперамент и мое мировоззрение. Моя музыка - детище моего темперамента, поэтому она - русская».
В последние годы жизни великий композитор, живя в Америке, продолжал много концертировать. Внимательно следил он за ходом Великой Отечественной войны, сопереживая своему народу в его тяжких испытаниях. Сбор от нескольких концертов, крупную сумму денег, он передал русскому консулу в Нью-Йорке с целью покупки медицинского оборудования и медикаментов для посылки на родину. Свой дар он сопроводил письмом: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу! Сергей Рахманинов». Однако дожить до окончания войны ему было не суждено.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ
/1873-1943/   «Как пианист Рахманинов представляет совершенно выдающееся явление, — пишет А.Б. Хессин, — обладая громадным темпераментом и могучим тоном, не имеющим по силе звучания себе равного у других современных ему пианистов, — он способен был увлечь любую аудиторию. Его исполнение, технически безупречное, ясное и четкое, отличалось простотой и искренностью, причем над всем исполнением властвовал стальной ритм. Сила его содержательного, насыщенного и сочного звука благодаря его яркому темпераменту производила незабываемое впечатление… Из всех пианистов, которых мне привелось слышать, а слышал я всех лучших, кроме Ф. Листа, Рахманинов первый после А. Г. Рубинштейна производил на меня своим стихийным, исполнением, главным образом сочинений тех авторов, чье мироощущение было ему родственно, потрясающее впечатление». Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в Новгородской губернии. Первые уроки игры на фортепиано и первые музыкальные занятия начались с четырехлетнего возраста и проходили под руководством матери. В 1882 году семья Рахманиновых переселилась в Петербург, и мальчик был отдан в Петербургскую консерваторию в класс профессора Демянского. В 1885 году семья переехала в Москву. С этим обстоятельством связан был переход Рахманинова в Московскую консерваторию. Здесь его педагогами по классу фортепиано были сначала Н.С. Зверев, а затем А.И. Зилоти. А.С. Аренский и С.И. Танеев обучали его музыкальной теории и композиторской технике. Рахманинов окончил консерваторию в 1892 году с золотой медалью, представив в качестве экзаменационной работы одноактную оперу «Алеко» на сюжет поэмы Пушкина «Цыганы». В том же году эта опера была поставлена в Москве на сцене Большого театра. С нею автор выступил вскоре и как дирижер в Киевском оперном театре. Забегая вперед, стоит сказать, что Рахманинов проявил себя уже в начале творческого пути и как прекрасный дирижер. В начале композиторской и исполнительской деятельности дирижерское искусство привлекало его: в 1897–1898 годах он служил дирижером в частной («мамонтовской») опере в Москве, а с 1904 по 1906 год занимал такой же пост в Большом театре. Позднее он почти не выступал в этом качестве. С зимы 1892 года начались публичные выступления Рахманинова как пианиста. «Приблизительно через год после окончания Рахманиновым консерватории он впервые выступил как солист на „Электрической выставке“ в Москве в 1893 году с симфоническим оркестром под управлением Главача с Концертом d-moll Рубинштейна, — вспоминает М.Е. Букиник. — Помню, что внешнего апломба было немало, но технически концерт был сыгран скорее плохо. Чувствовалось, что Рахманинов не овладел инструментом, и я думаю, что и работал он над этим мало. Выступление было неудачное, в особенности после известных нам тогдашних блестящих дебютов юного Иосифа Левина. Прошло еще несколько лет. На музыкальном горизонте Москвы появился из-за границы молодой Иосиф Гофман. Никто о нем раньше не слышал ни слова. Его сенсационные выступления поразили не только публику, но и музыкантов, в особенности пианистов. Начали ходить на его концерты не только для художественного наслаждения, но и как на урок. Его туше, краски, педаль, вся техника стали предметом изучения. Наши молодые пианисты преобразились. Засели работать и совершенствоваться. Не лавры Гофмана не давали им спать, а гениальное мастерство взбудоражило их. Умный и талантливый Рахманинов стал горячим поклонником Гофмана и, вероятно, немало воспринял от него. Они стали близкими друзьями. Гофман очень ценил композиторский талант Рахманинова и любил исполнять его произведения. Прошло еще немного лет, и Рахманинов предстал перед Москвой в новом виде первоклассного пианиста, правда, пока выступая только со своими собственными сочинениями, но уже уверенным и технически совершенным артистом. Был забыт Гофман, и концерты Рахманинова стали событием для публики и музыкантов». Уже в те годы игра Рахманинова отличалась яркостью, силой, богатством и полнотой звучания, блеском и остротой ритма, захватывающей и приковывающей внимание выразительностью и властно покоряющей волевой напряженностью. Первое пятилетие нового века Рахманинов отдает в основном сочинительству. В начале XX века им был создан ряд замечательных по своей глубокой поэтичности, свежести и непосредственности вдохновения произведений различных жанров. В апреле 1902 года он женился на Наталье Александровне Сатиной — родственнице отца. С 1906 года три зимы Рахманинов проводит в Дрездене, летом возвращаясь домой. Он довольно часто выступает в тот период в Европе как пианист и дирижер. В 1909 году Рахманинов впервые успешно гастролирует в США. «Выступления Рахманинова в сезоне 1909–1910 года в Америке были очень удачными, — вспоминает Сатина. — Это можно видеть хотя бы из того, что он появлялся в одних и тех же городах по три раза за такой короткий срок. В Нью-Йорке же за эти три месяца он играл восемь раз. Несмотря на успех и на выгодные контракты, которые ему предлагали американцы, он отказался от них. Тяготясь одиночеством, он не хотел ехать опять так далеко один, без семьи, а брать жену и маленьких еще дочерей в далекое путешествие было, конечно, неудобно. В этих концертах к тому же он уже не нуждался, так как у него было много приглашений в России и в Европе». В 1910–1911 годы Рахманинов играет в Англии и Германии. С той поры он много концертирует как за рубежом, так и в России. «Из всех слышанных мною пианистов я ставлю на первое место Рахманинова; его единственного я могу назвать гением, все остальные — не более чем таланты (что, разумеется, также очень много), — пишет Г.М. Коган. — Впервые я услышал его в Киеве в 1913 году. Рахманинову было тогда сорок лет. Он был уже весьма известен как пианист и композитор, однако первым пианистом мира считался в России все же не он, а Гофман; по крайней мере, таково было мнение широкой публики, да и очень многих музыкантов. Хорошо помню, с каким преклонением и восторгом говорил о Гофмане мой учитель музыки, убеждавший меня в несомненном превосходстве своего кумира и над Рахманиновым, и над всеми прочими пианистами. Концерт Рахманинова произвел на меня громадное впечатление. Я сразу сделался (и навсегда остался) восторженным поклонником его и как) пианиста, и как композитора. Какой запомнилась мне игра Рахманинова? Что более всего привлекло в ней внимание, чем объяснялось ее „магическое“ действие на слушателей? Игра эта отличалась от игры остальных слышанных мною пианистов особой властностью. Она отнюдь не шла навстречу слушателю, его ожиданиям, его пониманию исполняемого произведения; наоборот, она шла скорее наперекор этому, резко, жестко противопоставляя ожидаемому!иное толкование, беспощадно навязывая его аудитории. Эту же особенность я наблюдал и у других гениальных исполнителей, например у Шаляпина; она составляет, по-моему, характерное отличие гения от таланта. Но в этом противопоставлении не чувствовалось ничего надуманного, нарочитого. Рахманинов играл так не потому, что стремился исполнять иначе, чем другие, а потому, что такова была его индивидуальность, его художественная натура, потому что он не мог играть иначе. Скрябин провозглашал верховенство воли художника, его „хочу“; Рахманинов ничего не провозглашал, он просто осуществлял свое „хочу“, подчиняя ему зал». Октябрьская революция застала Рахманинова за переделкой его Первого концерта. Многие тогда считали, что переворот в России временный. Рахманинов же думал, что это конец старой России и что ему, как артисту, ничего другого не остается, как покинуть родину. Он считал, что жизнь без искусства для него бесцельна. Боялся, что с наступившей ломкой искусство, как таковое, быть не может и что всякая артистическая деятельность прекращается в России на многие годы. Поэтому он воспользовался пришедшим неожиданно из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме. В конце 1917 года он вместе с женой Натальей Александровной и детьми покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов с женой и дочерьми отправился через Мальме в Копенгаген. 15 февраля Рахманинов впервые выступил в Копенгагене. Он играл свой Второй концерт с дирижером Хобергом. До конца сезона он выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах. Это дало возможность расплатиться с долгами. Рахманинов должен был отныне полагаться только на свои руки, готовить большой и разнообразный репертуар из чужих произведений. Как художник, он никогда не умел довольствоваться внешним, средним, посредственным. Не техническое мастерство было целью, которую он перед собой поставил, но совсем другое — совершенство мастера-исполнителя, быть может, еще не достигнутое никем. 1 ноября 1918 года Рахманинов с семьей отплыл из Христиании в Нью-Йорк. Здесь он на долгие годы связал свою концертную деятельность с антрепризой пожилого спокойного Чарлза Эллиса и с фортепиано фирмы Фредерика Стейнвея. С первых же часов пребывания в Америке музыканта задергали, «заговорили», оглушили, засыпали письмами и телеграммами. При скудном запасе английских слов и полном незнакомстве с повадками оголтелых дельцов, закопошившихся вокруг Рахманинова, положение последнего могло сделаться критическим. Но тут небо послало ему «ангела» в лице некоей Дагмары Райбер, которая без тени льстивой угодливости предложила Рахманинову свои услуги. Датчанка родом и сама хороший музыкант, она знала несколько языков и, главное, прекрасно разбиралась в обстановке, в которой предстояло жить и работать русскому артисту. Дагмара Райбер была вожатым Рахманинова в Новом Свете, покуда ее не сменил на этом посту Евгений Сомов. По морям и континентам победно шествовала «испанка», унося с собой миллионы жертв. Заболели Рахманинов и обе девочки. Когда кризис миновал, врач посоветовал композитору длительный отдых, но, едва поднявшись на ноги, больной стал готовиться к первому выступлению. 8 декабря в маленьком городке Провиденс началась концертная страда Рахманинова, продолжавшаяся без перерыва почти двадцать пять лет. Это была эра наиболее ошеломляющего успеха, какого когда-нибудь добивались в Америке иноземные концертанты. Первые же выступления Рахманинова вызвали бурные отклики в печати. «Человек, способный в такой мере и с такой силой выражать свои чувства, должен, прежде всего, научиться владеть ими в совершенстве, быть их хозяином… …Он не смотрит на своих слушателей и не игнорирует их. Он просто приказывает им слушать. Ни руками, ни лицом, ни телом он не выражает своего волнения. Он сидит, всецело отдавшись своему труду, он поглощен им, он отдает ему все свои силы, способности». «…Сам Вудро Вильсон, — восклицал другой рецензент, — не способен облечь себя в маску такого непроницаемого академического бесстрастия!» С первых же дней Рахманинов интуитивно почувствовал, что теперь, как еще никогда раньше, ему придется защищать себя, свой мир, свою душу от пошлого и праздного любопытства, доходящего до открытой наглости. Последний концерт в апреле был дан в пользу «Займа победы» и обставлен с небывалой помпой. Бисировали Хейфиц и Рахманинов. Тут же на эстраде был организован какой-то аукцион. Когда фирма механических фортепиано купила его исполнение до-диез-минорного прелюда за миллион долларов, композитор был сперва ошеломлен, но, поняв суть рекламного трюка, разочаровался. Фирма сделала на своей покупке превосходный бизнес. Через несколько дней Рахманинов начал готовиться к новому концертному сезону. Контракт был подписан на двадцать семь симфонических и сорок два камерных концерта. Аудиторию, показавшуюся Рахманинову в далекие годы «ужасно холодной», словно подменили. В первые годы его концертные фирмы еще тратили огромные деньги на рекламу. Но вскоре надобность в этом отпала. Его узнавали повсюду. Однажды на железнодорожной станции его поразил обыкновенный носильщик. — Ах, как вы сегодня играли, мистер Рахманинов! — проговорил он. Не раз случалось, что маленькая продавщица табачного магазина, краснея до ушей, просила разрешения «только пожать его руку». Окончив сезон, Рахманинов выехал один в Лондон, где не бывал ни разу с начала войны. Но в конце мая 1922 года вся семья съехалась в Дрезден, где уже второй год Рахманиновых дожидались Сатины. Затем Рахманиновы перебирались во Францию. Здесь в Клерфонтэне композитор впервые почувствовал как бы слабое дуновенье былого приволья, былого покоя. В конце марта 1932 года Рахманиновы переехали в Швейцарию. Они поселились неподалеку от Люцерна. Их будущий дом назвали «Сенар» (Сергей и Наталия Рахманиновы). Только через семь лет Сергей Васильевич с женой возвратились в США. Рахманиновых часто навещали пианисты Иосиф Гофман, Артур Рубинштейн, дирижер Бакалейников. С последним Рахманинов выступал летом в природном амфитеатре Голливуд-Бул. Котловина среди лесистых гор сама звучала, как огромная морская раковина. На скамьях, расположенных подковой, разместилось более тридцати тысяч человек. Он играл Второй фортепианный концерт, и огромная масса людей слушала затаив дыхание, словно чуя, что слушать его осталось уже недолго. Многим навсегда запомнилось выступление Рахманинова в 1940 году в Детройте. «…Этот 67-летний артист продолжает совершенствоваться и становится живым чудом на земле. Кажется, что он играет и творит с такой же легкостью, как и двадцать лет тому назад, и идет вперед с каждым новым сезоном. Легенда утверждает, что Лист был величайшим пианистом всех времен. Но Лист, как многие это забывают, закончил свою исполнительскую карьеру на 38-м году. Легенда относится к той поре его жизни, когда его мышцы были тверды как сталь и мысли не обременены усталостью долгого пути. Мы присутствуем при рождении более удивительной легенды о потрясающем исполине музыки, который на пороге восьмого десятка способен влить в свои пальцы юношескую силу и подчинить их музыке более высокого уровня, чем тот, которого когда-либо достиг молодой Лист!» Силы убывали с каждым выступлением, Рахманинов знал это, но упрямо твердил свое: «Отнимите у меня концерты, и я изведусь!» Единственно, чего удалось добиться близким после отъезда из Европы, это короткие, на две-три недели каникулы среди зимы, обычно в январе. Рахманинов сильно переживал нападение фашистской Германии на СССР. Композитор решил помочь родине в тяжелой борьбе. Он нимало не сомневался в том, что открытое публичное выступление в пользу родной страны вызовет бурю в стане ее врагов. Но он знал также, что есть много колеблющихся, не знающих, с кем идти. К ним в первую очередь он должен прийти на помощь. Концерт состоялся 1 ноября. Только немногие счастливцы, побывавшие на этом концерте и сохранившие память о нем, с годами поняли, кого мы потеряли вместе с Рахманиновым. Играл ли он в жизни своей когда-нибудь так, как в тот вечер? После концерта Рахманинова засыпали письмами. Писали колеблющиеся, писали те, кто сами пытались собирать средства на помощь отчизне, благодарили за то, что он открыл им глаза, помог увидеть правду. Как ни пытались хитроумные дельцы убедить музыканта направить собранные средства через американский Красный Крест, он не уступил и переслал их через своего импресарио генеральному консулу СССР в Нью-Йорке. «…Это единственный путь, — писал он, — каким я могу выразить мое сочувствие страданиям народа моей родной земли за последние несколько месяцев…» Последний концертный сезон Рахманинова — 1942–1943 годов — начался 12 октября сольным концертом в Детройте. Весь сбор с концерта 7 ноября в Нью-Йорке, в сумме 4046 долларов, Сергей Васильевич, как делал до этого не раз, опять отдал на нужды войны. После тяжелой болезни Рахманинов скончался в кругу своих близких в Беверли-Хиллз 28 марта 1943 года. Артур Рубинштейн в связи с кончиной Рахманинова сказал: «Мы потеряли действительно великого мастера, который постоянно служил всем нам источником вдохновения».      

Источник: 100 великих музыкантов. 2002