РАЙНИС

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

РАЙНИС
Rainis) Ян (настоящее имя Янис Плиекшанс; 1865, хутор Варславаны Курляндской губ. – 1929, Рига), латышский поэт. Сын сельского арендатора. В Рижской городской гимназии начал заниматься переводами народных песен и стихотворений крупнейших поэтов мира, сам пробовал сочинять стихи. Учился на юридическом ф-те Петербургского ун-та. Сблизившись с прогрессивной латышской интеллигенцией, соприкасавшейся с революционным движением русских студентов, начинает общественно-литературную деятельность, выступая с сатирическими стихами и статьями. В 1905–20 гг. находился в эмиграции в Швейцарии, вернувшись в Латвию, стал директором Национального театра в Риге (1921–25), в 1926–28 гг. занимал пост министра просвещения Латвии.
В огромном литературном наследии Райниса более 30 книг стихов, переводы (в т. ч. перевод «Фауста» И. В. Гете), 14 пьес. Лирика Райниса, соединяющая социальные мотивы и общечеловеческие чувства, чрезвычайно богата и многогранна по тематике. Откликаясь на революционные события, он писал политические стихи, использовал национальный фольклор («Королевна», «Крестьянин» и др.), воссоздавал образы природы («Стоны моря», «Печальная береза»). Основные произведения Райниса: сборники стихов «Далекие отзвуки синим вечером» (1903), «Новая сила» (1907), пьесы «Индулис и Ария» (1911), «Вей, ветерок!» (1913), «Иосиф и его братья» (1914) и др.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

РАЙНИС
псевд.; наст. имя - Плиекшан Ян Кришьянович) (11.IX.1865 12.IX.1929) - латышский революц. поэт. Род. в семье арендатора имений. В 1888 окончил Петерб. ун-т. В 80-е гг. печатал сатирич. произв., в к-рых выступал против реакц. латыш. буржуазии. В 1891-95 редактировал газ. "Диенас лапа" в Риге и стал одним из активнейших деятелей т.н. нового течения. Под рук. Р. "Диенас лапа" стала проводником марксистских идей. В 1897 Р. вместе с др. новотеченцами был арестован, выслан в Псков, затем в Вятскую губ., где находился до 1903. В 1898 в переводе Р. вышла трагедия "Фауст" В. Гете; в годы ссылки Р. переводил произв. М. Ю. Лермонтова, М. Горького, Г. Гауптмана, Ф. Шиллера, У. Шекспира и др. Первый сб. стихов Р. "Далекие отзвуки синим вечером" (1903) является образцом высокого искусства. Р. стал буревестником революции 1905-07 в латыш. лит-ре. В сб. стихов "Посев бури" (1905) символика образов природы выражает революц. идеи. В филос. драме Р. "Огонь и ночь" (1905) с помощью революц. символики показана борьба народа с эксплуататорами. В кон. 1905 Р. вместе с женой поэтессой Аспазией эмигрировал в Швейцарию, где жил до 1920. Сб. стихов Р. "Тихая книга" (1909), "Те, которые не забывают" (1911), "Конец и начало" (1912) и аллегорич. поэма "Ave sol!" (1907-08) свидетельствуют о несломленном духе борьбы; в них также собрана филос. связанная с глубокими внутр. переживаниями, лирика Р. Пьесы "Золотой конь" (1909), "Индулис и Ария" (1911), "Вей, ветерок!" (1913), "Играю, пляшу" (1919), "Иосиф и его братья" (1919) насыщены фольклорными мотивами, богатой фантастикой, поэтич. выразительностью, они посвящены философски осмысленным, актуальным проблемам своего времени. Р. создал жанр трагедии в латыш. лит-ре. В драматургии Р. часто используются исторически легендарные сюжеты, мат-л, в к-ром раскрываются идеи пролетарско-освободит. борьбы. В 1920 Р. вернулся в Латвию. "Пять эскизных тетрадей Дагды" (1920-25) объединяют любовные и филос. стихи. По мотивам рус. фольклора написана трагедия Р. "Илья Муромец" (1922). Р. написал неск. сб. стихотворений для детей. Политически острые стихотворения, оставшиеся вне сборников, после смерти собраны в книге "Муза в боях" (1940). Произв. Р. переведены более чем на 40 яз. В 1940 Р. посмертно присвоено звание нар. поэта Латв. ССР.

Соч.: Dzive un darbi, sej. 1-11, Riga, 1925-31; Kopoti raksti, sej. 1-14, Riga, 1947-51; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1 - 3, Рига, 1954; Соч., т. 1-2, М., 1955; Избр. произв., Л., 1959.

Лит.: Niedre J., Raina dailrade, Riga, 1954; Дауге П., Райнис певец борьбы, солнца и любви, М., 1920; Краулинь К., Ян Райнис, М., 1957; Сокол Э., Жизнь и творчество Яна Райниса, Рига, 1957.

В. А. Лабренце. Рига.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Райнис

[Rainis — псевдоним Яна Плекшанс, 1865—1929] — латышский поэт, драматург и общественный деятель. Р. в имении Таденава Курляндской губ. Отец Р. — бывший столяр, позже стал арендатором имения. С восьми лет Р. учился у пастора в школе немецких баронов, затем в Рижской городской гимназии, к-рую окончил 17 лет. В 1888 окончил Петербургский университет кандидатом прав. Детство и юность Р. проходили в эпоху бурного пробуждения и расцвета национального движения против экономического, политического и национального гнета немецкого дворянства. Конец XIX в. знаменовал собой бурный рост и укрепление латышской буржуазии как в городе, так и в деревне. Создалась латышская интеллигенция, оформилось течение так наз. "младолатышей" (см. "Латышская литература"). Широкое развитие получила художественная литература, особенно поэзия (Кришьянис Бароне, Андрейс Пумпурс, Аусеклис — Микус Крогземис и др.).


Глубокое влияние национализма несомненно и в первых литературных опытах Райниса. Уже в первых своих стихотворениях, написанных в 14—17-летнем возрасте, Р. обнаружил значительное мастерство и оригинальность ("Королевна"). Наибольшее влияние на творчество Р. этого периода оказали такие поэты и национальные деятели, как Пумпурс и Аусеклис. Уже эти ранние произведения отразили глубокий индивидуализм и лиричность, характерные для всего дальнейшего творчества Р. ("Глубочайшие мысли" — есть перевод Брюсова, "Один", "Ранним утром"; и др.). К этому времени относится также и начало его переводческой деятельности. Райнис перевел "Бориса Годунова" и "Моцарта и Сальери" Пушкина.


В годы студенчества [1884—1888] Р. сблизился с П. И. Стучка, совместно с которым выпускал сатирический сборник "Мелкие оводы" (Mazie Dunduri, 1888—1889). В 1900 вышла сатирическая пьеса Райниса "Полуидеалист" (Pusïdealists), направленная против буржуазных деятелей национального возрождения, превращавших национально-освободительную борьбу в чисто буржуазное коммерческое предприятие (в "лавочку селедок"). К этому же времени относится усиленный интерес Р. к латышскому фольклору.


В 1891 Р. стал ответственным редактором прогрессивно-демократической газ. "Dienas Lapa" (Ежедневный листок), сыгравшей огромную роль в деле концентрации и мобилизации прогрессивно-демократической интеллигенции. Постоянными сотрудниками являлись будущие большевики — П. И. Стучка, Я. Янсон, Дауге, Ф. Розин и др. Отсюда берет свои истоки так наз. "новое течение" (jaunā strāva), постепенно приблизившееся к рабочему движению и к марксизму. В конце 1895 Р. покинул редакцию "Ежедневного листка" (из-за разногласий по ряду вопросов). Это время можно считать концом первого периода литературно-общественной деятельности Р. и началом второго, когда мировоззрение поэта в значительной мере стало близким к марксизму. В 1897 (первые большие аресты в Латвии) царское правительство арестовало Р. и выслало сперва в Псков, затем в Вятскую губ. За годы ссылки [1897—1903] Р. кроме сборника стихов кончил перевод "Фауста" Гете (по отзыву специалистов — самый лучший перевод из имеющихся в мировой литературе). Кроме того — ряд переводов из Лермонтова, Лессинга, Шекспира, Гете, Шиллера, Гейне и др. Блестящие переводы Райниса много способствовали творческому обогащению латышского языка.


Подготовленный в ссылке сборник стихов "Далекие аккорды синего вечера" (Tālas noskarŋas zilā vakarā, 1903) сделал Райниса самым популярным и любимым поэтом широких масс. "Далекие аккорды" отражали предгрозовые мысли и настроения трудящихся масс кануна революции 1905. Здесь наряду со стихотворениями, носящими по-прежнему печать глубокого индивидуализма, имеется ряд произведений, насыщенных духом борьбы, духом партийности. Но большей политической четкости мыслей Р. достиг в последующем сборнике стихов — "Посев бури" (Vētras sēja, 1905). Восторженный пафос великой грозы 1905 в соединении с ясностью мысли — основные черты этой книги. К этому времени относится предельная популярность Р. Не было человека в Латвии, не знавшего Р., не любившего или не ненавидевшего его. К этому же периоду, к периоду наибольшей близости Р. к пролетариату относится его "Тихая книга" (Klusā grāmata, 1909). В ней собраны вся скорбь, весь гнев, вся ненависть латвийского пролетариата в эпоху реакции. В этой книге политическая выдержанность местами доходит почти до четкости большевистских теоретико-политических директив ("Величайшее дело", "Мелкие работы" и др.). Но после этого сборника начинается отход Р. от политической борьбы, он порывает также живое непосредственное общение с рабочими массами. Глубокая реакция, эмиграция в Швейцарию [1906—1920], полная изолированность и долгое мучительное одиночество постепенно возрождают и углубляют индивидуалистические и националистические тенденции творчества Р. Намечается явный поворот Р. вправо. В отдельных произведениях и письмах все яснее звучат чисто пацифистские гуманистические нотки, столь мало свойственные поэту раньше [против "насилия и варварства", письмо 15/IV 1912, стихи "Те, кто не забывает" (Tie, kas neaizmirst), трагедия "Индулс и Ария" (Induis un Arija), драма "Вей, ветерок" (Pūt, vējіŋі, 1913), сборник стихов "Конец и начало" (Gals un sākums, 1913) и др]. Но резкий и полный разрыв с традициями эпохи 1905 у Р. относится к началу империалистической войны. Начинается последний период творчества Райниса, характерными чертами которого являются пацифистски-культурнический национализм и оппортунизм. Кроме стихотворений, проникнутых наивной идеализацией родины, тоской по "латышской душе", Райнис пишет ряд драматических произведений, восторженно пропагандирующих идею латышской нации и государства: "Играл-плясал" (Spēlēju dancoju, 1913), "Даугава" (Daugava), "Вороненочек" (Krauklitis), "Иманта" (не окончена).


По возвращении из эмиграции в буржуазную Латвию [1920] Р. был избран в учредительное собрание и в сейм, принимал участие в работе латвийской соц.-дем. С 1926 по 1928 Р. — министр просвещения. Но мелкобуржуазный утопически-социальный идеализм Р., стремящийся к "культурному" сотрудничеству всех классов (ради социализма), терпит поражение за поражением в буржуазной Латвии, стране кулацкой ограниченности, Поэту приносит также разочарование партия латышской соц.-дем. Уже с 1921 поэт в своем дневнике все чаще и чаще отмечает, что "его не понимают, что ему здесь невозможно жить"; впоследствии в дневниках неоднократно встречаются записи о необходимости немедленно уехать или покончить самоубийством [6/I 1924, 4/II 1924 и т. д.].


Величайший латышский поэт, Р. по силе своего дарования может рассматриваться наряду с поэтами мировой литературы, значение которых далеко выходит за рамки национальной литературы. Основные жанры его поэзии — лирическое стихотворение, поэма, гимн, романс, элегия, эпиграмма, сентенция, афоризм и т. д. Все виды и формы стиха у Р. отличаются тщательной проработанностью, удивительной ясностью и тонкой чеканностью языка. Главная особенность его поэзии — глубокая лиричность. В годы революционного подъема писателя становятся ташке характерными для его творчества революционный пафос и глубокая ирония, доходящие до сарказма. Р. — поэт мысли. Целый ряд его стихов поднимается до больших философских обобщений ("Ave sol", отдельные места из "Огня и ночи" и др.). Его афоризмы приобрели широкое распространение как в лиг-ре, так и в обиходной речи. Непревзойденная концентрация мысли у Р. сочетается с высокой эмоциональной насыщенностью его стиха. Р. невозможно целиком отнести ни к реалистам, ни к символистам, ни к импрессионистам. Все эти элементы теснейшим образом переплетаются в его творчестве.


Как драматург Р. стал популярным после постановки "Золотого коня" (Zelta zirgs, 1910) — сказочно-символической пьесы об освобождении заколдованной принцессы пастухом Антином, который "умел жертвовать всем". Но зенита театральной славы Р. достиг постановкой трагедии "Огонь и ночь" (Uguns un nakts, 1905, поставл. в 1911) — символической пьесы из эпохи покорения латышей немцами [XIII в.]. Мыслью о необходимости самопожертвования в борьбе за народ, за идею проникнуто большинство драматических произведений Р. После смерти Р. осталось много незаконченных драм и других произведений. Многое из его драматургического творчества переведено на русский, немецкий, французский и др. европейские языки. Имеющиеся на русском и других языках переводы его лирики далеки от выявления в полной мере особенностей его поэтического стиля. Лучшие переводы на русский язык принадлежат В. Я. Брюсову.



Библиография: I. Dzīve un darbi. Biografija un kopoti raksti A. Culbja apgādibā, 11 vv., Riga, 1925 (фактически 1924)—1931; Сборник латышской литературы, под ред. В. Брюсова и М. Горького, кн-во "Парус", П., 1916; Гирт Вилке (Волк), Драматический этюд в 1 д., перев. Я. Гутман, изд. Моск. театрального издательства, М., 1925; Избранные сочин., с вступ. ст. Дауге, "Асаdemia", M., 1935 (печатается).


II. Дауге П. И., Райнис. Певец борьбы, солнца и любви, с прилож. избранных стихотворений в переводе с латышского, под ред. И. Белоусова, Гиз, М., 1920 (ср. отзыв: Фриче В., "Печать и революция", 1921,


№ 1); журн. "Atputa" (нач. с 1930 печат. дневники и письма Р.)


Р. Пельше.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
0.00 байт

Переписка Я. Райниса периода псковской ссылки (1897-1899 гг. )

Киселева Елена Григорьевна
Читать PDF
0.00 байт

95. 01. 012. Ежегодник Райниса и Аспазии. Sast. : grinuma G. , Viese S. - Riga: Liesma, 1990. - 172

Алпа С.
Читать PDF
0.00 байт

«Всечеловеческая» диалектичность поэзии Яна Райниса

Лицарева Ксения Станиславовна
В статье утверждается необходимость новой литературоведческой оценки творчества выдающегося латышского поэта и драматурга Яна Райниса, подчеркивается диалектичность его авторского сознания.
Читать PDF
0.00 байт

Нарративные стратегии в автобиографиях М. Райх-Райницкого "Моя жизнь" и "Сейчас" К. Х. Борера

Скляр Н.В., Тамбовцева Д.А.
В статье изучается проблема исследования особенностей автобиографии как разновидности документально-художественной литературы.

Похожие термины:

  • РАЙНИО-КЛЭКТОН

    (rinyo-Clacton), поздненеолитический стиль керамики в Британии . Из самого названия следует, что находки концентрируются в Шотландии (Райнио, Скара Брэ и некоторые мегалитические камерные гробницы) и в Ю