Райский, Назарий Григорьевич

Найдено 1 определение
Райский, Назарий Григорьевич

(Райский — сцен. псевд.; наст. фам. Капитонов) [26.10 (7. II). 1876, Люблин (Польша) — 6.10.1958, Москва] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), камерный певец, вокальный педагог, искусствовед и муз. общ. деятель. Засл. деятель искусств РСФСР (1944). Доктор искусствоведения (без защиты диссертации, 1941). В 1917 окончил Моск. археологич. ин-т. Защитил диссертацию на тему "Влияние иностранных художников на рус. искусство во второй пол. XVII в.", за что был удостоен звания ученого археолога и награжден золотой медалью. Род. в семье чиновника. В 1896—1900 обучался в Варшав. конс. (до третьего курса по кл. скрипки, затем пению в кл. Дж. Нувелли). Окончив конс., совершенствовался в вокальном искусстве в Италии. Будучи студентом конс., часто выступал в концертах и до 1901 рук. хором. Пел в оперных т-рах Владивостока, Хабаровска, Харбина (1902—03), Тифлиса (1903—04), Баку, Н. Новгорода, Самары, Вильно. В 1904—08 солист моск. Оперы С. Зимина (дебютировал в партии Вертера), затем один сезон гастролировал в Италии (Турин и Генуя). Обладал небольшим голосом приятного тембра. Исп. отличалось артистизмом, гибкой фразировкой. "Сила г. Райского в тонком музыкальном интеллекте, вообще в нечастой среди певцов тонкой, вдумчивой общемузыкальной культуре... Нигде никакой отсебятины, ни одного грубого эффекта, неоправданного акцента; все четко, ясно, мастерски уравновешено (и именно камерно уравновешено), поднесено как на ладони" (Ю. Энгель). Репертуар певца включал 42 партии.


1-й исп. на рус. сцене партии Дюфрена ("Заза"). Лучшие партии: Синодал, Ленский, Водемон, Лыков, Гвидон ("Сказка о царе Салтане"), Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Герцог ("Риголетто"), Кассио, Вертер. Партнеры: Б. Амирджан, Э. Кристман, П. Оленин, В. Петрова-Званцева, Р. Радина, С. Селюк-Рознатовская, Е. Цветкова. Пел п/у М. Ипполитова-Иванова.


В 1909—15 и 1920—30-х гг. выступал на конц. эстраде (гл. обр. в Москве). Р. — один из выдающихся камерных певцов. Его камерный репертуар включал ок. 1000 произв., из них 150 — впервые им исполненные, в т. ч. ряд произв. С. Танеева, М. Иполлитова-Иванова (композитор посвятил певцу "Сонеты" У. Шекспира), Н. Метнера, Ан. Александрова. Среди др. — романсы Н. Титова, М. Глинки, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, А. Рубинштейна, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, Н. Мясковского, зарубеж. композиторов — И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, X. Вольфа, нар. песни (исп. на яз. оригинала). С 1904 принимал участие в концертах Кружка любителей рус. музыки, сам был устроителем "вечеров рус. романса". На конц. эстраде выступал в ансамбле с выдающимися музыкантами — С. Танеевым, А. Гольденвейзером, К. Игумновым, Н. Метнером, Г. Нейгаузом, М. Неменовой-Лунц, А. Гедике (вместе с ним в 1922 организовал впервые органно-вокальные концерты). После революции активно участвовал в концертах для рабочей аудитории. Певец был в дружеских отношениях с М. Балакиревым, С. Танеевым, С. Рахманиновым, А. Аренским, А. Гречаниновым, Н. Метнером, М. Ипполитовым-Ивановым, С. Василенко.


Р. известный вокальный педагог: в 1919—29 и 1933—49 вел сольные и камерные кл. в Моск. конс. (с 1923 проф., в 1921—29 проректор, в 1921—29 и 1945—47 декан ф-та, в 1934—35 директор Оперной студии, с 1935 зав. кафедрой), рук. Тат. и Узб. нац. студиями при Моск. конс.; в 1929—33 проф. в Тифлис. конс. (декан ф-та до 1931, вел кл. сольного пения, вокально-инструментальный и хоровой; в сер. 1930-х гг. преподавал в Центр. заочном муз.-пед. ин-те, в 1949 — в Муз. уч-ще при Моск. конс. В своей пед. деят-сти пропагандировал итал. школу пения. Гл. значение придавал естественности, легкости и простоте звукообразования, развитию у певцов худож. вкуса и чувства стиля. За 30 лет пед. деят-сти воспитал целую плеяду сов. певцов и педагогов, среди к-рых Д. Аспелунд, Г. П. Виноградов, Д. Головин, Г. Габриэлян, Б. Дейнека, Н. И. Кедров, С. Красовский, А. Королев, Н. Кривуля, С. Лемешев, А. Малюта, Э. Пакуль, П. Понтрягин, В. Сливинский, С. Стрельцов, Г. Тиц, В. Фирсова.


Выступал с докладами о вокальном искусстве и методике пения в Саратове, Свердловске, на всесоюзных вокальных конференциях (1937 и 1940), на курсах повышения квалификации вокальных педагогов.


Принимал активное участие в укреплении худож. самодеят-сти: в 1926—27 вошел в состав первой военно-шефской комиссии профсоюза работников искусств, в 1942—45 работал в кружках худож. самодеят-сти Моск. автозавода им. Лихачева, в 1946 — Военного ин-та иностранных языков, в 1952—54 — Военно-инженерной академии. В 1933—34 директор Моск. гос. филармонии. В 1939—42 худож. рук. муз. радиовещания. С 1942 муз. рук. Латвийского гос. ансамбля.


В 1915—18 пред. Контрольно-финансового отдела Моск. военно-промышленного комитета.


Автор многих работ по вопросам вокального искусства (в т. ч. "Программы по вокальной специальности", 1948). Сост. и ред. сб-ков вокальных произв: Сборник классических вокальных произведений старых мастеров. — М., 1948.; Сборник вокальных ансамблей. В 3 т. — М., 1949; Дуэты. Вып. 1—4. — М., 1952. Подготовил св. 50 переложений для разл. инструментов (20 — для оркестра). Перевел на рус. яз. текст ок. 700 вокальных произведений, в т. ч. "Норвежской патриотической сюиты" Э. Грига, либретто опер "Искатели жемчуга" Ж. Бизе, "Король-пастух" В. А. Моцарта, "Русалка" А. Дворжака (ЦГАЛИ, ф. 2357, оп. 1, ед. хр. 26—28). Автор перевода и ред. кн.: Дюпре Ж. Искусство пения. Ч. 1. — М., 1953.


Соч.: О вокальной и хоровой культуре в самодеятельности // Культурная работа профсоюзов. 1938. № II; Репертуар и его воспитательное значение // Материалы Всесоюзной конференции по вокальному образованию, 1940. М.; Л., 1941. С. 70—75; Последние дни С. И. Танеева // С. И. Танеев: Материалы и документы.


— М., 1952. Т. 1. С. 338—344; Из моих воспоминаний о встречах с С. В. Рахманиновым // Воспоминания о С. В. Рахманинове / Сост., ред., коммент. и предисл. З. Апетян. В 2 т. — М., 1974. Т. 2. С. 165—167; Задачи и методы работы в классах вокальных и ансамблях (рук., 1930-е гг.) — в ЦГАЛИ, ф. 2357, оп. 1, ед. хр. 5; Ф. И. Шаляпин: Библиографический очерк для передачи по радио (рук., 1940). — Там же, ед. хр. 6; Воспоминания о С. В. Рахманинове (рук., неоконч., 1942). — Там же, ед. хр. 7; Доклады и воспоминания о С. И. Танееве (рук., 1943—45). — Там же, ед. хр. 8; Московская консерватория и ее 80-летний путь (рук., 1946). — Там же, ед. хр. 9: Автобиография (рук.) — Там же, ед. хр. 3.


Лит.: Вечер русского романса Н. Г. Райского // Рампа и жизнь. 1916. № 12; Лебединский Л. О концертах Райского // Музыка и Октябрь. 1926. № 1. С. 20—21; Иванов-Борецкий М. Вечер органных произведений 1 ноября 1927 в исполнении А. Ф. Гедике и Н. Г. Райского // Там же. 1928. № 1. С. 74—75; Творческие вечера работников искусств // Сов. искусство. 1946. 25 окт; Гольденвейзер А. Б. Н. Г. Райский (Некролог) // Муз. жизнь. 1958. № 18; Московская консерватория: 1866—1966. — М., С. 498—499; Корабельникова Л. На заре критической деятельности: Письма Б. В. Асафьева Н. Г. Райскому // Муз. жизнь. 1969. № 15; Энгель Ю. Д.* Глазами современника: Избранные статьи о русской музыке. 1898—1918. — М., 1971. С. 437—438; Лемешев С. Путь к искусству. — М., 1974. С. 379.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008