Райт из Дерби

Найдено 1 определение
Райт из Дерби
, Джозеф (Wright of Derby, Joseph) 1734, Дерби — 1797, Дерби. Английский живописец. Начинал как портретист. Учился у Т. Хадсона с 1751 по 1753 и в 1756—1757, вплоть до нач. 1760-х работал в стиле, близком своему наставнику. Сформировавшись в период набиравшего силу неоклассицизма, в тематической живописи часто пользовался классическими формами в трактовке человеческой фигуры, элементов антуража и в композиционных построениях. Тщательно выписывал детали, добиваясь особой гладкости фактуры, что вместе с холодноватой палитрой придавало порой почти скульптурную рельефность его персонажам (В Академии при свечах, ок. 1769, Лондон, Королевский колледж хирургов Англии). Однако его творчество не укладывается целиком в рамки неоклассицизма. Мастер обращался к необычным для этого художественного направления темам, связанным с научными открытиями своего века, а также проявлял интерес к сценам труда. Прожив почти всю жизнь в Дерби, вдали от лондонской суеты, он оказался в среде, причастной к рождению нового индустриального века и тесно связанной с научной мыслью. В известной степени продолжая традиции голландских мастеров XVII в., отдававших дань изображению научных экспериментов, художник с увлечением пишет ученых, демонстрирующих публике физические опыты. Он с большой точностью передает обстановку, сложные манипуляции ученого, интерес аудитории, тщательно выписывает лица, одежду, стремясь к достоверности деталей. Однако в целом интерес к научным открытиям окутан в картинах мастера духом таинственности, его полотна оставляют впечатление некоего алхимического сеанса. Сцены погружены в полумрак, прерываемый неровным пламенем свечи, выхватывающим из тени лица участников события (Опыт с воздушным насосом, 1768, Лондон, галерея Тейт). Мастер любил писать ночные пейзажи, освещенные луной, нередко включая их в композиции в качестве фона. С одной стороны, он с пытливостью физика изучает, как ее бледные лучи отражаются на поверхности предметов и сочетаются со светом от свечи или пылающего горна, например в картине Кузница (1772, собрание Бродлендз; 1773, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). С другой — как живописец прекрасно справляется с трудной задачей совмещения в одной композиции освещения от естественного и искусственного источника. Это рождает характерное для картин Райта тревожно-таинственное настроение. Полотна художника приобретают особое романтическое звучание, что делает его одним из ярких предшественников этого художественного направления в искусстве XIX в., хотя реалистическая трезвость, которую обнаруживают его произведения, отличает в значительной степени творчество мастера от того полета духа и фантазии, которые будут присущи зрелой романтической традиции. В 1773—1775 Райт совершил путешествие в Италию. Большое впечатление на него произвело извержение Везувия, а также сверкающая на фоне ночного неба иллюминация замка Св. Ангела в Риме. Он обращался к этим мотивам и после возвращения в Англию. Райт был в числе тех, кому князь Потемкин заказал картины, прославляющие победу русского флота при Чесме. Специально для художников в Ливорно был сожжен для наглядности корабль. В некоторых из холстов этой серии мастер приближается к героико-романтическому пафосу полотен Тернера. В произведениях Райта на исторические темы наряду с неоклассицистическими элементами сильны черты, навеянные готическим романом, в частности произведениями А. Редклиффа. На протяжении всего творческого пути художник обращался к жанру портрета. Ему больше удавались изображения интеллектуальных моделей, как, например, Брук Бутби (1781, Лондон, галерея Тейт), лежащий на фоне лесного пейзажа с томиком Руссо. В 1775 Райт переехал в Бат в надежде занять место перебравшегося в Лондон Гейнсборо. Однако завоевать интерес заказчиков из высшего света ему не удалось, и в 1777 он вернулся в Дерби. Выставлялся в Королевской академии художеств с 1778, в 1781 был избран ее ассоциированным членом, но отказался от членства. Стоящее несколько особняком в истории английской живописи творчество мастера воплотило в себе, сплавив воедино, основные тенденции художественной культуры 2-й пол. XVIII в., которые впоследствии дали начало таким направлениям в искусстве XIX в., как романтизм и реализм. Другие произведения: Статуэтка гладиатора (1765, Бовуд, Уилтшир, собрание Лендсдауна), Автопортрет (1767—1770), Лекция о солнечной системе (ок. 1763—1765), Планетарий (1766), Портрет Сары Карвер с дочерью (1769—1770, все — Дерби, Музей и художественная галерея), Иллюминация замка Св. Ангела (1774—1775, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Извержение Везувия (1774—1775, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Пещера. Вечер (1774, Нортгемптон, Массачусетс, Художественный музей Смит-колледжа), Извержение Везувия (1774, Дерби, Музей и художественная галерея), Пейзаж при свете луны (1780—1789, Брайтон, Музей и художественная галерея).
Лит.: Лисенков Е. Г. Английское искусство XVIII века. Л., 1964; Nicolson B., Joseph. Wright of Derby. Painter of Light. London, 1968. 2 vol.
Т. Воронина

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006