(Thomas Wright) — академик Имп. Академии Художеств, гравер пунктиром и акварелист, род. в Лондоне в 1792 г.; значительную часть своей жизни провел в России, где работал с 1822 по 1826 и с 1830 по 1845 г.; вызван был в Петербург известным портретистом Георгом Дау (Daw), приехавшим сюда в 1819 г. по вызову Александра І и написавшим, по плану Государя, портреты (свыше 400) для известной Военной Галереи Зимнего Дворца; эти портреты тогда же гравировались Райтом и Генрихом Дау, которые и объявили, в 1822 г., об издании "Собрания портретов Военной Галереи"; издание было задумано в широком масштабе, но вышло в гораздо меньшем количестве портретов. Затем Райт предпринял издание: "Les contemporains Russes", тетрадями по 12 портретов в каждой, в размере 4°; издание это, однако, далее 1-го выпуска не пошло. За труды по гравированию Райт был избран членом Академии Стокгольмской и Флорентийской; Петербургская Академия Художеств избрала его в 1824 г. в назначенные академики, а в 1833 г., после того, как Райт выставил 54 гравированных им портрета, избрала его Почетным вольным общником; в 1836 г., за представленные 14 акварельных портретов, он получил от нее звание академика. Райт умер в 1849 г.
Количество награвированных им портретов огромно; не считая всех портретов, исполненных им за границей, он в России награвировал 86 портретов и рисунков, которые перечислены в книге Д. А. Ровинского: "Словарь Русских граверов"; назовем, кроме портретов Имп. Александра и членов Царствующего дома, портреты Пушкина, Жуковского, Греча, К. Булгакова, гр. М. Ю. Виельгорского, А. Н. Оленина, А. Ф. Львова, гр. Ф. П. Толстого, кн. Акт. Кантемира, Шишкова, многих генералов и сановников. Кроме гравюры, Райт занимался писанием акварельных портретов; их сохранилось до нашего времени значительное количество.
Д. А. Ровинский. Подробный Словарь Русских граверов XIII—XIX вв., СПб. 1895, ст. 550—555.
{Половцов}
Райт, Томас
(Thomas Wright); английский гравер пунктиром и акварелист. Род. 1792, ум. 1849; с 1822 по 1826 гг. и с 1830 по 1845 гг. работал в Петербурге. Его вызвал сюда ангца, 400 портретов генералов (поясных), три фельдмаршальских (в рост) да трехсаженный конный портрет самого Александра I. Эти портреты тогда же гравировались Райтом и Генрихом Дау, которые и объявили в 1822 году об издании "Собрания портретов Военной галереи". В публикации было сказано, что портретов "будет издано не менее 75, a может быть, и до 200"; цена всему изданию назначена: на индейской бумаге 1000 p., на простой — 600 руб. ассигн. Отдельно каждый портрет оценен на инд. бум. по 25 p., на лучшей белой бумаге в 1-х отпеч. по 20 руб. (Proof), a следующие (обыкновенные отпечатки) по 10 руб. Небольшое количество экземпляров было раскрашено. Печатал портреты печатник Академии художеств Сычинев, которого Райт предпочитал английским печатникам. Вышло в свет гораздо менее обещанного. В настоящее время все эти портреты продаются поодиночке (работы Райта) от 3 до 5 p., за исключением портретов большого формата и особенно редких. Портреты Военной галереи, гравированные Райтом, помещены мною в общий алфавитный перечень его портретов; иностранные портреты его работы здесь не описаны вовсе. В Эрмитаже хранятся два тома произведений Райта, подаренные туда им самим. В них, кроме русских портретов, помещена почти полная коллекция портретов, гравированных Райтом до приезда его в Россию.
Кроме Военной галереи, Райт предпринял издание: "Les Contemporains Russes"; цена за каждую тетрадь этого издания, с 12 портретами, объявлена по 40 рублей на белой и по 60 р. на китайской бумаге, 4°. Вышла всего одна тетрадь с 12 портретами.
Райт был членом академий Стокгольмской и Флорентийской; С.-Петербургская академия избрала его в 1824 г. в назначенные, a в 1833, когда Райт выставил 54 гравированных портрета, сделала его почетным вольным общником и, наконец, в 1836 г., за представленные им 14 акварельных портретов, избрала его в академики. Одно время y Райта обучался гравированию пунктиром гравер Е. Гейтман, который и награвировал "совместно со своим учителем" большой портрет Бенингсена.
Работы, исполненные Райтом в России
1. Имп. Александра Феодоровна, вместе с в. кн. Марией Николаевной и наследником цесаревичем; 1-е отпеч. с неконченой доски, 2-е прежде подписи; 3-и с подписями мастеров, 4-е с подписью: "Ея И. В. Великая Княгиня Александра Феодоровна..." — В 5-х эта подпись изменена: "Ея Величество Государыня Императрица... 1825"; в 6-х вместо 1825 поставлен "1826" год.
2. Николай I, Александра Феодоровна и наследник, с видом Невы внизу; в 1-х вид не кончен; 2-е с именами мастеров; 3-и с полными подписями; в 4-х медальоны окружены гирляндами из цветов.
3. Импер. Александра Феодоровна; неизданная и неконченая доска; 3.10 х 3.4.
4. Она же, в профиль; доска y кого-то сохраняется и есть новые отпечатки.
5. Она же, с оригинала Соколова, 1839 г. 6. Она же, повторение предыдущего в "Contemp. Russes"; 1-е, до подписи; 2-е с № 1 и подписью; в 3-х № 1 переделан в "№ 2".
7. Александр I, с ориг. Дау; 1-е с подписью мастеров, эполеты не кончены; во 2-х эполеты кончены, с адресом; в 3-х прибавлено сквозными
12. Картинка, представляющая мастерскую Дау; Александр I стоит в позе № 7. Грав. акватинтой. 1-е отпеч. в одном контуре; окончена одна фигура Александра I (Эрмит.; y Гр. ДТ.); 2-е оконченные, до подписи; 3-и с подписью: "Drawn dy A. Martinoff... Aquatinted by I. Benet буквами: "Александр I"; в 4-х эти буквы затушеваны. — Это самый капитальный лист Райта, и вместе с тем самый схожий портрет Александра I за последние годы его жизни.
8. Он же, в профиль. Слов. 285; 9. Он же, в профиль, в облаках; 2-е отпеч. с подписью: "Александр I". В 3-х доска ретуширована и попорчена. Слов. 459.
10. Он же, в сиянии из лучей; 2-е с подправленной доски. Слов. 463; 11. Он же; другой профиль. Слов. 473.
London. Figures Engraved by I. Wright..." Есть вырезанные отпечатки одной фигуры Александра I. Слов. 851.
13. Цесаревич Александр (II) Николаевич качает на качелях в. кн. Марию Николаевну; 1826 г.; 1-е с одними именами мастеров; 2-е с подписями.
14, 15 и 16. Андреянова, Смирнова и Степанова; три танцовщицы. Очень редкие портреты-виньетки.
17. Бенкендорф; 1-е отпеч. до подписи.
18. Беннингсен; 1-е с подписью: "Е. Гейтман (гравировал)". Во 2-х прибавлено: "Engng fined by Wright".
19. К.Я. Булгаков; 20. М.Ю. Виельгорский; 1-е до подписи и герба; 21. Кн. П.М. Волконский; во 2-х отпеч. прибавлен адрес; в 3-х лента через правое плечо; в 4-х к орденам прибавлен портрет Николая I; 22. Гр. М.С. Воронцов.
23. Кн. П.П. Вяземская; доска y кн. Вяземского.
24. С.Ф. Гаевский; во 2-х сквозные буквы подписи затушеваны.
25. Гр. А.П. Гейден; 26. Кн. А.Н. Голицын, в рост; 1-е до подписи; 27. Он же, поясной портрет; 1-е до подписи.
28. Он же, повторение предыдущего, 4°, для "Contemporains Russes".
29. Кн. B.C. Голицын, с рис. Салаберта.
30. Н.И. Греч; 1-е отпеч. без имени гравера.
31. Кн. Грузинский.
32. Георг Дау, с палитрой и кистями. У гр. ДТ. неконченый экземпляр.
33. Гр. Дибич; 1-е отпеч. с 1824 г., a 2-е с 1825 годом.
34. Евгений Виртембергский; 35. Елизавета Алексеевна, в рост, литографированный портрет y Сандомури; Райтом награвировано одно лицо, которое и наклеено на некоторых экземплярах портрета; в них внизу прибавлено: "the head engraved by Mr. Wright". Редкий лист; очень схожий портрет.
36. Она же; в профиль, 1826 г.
37. А.П. Ермолов; отличный портрет; 1-е отпеч. до подписи; 2-е в адресе: "Octr. lst"; в 3-х изменено: "lst Octr".
38. В.А. Жуковский, с рис. Райта; в 1-х: "А.В. Жуковский"; во 2-х поправлено: "В. Жуковский". При его Сочинениях, изд. 1835 г.
39. Он же, с ориг. Брюллова; 1-е до подписи; 2-е в сюите "Contemp. Russes"; 40. А.А. Закревский; 1-е до подписи; 41. Ант. Кантемир; при его Сочин., СПб., 1836 г.
42. Гр. Каподистриа; 1-е с русской и французской подписями; во 2-х французская подпись счищена. В "Contemp. Russes".
43. Коновницын; 1-е до подписи, 2-е с сквозной подписью; 3-е с затушеванной; — 44. Кн. В.П. Кочубей; 1-е до подписи; 2-е с подписью; в 3-х слова: "Граф и Comte" заменены словами: "князь" и "Prince"; 45. Ланжерон; 1-е до подписи; 2-е с подписью; 3-и с исцарапанной доски. 46. Ив. Ленц; 47. Княгиня Ш.К. Ливен.
48. А.Ф. Львов; 1-е до подписи; 2-е с подписью, в "Contemp. Russes".
49. Кн. Мадатов; 1-е с одними именами мастеров; 2-е с подписью; 3-и приложены к его "Жизнеописанию, СПб., 1863".
50. Императрица Мария Феодоровна, в трауре, с оригинала Дау; 51. Кн. А.С. Меньшиков; 1-е — с одними именами мастеров; 52. Гр. М.А. Милорадович; 53. А.П. Михайловская-Данилевская; 54. А.П. Михайловская-Данилевская; 1-е с подписью; во 2-х все подписи счищены; 55. А.И. Михайловский-Данилевский; во 2-х отпеч. подписи усилены резцом.
56. Н.С. Мордвинов; капитальный лист Райта; 57. С.И. Муханов; 58. Николай I, с рис. Райта; голова в натуральную величину; 59. Он же, с рис. Райта 1833 г.; 60. Он же, с рис. Райта; 1-е отпеч. с подписью мастеров; во 2-х прибавлено: "Николай I..." В "Contemp. Russes".
61. Он же, в профиль; 1-е отпеч. в круге; 2-е — круг заключен в четырехугольник; 3-и — четырехугольник стерт и вся доска подправлена.
62. А.Н. Оленин, с ориг. Крюгера; 63. К.И. Опперманн; 1-е отпеч. до подписи; 64. Кн. Паскевич-Эриванский; в сюите "Contemp. Russes". Во 2-х прибавлено: "Генерал-Фельдмаршал"; 65. Петр I, на скале; виньеткафронтиспис для книги: "Панорама С.-Петербурга; СПб., 1834"; 66. А.С. Пушкин; с рис. Райта.
67. Гр. Сперанский; 1-е с одними именами мастеров; 2-е с подписью; в 3-х прибавлен адрес; в 4-х — слово "Esgr" поправлено: "Esqr"; в 5-х вырезана новая подпись: "Граф Сперанский". Доска y кн. Кантакузеной-Сперанской; 68. Гр. С.Д. Строганов; 69. Гр. П.К. Сухтелен; 1-е до подписи; 2-е с подписью; в 3-х поправлено: "Инженеров", вместо "Инженер".
70. Он же, для "Contemp. Russes"; 71. Бар. К.Ф. Толь; в 1-х: "барон Толь"; во 2-х поправлено: "Граф"; 72. Гр. Ф.П. Толстой; для "Contemp. Russes"; 1-е до подписи; 2-е с именами мастеров; 3-и с полной подписью.
73. Гр. Ф.П. Уваров; 74. Фишер фон Вальдгейм. 1-е до подписи; 2-е с подписью; в 3-и приделана рамка кругом портрета; 75. М.П. Храповицкий; во 2-х приделаны на груди две звезды; 76. Кн. А.И. Чернышев; 1-е без титула графа; во 2-х прибавлено: "Граф".
77. А.С. Шишков; 1-й вид с именами мастеров и адресом; во 2-м прибавлен год: "1827"; в 3-м прибавлено: "Адмирал"; 78. Генер. Штейнгель; 1-е с ошибкой: "Штейнгейл"; 79. Ф.И. Шуберт; при его Сочинениях; СПб., 1827.
80. П.К. Эссен; 81. Фридрих-Вильгельм, король прусский; 1-е до подписи; 82. Картинка: "Сивилла Тибуртинская: Писал О. Кипренский. — Грав. Ф. Райт". 8°.
83. "Мать учит детей своих молитве: Писал А. Венецианов. — Грав. Ф. Райт". Обе для книги: "Картины Русской живописи". СПб.
84 и 85. Две картинки и портрет к соч. Греча (в 5 ч., 1838 г.). При 1-й и 2-й ч. к роману "Черная женщина": 1) Женщина, падающая с балкона, 2) Черкес убивает офицера: "Рисов. Нотбек. — Грав. Ф. Райть"; при 5-й части портрет Греча, см. № 30.
86. Нога танцовщицы Тальони. Эта гравюра не была издана и отпечатана для немногих, как объяснял кн. П.А. Вяземский. На ней подпись: "Pourquoi chausser une aile" [Эта строчка написана Жюль-Жаненом в Альбом Тальони. Редкий листок.], 4 строки стихов и подпись: "Кн. П.А. Вяземский". Под рисунком: "Рис. Киль — Грав. Райт".
{Ровинский}
Райт, Томас
(Wright), гравер черн. и каранд. манер., работ, в СПб. при Ал. I и Никол. I; род. 1790 г. вЛондоне, † 185?.
{Половцов}