Рамаяна

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Рамаяна
древнеиндийская эпическая поэма на санскрите. Приписывается Вальмики. Современный вид приобрела во 2 в. Посвящена подвигам Рамы. Источник сюжетов и образов многих произведений в Индии и за ее пределами.

Источник: Исторический словарь

«РАМАЯНА»
древнеиндийская эпическая поэма на санскрите. Приписывается легендарному поэту вальмики. Современный вид приобрела ко II в. Посвящена подвигам Рамы, борца со злом, защитника добра. В средние века стала одной из книг вишнуизма, а Рама почитался как одно из воплощений Вишну.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

«РАМАЯНА»
письменная редакция – 2 в. н. э.), классическая древнеиндийская эпическая поэма, написанная на санскрите. Состоит из 24000 шлок (двустиший) и поделена на 7 книг. В основе сюжета лежит описание жизни царевича Рамы, отправившегося во исполнение сыновнего долга в длительное изгнание в лес, и повествование о похищении его жены Ситы десятиглавым оборотнем Раваной и о победе Рамы и его сторонников в битве с врагом и преданной ему армией демонов. Эпос составляет часть священного учения индуистов (Рама – это земное воплощение бога Вишну), а его авторство приписывают поэту Вальмики, по преданию изобретшему первую шлоку.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

РАМАЯНА
(санскр. — «Сказание о Раме») — древнеиндийская эпическая поэма на санскрите, ставшая одной из священных книг индуизма (вишнуизма). Авторство поэмы приписывается легендарному поэту Вальмики. Время ее создания — IV в. до н.э., современный вид приобрела к II в. н.э. Это вторая после «Махабхараты» великая эпическая поэма Индии. Она отражает более поздние события, описывает более высокий уровень культурного развития страны. Исследователи считают, что в основе «Рамаяны» лежат реальные события — арийское завоевание Индии, борьба аборигенов с ними. Сюжет «Рамаяны» — рассказ о по-ходе на остров Ланка царя Рамы для спасения своей возлюбленной Ситы, похищенной царем демонов Ра-ваной. Рама с помощью царя обезьян борется с царем демонов, с которым не могут справиться боги — это доступно только человеку. В поэме воспевается подчинение младших старшим, покорность и верность жены. Каждый из героев является олицетворением одного из положительных качеств человека. Герои «Рамаяны» и сегодня остаются символом благородства и высоких нравственных идеалов. Стройность и единство содер-жания, совершенная поэтическая форма и богатство выразительных средств сделали поэму одним из самых популярных произведений индийской литературы. Версии «Рамаяны» уже в средние века были хорошо известны в Тибете, Китае, странах Юговосточной Азии, став неисчерпаемым источником сюжетов для более поздних литературных произведений.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

"РАМАЯНА"
др.-индийская эпич. поэма, авторство приписывается Вальмики. Время ее создания датируют 4-3 вв. до н.э., но сохранившиеся 3 осн. варианта относятся, по-видимому, к 1-2 вв. н.э. Язык - эпич. санскрит. Поэма состоит из 24 тыс. шлок (двустиший) и разделена на 7 книг. Сюжет поэмы: Рама, старший сын правителя Кошалы, женится на царевне Сите. Младшая из трех жен его отца, желая, чтобы правил ее сын Бхарата, добилась от мужа изгнания Рамы. Рама с Ситой и братом Лакшманом провел в лесу много лет. Царь демонов, Равана, похитил Ситу и умчал на воздушной колеснице на юг, на свой о. Ланку, но Рама, в союзе с обезьянами и медведями, завоевал Ланку и убил Равану. Вернувшись, Рама долго и справедливо правил своим царством (слово "рамрадж" - "царство Рамы" стало политич. термином, означающим справедливое управление страной).

"Р." целиком и в эпизодах много раз переводили на индийские языки и пересказывали в форме драм и поэм. Она переведена и на многие другие языки мира. Одно из самых известных переложений "Рамаяна" Тулсидаса (16 в.) переведено на рус. яз. и издано в 1902; новый перевод издан в 1948.

Ежегодно осенью в праздник Дашера представления "Рамаяны" идут в инд. деревнях и городах. Сюжет "Р." послужил основой ряда лит. произведений в странах Юго-Вост. Азии, где он широко используется также разными формами нар. театра. В 1960 "Р." была поставлена в Москве, в Центр. детском театре по пьесе сов. индолога Н. Р. Гусевой.

"Р." - ценный ист. источник, рисующий жизнь Древней Индии. Поход Рамы на Ю. часто истолковывают как проникновение индо-ариев в земли дравидов. В Индии "Р." широко изучается: в г. Барода есть Ин-т Рамаяны, где собраны со всей страны тысячи рукописей поэмы. Есть и группы при многих ун-тах, колледжах и историч. и этно-антропологич. об-вах, изучающие "Р."; опубликовано много исследований о "Р." в Индии и в других странах.

Издания: Ramayana (critical ed.), first fasc, ed. by Raghu Vira, Lahore, 1938; Тулси Дас, Рамаяна..., пер., коммент. и вступ. ст. А. П. Баранникова, М.-Л., 1948; Прем Чанд, Сказание о Раме, пер. с ханди, М., 1958; Рамаяна. Лит. изложение В. Г. Эрмана и Э. Н. Темкина, М., 1965.

Я. Р. Гусева. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

Предыстория экономической науки в древнеиндиской поэме «Рамаяна»

Колчерина Д. Д., Миронова Ю. Ю., Чиповская Е. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Направленность времени в «картине мира» древних индийцев (по эпосу «Махабхарата» и «Рамаяна»)

Поликарпов Сергей Сергеевич
На основе эпических произведений «Махабхарата» и «Рамаяна» проводится культурологический анализ проблемы направленности времени в imago mundi древних индийцев.
Читать PDF
0.00 байт

Олонхо и древнеиндийский эпос "Рамаяна": типологические схождения и расхождения в сюжете

Корякина Антонина Федоровна
По своему масштабному и фантастически грандиозному содержанию, по красоте и богатству словесного художественно-изобразительного мастерства якутский героический эпос может претендовать на достойное место наряду с такими памятниками