Рамиевы

Найдено 1 определение
Рамиевы
династия мус. предпринимателей, имамов, обществ. деятелей. По семейному преданию, Р. Тимер состоял в Москве на госслужбе в качестве переводчика. Его потомок в 7-м поколении Р. Салим Рахимкулович (Селим б. Рахимкул б. Урман б. Капкай б. Юлай б. Кулай б. Сулейман б. Тимер б. Рами б. Исхак, 1733–1819) получил образование у Мухаммеда б. Али ад-Дагестани в Кундровской слободе. Был имамом в д. Тятер-Араслановой, неуказным муллой при 2-й соборной мечети Сеитовского посада (Каргалы), ахуном и мударрисом в г. Стерлитамаке. Его сын Р. Бахтигарей Салимович (1816–94) получил образование у Толынхуджи аль-Яркани, Абдуррахмана аль-Балыкли, Абдуллы б. Яхъя альЧиртуши, Мухаммедкарима б. Мухаммедрахима аль-Казани; был имамом в г. Стерлитамаке. Его сын Р. Мухаммедгариф Бахтигареевич (?–?) также был муллой в г. Стерлитамаке. Внук Селима б. Рахимкула Р. Абдулкарим Исмагилович (1774–1851) был имамом в д. Зирган Стерлитамакского уезда Оренб. губ., занимался торговлей. Его сын Р. Бахтияр Абдулкаримович (1811–12.05.1879) и внук Р. Сулейман Бахтиярович (15.06.1854–?) – орские купцы 2-й гильдии, вели крупную торговлю лесом, чаем и др. товарами. Др. его сын Р. Мухаммедсадык Абдулкаримович (1828, д. Зирган – 22.04.1892, д. Юлук Орского уезда Оренб. губ.) – орский купец 2-й гильдии. Занимался торговлей лесоматериалами и мануфактурными товарами. В 1862 г. со всей семьей переехал в д. Юлук, открыл здесь небольшой кожевенный завод, на котором 1 мастер и 2 работника выпускали продукции всего на 600 руб. в год. В 1869 г. он выкупил у статского советника Шипова первый золотой прииск на восточных отрогах Ирендыкских гор, вблизи д. Ишбердиной, положив начало основному семейному делу. Незадолго до смерти совершил хадж в Мекку и Медину. Наибольшую известность получили сыновья Мухаммедсадыка – Р. Мухаммедшакир (05.03.1857, д. Зирган – 15.03.1912, ст. Воскресенская Московской ж/д) и Мухаммедзакир (23.11.1859, д. Зирган – 09.10.1921, г. Орск) – орские купцы 1-й гильдии, золотопромышленники, издатели, обществ. деятели. Оба получили образование в медресе д. Юлук при 1-й соборной мечети г. Орска (см. Орская соборная мечеть) у дамеллы Мухаммедгарифа Магази и д. Муллакаевой Орского уезда у Габдуллы б. Саида. Мухаммедшакир обучался русскому яз. в д. Темясовой Орского уезда, а затем совершенствовал свои знания во время работы на приисках и в конторе. В 1883–1900 г. он постоянно проживал на Султанском и Гадильшинском приисках в Орском уезде, в 1900–12 гг. летнее время проводил на Балканском прииске в Верхнеуральском уезде, а зиму – в Оренбурге. В 1898 г. вместе с М.Г. Каримовым путешествовал по Германии, Бельгии, Франции, Италии, Австро-Венгрии, Сербии, Болгарии и Турции. Во время поездки подробно познакомился с организацией золотодобычи в Зап. Европе, закупил совр. оборудование, которое успешно приспособил к условиям Юж. Урала. Мухаммедзакир в 1880–81 гг. жил в Стамбуле, где изучал турецкий яз. и литературу, знакомился с издательским делом. За счет внедрения передовых технологий братья поставили добычу золота на промышленную основу. В 1910 г. члены этой семьи владели золотопромывальными фабриками, 56 приисками общей площадью 4755 десятин в Орском, Верхнеуральском, Челябинском и Кустанайском уездах, на которых 1092 работника добыли чистого золота общей массой ок. 362 кг. Крупнейшими рудниками были Балканский, Гадильшинский, Искандеровский, Султанский. Для организации дела на научной основе, овладения передовыми методами разведки, добычи руды и извлечения золота Р. отправили своих детей в лучшие профильные учебные заведения Европы: Фрайбергский горный ин-т в Германии и Льежскую электротехническую школу в Бельгии, где они получили инженерное образование. Попутно они занимались торговлей мануфактурными товарами (с оборотом в 1895 г. на 150 тыс. руб.), лесоматериалами, хлебом, владели паровой мельницей на Балканском прииске производительностью 800 пудов зерна в сутки, были членами Оренб. биржевого общества 1-го разряда. Значительную часть заработанных ими огромных средств братья Р. тратили на благотворительность, развитие образования и просвещения. В течение многих лет они добивались разрешения на издание татарской газеты, но только с 21.02.1906 г. на их средства начала выпускаться обществ.-политич. газета «Вакыт» («Время»), а с 10.01.1908 г. – обществ.политич. и литературно-публицистический журнал «Шура» («Совет»). На издании и бесплатном распространении части тиража они ежегодно несли убытки в размере 7–8 тыс. руб., но превратили их в лучшие и наиболее авторитетные периодические издания, которые задавали тон всей татарской печати Российской империи в освещении нац., культурных, религиозных и обществ.-политич. проблем. 29.12.1906 г. братья Р. выступили соучредителями «Товарищества печатного дела Каримов, Хусаинов и Ко» с уставным капиталом в 40 000 руб., внеся по 5000 руб. каждый (см. «Каримова, Хусаинова и Ко» типография). В 1909 г. они вышли из его состава и открыли собств. типографию «Вакыт» на Введенской ул. (ныне ул. 9 Января). Братья Р. сооружали на свои средства мечети и учебные заведения, открывали библиотеки в д. Юлук и на принадлежавших им золотых приисках, оплачивали обучение мусульман в русских и зарубежных образовательных учреждениях. В 1902 г. Мухаммедшакир по просьбе своего родственника муллы М.-Г.Б. Рамиева построил за 1000 руб. каменное здание медресе размерами 9 на 12 арш. во дворе 1-й соборной мечети г. Стерлитамака. В 1906 г. он пожертвовал 1000 руб. на образование вакуфного фонда для ежегодного ремонта учебного корпуса. Он оказывал также финансовую поддержку Обществу вспомоществования бедным Оренбурга, а перед своей смертью передал 3000 руб. на образование доходного капитала Мус. обществу Оренбурга, став его почетным членом. Братья Р. входили в состав попечительского совета вакуфа А.Г. Хусаинова. Мухаммедзакир пожертвовал 1000 руб., а Мухаммедшакир – 2000 руб. на строительство СПб. соборной мечети. В соответствии с волей Мухаммедшакира после его смерти душеприказчики в 1915 г. передали мус. общине д. Халиловой Орского уезда дом для организации женского училища, а в 1916 г. – 12 десятин земли стоимостью в 1000 руб., доходы от которой должны были поступать на содержание женского мектебе при 1-й соборной мечети г. Стерлитамака. Мухаммедзакир в 1912 г. выступил одним из учредителей Оренб. общества попечения об учащихся мусульманах, был его пожизненным членом и председателем, избирался членом правления Мус. общества Сеитовского посада, состоял пожизненным членом Мус. благотв. общества в СПб., Мус. общества Оренбурга, почетным членом Оренб. губ. попечительства детских приютов. Он принимал активное участие в мус. обществ. движении, был делегатом I-го (Н. Новгород, 15.08.1905 г.) и II-го (Спб., 13–23.01.1906 г.) Всерос. мус. съездов. В 1906 г. избран депутатом 1-й Госдумы, за время ее работы (27.04–8.07.1906 г.) состоял казначеем мус. фракции, сделал 7 депутатских запросов. 23.06.1909 г. на встрече оренб. мусульман с депутатами К.-М.Б. Тевкелевым и А.-М.А. Топчибашевым был избран в состав комиссии, призванной организовать финансовую помощь мус. фракции в Госдуме. В то же время он является одним из крупнейших татарских поэтов нач. XX в. В 1906– 12 гг. под псевдонимом Дэрдменд он опубликовал ок. 40 стихотворений на страницах газеты «Вакыт» и журнала «Шура», после 1913 г. продолжал писать, но не печатался. Сохраняя традиции восточной лирики, он одновременно привнес в нее черты импрессионизма, модернизма, новаторскую строфику, художественную экспрессию. Его поэзии («Корабль», «Не омочил я саван», «Мы», «Жизнь», «Расставание», «Ликовала страна..» и др.) свойственны трагическое восприятие мира, философичность образной системы, изящество стиля, тонкий лиризм и глубокий психологизм. Он не только внес большой вклад в развитие нац. поэзии, но и перевел на татарский яз. произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. В 1918 г. он добровольно передал свои предприятия советской власти. Одним из браков Мухаммедшакир был женат на Рамиевой (Арабовой) Биби-Гаухар Исмагиловне (?–1918), заведующей новометодным женским училищем в Сеитовском посаде (Каргале), пожизненном члене Оренб. мус. женского общества. Женой Мухаммедзакира была Рамиева (Бурнаева) Махубжамал Мустафична (1864–1943), дочь орского купца 2-й гильдии М.М. Бурнаева (см. Бурнаевы), пожизненный член Оренб. мус. женского общества. Рамиева Зайнаб Закировна (1891–1977) – деятельница мус. женского движения. В 1912 г. выступила одной из учредительниц Оренб. мус. женского общества, избиралась членом его правления и товарищем (зам.) председателя. Жена татарского драматурга и писателя, заведующего типографией «Вакыт» Я. Вали (1879–1937). Лит.: Азаматов Д.Д. Из истории мусульманской благотворительности. Вакуфы на территории европейской части России и Сибири в конце XIX – начале XX вв. – Уфа, 2000, с. 73–74; ГАОО, ф. 41, д. 1079, л. 142–42 об.; ф. 156 («Окружной инженер VII Оренбургского горного округа»); Мохаммад-Шакир-эфенде Рамиев // Шура. – 1912, № 6, с. 186–91; Мусульманские депутаты Государственной думы России 1906–1917 гг. Сб. документов и материалов / Сост. Л.А. Ямаева. – Уфа, 1998; Рамиевляр / Тозуче М.Ф. Рахимкулова. – Оренбург, 1999; Сапоговская Л.В. Частная золотопромышленность России на рубеже XIX–XX вв. (Урал и Сибирь – модели развития). – Екатеринбург, 1998; Фахреддин Р. Асар. Т. 1 – Казань, 2006, с. 274–75; ЦГИА РБ, ф. И-295, оп. 6, д. 1386, л. 1–10. Д.Д.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009

Похожие термины:

  • Рамиев, Сагит Лутфуллович

    [1880—1926] — татарский поэт. Р. в семье муллы-лесопромышленника в деревне Акманово б. Оренбургской губ. Учился в медрессе в Оренбурге. В 1906 активно участвовал в революционном движении среди татар, при
  • Рамиев, Закир Садыкович

    (псевд. Дардменд) [1859—1921] — татарский поэт. Р. в купеческой семье в д. Зирган б. Оренбургской губ. Некоторое время учился в Константинополе. По возвращении оттуда Р. совместно с братом организовал до