РАНКЕ
РАНКЕ
Ranke), Леопольд фон (21.XII.1795 - 23.V. 1886) - нем. историк, оказавший большое влияние на формирование нем. бурж.-юнкерской историографии 2-й пол. 19 в. и на последующую герм. историографию реакц. направления. Происходил из лютеранской пасторской семьи и получил строго религ. воспитание. По окончании Лейпцигского ун-та, где он занимался классич. филологией и богословием, Р. стал учителем древних яз. в гимназии во Франкфурте-на-Одере (1818). Здесь под влиянием чтения Вальтера Скотта, О. Тьерри и древних авторов Р. увлекся историей. В 1824 вышло его первое ист. соч. "История романских и герм. народов с 1494 до 1535 г." ("Geschichte der romanischen und germanischen V?lker von 1494 bis 1535") с приложением источниковедч. этюда "К критике новой историографии" ("Zur Kritik neuer Geschichtschreiber"). Исключительный успех этой работы доставил R кафедру в Берлинском ун-те (1825-71). Свою репутацию талантливого исследователя Р. закрепил новым трудом "Государи и народы Юж. Европы в 16-17 вв." ("F?rsten und V?lker von S?d-Europa", Bd 1-4, В., 1837-45), после чего был командирован прус. пр-вом в Италию для работы в архивах. Уже эти первые труды содержат все характерные черты творчества Р., его методологии и исследоват. приемов. Теоретич. взгляды Р. сформировались под влиянием филос. идеализма и протестантизма. Ист. процесс, по Р., это осуществление "божеского плана управления миром", придающего единство Всему процессу; причинные связи между событиями также предуказаны богом; религия играет решающую роль в жизни народов; внешние ист. явления выступают как борьба идей, причем высшая идея - бог, а все прочие идеи - "мысли бога в мире". Каждый ист. период, по мнению Р., имеет свою "руководящую идею" (история, т. о., оказывалась разделенной на замкнутые эпохи и лишенной поступательного развития). Наряду с религ. идеей важное место в ходе истории занимает, по мнению Р., идея политическая, воплощенная в государстве. Церковь и гос-во - оба божеств. происхождения, но гос-во лучше всего выражает стремление "нации" к силе: политика гос-ва есть "политика с позиций силы" (Machtpolitik), борьба государств, наций наполняет историю. Помимо мистико-богословского, "августиновского" провиденциализма, ист. концепция Р. характеризуется европоцентризмом с окраской нем.-юнкерского шовинизма. Весь ход истории, по Р., определяют "ведущие" народы; с 6 в. н.э. это романо-герм. народы и гос-ва Зап. Европы. Ист. роль славянства сводится к защите от вост. кочевников зап.-европ. цивилизации. Сами славяне в культурной и политич. организации полностью зависят от Запада. Народы Азии и других неевроп. стран - объект, а не субъект истории. С богословско-идеалистич. концепцией Р. связаны следующие характерные черты творчества Р.: божеский план реализуется ист. личностями (это - короли, папы, полководцы и т.д.; ист. портреты таких деятелей выдвинуты поэтому в его исследованиях на первый план). Осн. задача историка - выявление "божьего плана", она достигается путем отыскания "объективной истины", т. е. установления того, "как собственно все происходило" (wie es eigentlich gewesen, - P. считается основоположником "объективной" школы нем. историографии). Интерес гл. обр. к политич. и дипломатич. истории, провозглашение примата внеш. политики над внутр. и игнорирование истории социальных отношений, исключит. внимание к деятельности выдающихся личностей характерны для всех соч. Р. (посвященных преим. 16-17 вв.). Эти черты отчетливо сказались, в частности, в таких считающихся классическими соч. Р., как "Римские папы, их церковь и гос-во в XVI и XVII вв." (пер. с нем., т. 1-2, СПБ, 1869), "Нем. история в эпоху реформации" ("Die deutsche Geschichte im Zeitalter der Reformation", Bd 1-3, В., 1839-40) и др., блестящих по форме, отличающихся большим мастерством портретных характеристик и в то же время крайне поверхностных по содержанию. Вкладом Р. в развитие ист. науки является его исследоват. методика, основанная на след. положениях: объективная истина содержится гл. обр. в архивных мат-лах политич. характера - в донесениях послов, переписке гос. деятелей и т.д.; чего нет в документе (мнения, слухи и проч.) - не существует для истории; правильное использование источников требует филологич. анализа, установления аутентичности и достоверности документа и других операций внеш. и внутр. критики текста. Р. не изобрел этот метод (он опирался на опыт Г. Б. Нибура и др.), но он систематично и последовательно проводил его в своих трудах и обучал ему в своих знаменитых ист. семинарах в Берлинском ун-те (с 1834), из к-рых вышли многие известные бурж. ученые: Ф. В. Гизебрехт, Г. Вайц, Г. Зибель, X. Дельбрюк, В. Ваттенбах, В. Рошер и мн. другие. К заслугам Р. перед нем. наукой относится также организация Баварской ист. комиссии, издавшей нем. биографич. словарь и развернувшей широкую деятельность по публикации ист. источников. Претензиями на "объективность" и "беспартийность" Р. не удалось замаскировать свою реакц. политич. позицию, низкопоклонство перед монархами, восхищение воен. мощью прусского государства и его агрессивной внеш. политикой. В своих трудах (напр., в "12 книгах прусской истории" - "Zw?lf B?cher preussischer Geschichte", Bd 1-5, Lpz., 1874) он защищал дворянские привилегии и полуфеод. строй Пруссии, выражал аристократич. презрение к простому народу и ненависть к революциям и революц. деятелям. Советник и воспитатель нем. королей и принцев, получивший в 1841 звание офиц. историографа Пруссии, друг и поклонник Бисмарка - "объединителя" Германии "железом и кровью", Р. стал олицетворением консерватизма и враждебного отношения к социальному и политич. прогрессу. Отсюда восторженное отношение к Р. со стороны представителей реакц. крыла бурж. историографии и резко отрицательные отзывы о творчестве Р. передовых умов Германии - Маркса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 30, с. 352), Г. Гейне и др. Соч.: S?mtliche Werke, Bd 1-54, Lpz., 1867-90; Hauptwerke, Bd 1-12, Wiesbaden, 1957; Weltgeschichte, Bd 1 - 9, Lpz., 1888 - 1902. Лит.: Вайнштейн О. Л., Леопольд фон Ранке и совр. бурж. историография, в кн.: К критике новейшей бурж. историографии, М.-Л., 1961; Смоленский Н. И., О нек-рых теоретико-методологич. принципах историч. концепции Л. фон Ранке, в кн.: Методологич. и историографич. вопросы ист. науки, Томск, 1963; Бузескул В. П., Совр. Германия и нем. историч. наука XIX столетия, П., 1915; Косминский Е. A., Историография средних веков, (М.), 1963, с. 332-50; Schilfert G., L. von Ranke, в сб.: Die deutsche Geschichtswissenschaft..., В., 1963. (Огромная заруб. лит. о Р. частично указана в названных выше работах). О. Л. Вайнштейн. Ленинград.