Раннее царство Египта
Раннее царство Египта
Сколько времени длился ранний период в истории Египта (Раннее царство) — неизвестно; во всяком случае около 3000 г. до н. э. государство в долине Нила уже существовало.
За недостаточностью данных точное летоисчисление для древнейшей египетской истории невозможно. Время приходится обозначать не столько по столетиям, сколько условно — по династиям. Древние списки фараонов делились на династии, и жрец Манефон, написавший около 300 г. до н. э. по-гречески свое сочинение об истории Египта, насчитывал до 30 династий фараонов. История древнеегипетского государства делится на несколько периодов—Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. К Раннему царству относятся I и II династии по списку Манефона. Сюда же надо отнести и полузабытых древнеегипетской традицией прямых предшественников I династии, так как во времена их правления классовое общество и государство в Египте, невидимому, уже сложились. Царей этого времени называют обычно по отношению к манефоновским спискам династий додинастическими црями.
Каменные и медные орудия труда. Ремесла.
Для оценки уровня развития раннеегипетского общества необходимо в первую очередь ответить на вопрос о тогдашнем состоянии металлургии. Добыча руды и изготовление орудий из металла были важнейшим условием для достижения производством того уровня, при котором становилось возможным сосредоточение важнейших средств производства в руках меньшинства и порабощение большинства меньшинством.
Уже сравнительно давно при раскопках погребений времен I династии было обнаружено немало медных орудий (из естественной меди, без искусственного приплава), особенно резцов и иголок, а также топоров, тесел, шильев, щипцов, значительное количество медных гвоздей и проволоки, затем медные обшивки, украшения и посуда.
Однако по-настоящему оценить развитие обработки меди при I династии стало возможным сравнительно недавно, когда в одной из богатых гробниц был обнаружен целый клад медных изделий. При этом примечательно не только число найденных орудий (более 600), но и количество их видов (пилы, ножи, резцы, тесла, мотыги, шилья, иглы и т. д.). Эти предметы клались в гробницы в связи с верованием древних египтян в загробную жизнь, подобную земной. В гробницу были положены и медные пластины, вероятно, на тот случай, если бы мертвецу на том свете пришлось изготовлять какое-либо орудие.
Все говорит о большом и давнем навыке в изготовлении и употреблении орудий из меди уже в период Раннего царства. Почти все эти орудия в том же виде встречаются и в последующий период египетской истории, обычно называемый периодом Древнего царства.
Однако камень как материал для производства орудий продолжал еще применяться весьма широко. Это доказывают многочисленные кремневые орудия (ножи и ножички, разнообразные скребки, наконечники стрел и т. п.), найденные в погребениях не только подданных, но и царей как I, так и II династий. Городище, соседнее с царским кладбищем, в пластах, современных Раннему царству, оказалось усеянным кремневыми орудиями: ножами, скребками, частями мотыг и т. п. Описанному выше кладу медных орудий начала I династии можно противопоставить клад кремневых орудий, тоже сравнительно недавно найденный в гробнице сановника середины той же династии. Здесь было найдено более 300 разнообразных орудий, в том числе (целиком и в остатках) много деревянных серпов с кремневыми лезвиями.
Но как бы еще ни были употребительны каменные орудия, основным материалом для орудий в представлении современников II династии была уже медь. Египет при первых династиях жил в медном веке, хотя и полном еще пережитками каменного.
Во времена Раннего царства значительного совершенства достигло строительство из кирпича-сырца; кирпичный свод египтяне умели возводить уже при I династии. Наряду с кирпичом в Раннем царстве широко пользовались и деревом. Страна тогда была, невидимому, гораздо богаче деревом, чем позже. На изображении, относящемся ко времени около I династии, показаны целые ряды густых деревьев в Западном нагорье. Подземные склепы царей I династии, обшитые внутри деревом и перекрытые очень толстыми бревнами, говорят о большом мастерстве в обработке дерева. То же показывают и остатки домашней обстановки.
Камень в раннеегипетском зодчестве применялся в ограниченном объеме. Тем не менее он не был особой редкостью даже в гробницах частных лиц I династии. От конца II династии сохранился большой дарский склеп с каменным полом и такими же стенами, а также каменный косяк дверей храма. Уже при I династии на отдельных плитах ясно видны следы обработки их медными орудиями.
Во времена Раннего царства в большом количестве производилась посуда из глины с последующим обжигом. В ходу была также посуда из особого состава — так называемого египетского фаянса. Употреблялась и медная посуда. Тем не менее при I и II династиях, более чем когда-либо прежде, распространена была посуда из камня, особенно из более мягкого (преимущественно алебастра), легко поддающегося обработке орудиями из меди.
Уже в те времена умели изготовлять писчий материал — папирус. От середины I династии до нас дошел целый свиток волокнистой «бумаги», приготовленной из сердцевины высокого болотного растения вроде осоки — папируса. В папирусную «бумагу» были завернуты кремневые орудия.
Земледелие и скотоводство.
Своеобразие истории древнейшего Египта состояло в том, здесь в силу природных условий страны даже при тогдашнем уровне развития техники оказался возможным огромный рост производительности земледелия.
Могучую реку Нил, не только орошавшую землю, но и отлагавшую при ежегодных своих разливах плодоносный ил, человеку необходимо было освоить для того, чтобы она могла играть важную роль в развитии хозяйства. Без искусственных осушения и орошения долина Нила оставалась бы топкой низиной посреди зыбучих песков. Осваивать реку, т. е. копать оросительную сеть, насыпать водопреградные насыпи, содержать в исправности все эти сооружения, открывать и закрывать протоки, можно было при помощи несложных орудий — мотыги и корзины для переноски земли. На изображении, дошедшем до нас от времени одного из додинастических парей, показаны его подданные, голыми руками и мотыгой работающие на многоводном протоке. В представлении современников I династии любая область их страны была прежде всего орошаемой землей; само слово «область» (ном) в то время писалось знаком, изображавшим землю, поделенную оросительной сетью на четырехугольники. Пересеченный оросительными сооружениями Египет уже при I династии стал страной исключительного плодородия.
Как и в последующие времена, Верхний Египет — узкая долина реки в южной части страны — и Нижний Египет, главную часть которого составляла расширяющаяся к северу часть этой долины, так называемая Дельта, многорукавная, близкая к морю и потому переполненная влагой и заболоченная, были освоены неодинаково. Уже при I династии Верхний Египет в письменности обозначался иероглифом, изображавшим растение, произрастающее на полоске земли. Нижний Египет — страна болотных зарослей — обозначался кустом папируса. Конечно, это не значит, что Нижний Египет был сплошь заболочен, в период Раннего царства здесь были уже многолюдные поселения, процветало виноградарство и существовало хлебопашество; при I династии верхнеегипетский ячмень отличали от нижнеегипетского.
В гробницах современников той же династии кроме ячменя была найдена также разновидность пшеницы — эммер (двузернянка). Земледельческие орудия в период Раннего царства были в общем такими же, что и позже, в Древнем царстве, хотя частично в то время они были, возможно, менее совершенными. Плуг первобытного вида изображают нам письмена-рисунки времени II династии. Мотыга показана на памятнике одного из додинастических царей. Деревянные серпы со вставными лезвиями из кусочков кремня были найдены десятками в одной из гробниц середины I династии. Помол зерна, как и позднее, производился вручную: грубые зернотерки (два камня, между которыми растирали зерно) дошли до нас от времени той же династии.
Разведение льна в период Раннего царства доказано тем, что в могилах были найдены полотна и льняные веревки. При этом некоторые полотна — очень высокого качества, что говорит об искусном пользовании ткацким станком, о большом опыте в ткацком деле, а следовательно, и о развитом льноводстве.
На цветущее состояние виноградарства при I и II династиях указывают бесчисленные винные сосуды, найденные в цельном виде или в обломках. Судя по печатям на глиняных пробках сосудов, местом процветания виноградарства, как и в позднейшие времена, был Нижний Египет.
Едва ли не все виды домашнего скота, распространенные в Древнем царстве, были известны уже в период Раннего царства. Существование быка, осла, барана с развесистыми рогами, козы засвидетельствовано изобразительным искусством, письменностью, а также находками костей этих животных при раскопках. Скота было много: еще около начала I династии один из царей хвалился захватом 400 тыс. голов крупного рогатого и 1422 тыс. голов мелкого скота. Этот царь воевал против Нижнего Египта; возможно, что его добыча происходила оттуда.
Источники сырья.
Одна из особенностей природных условий Египта состояла в том, что почти все сырье, необходимое для производства, можно было найти или в самой стране, или в близлежащей пустыне. Правда, местные месторождения меди были ничтожны, но ее можно было добывать поблизости, на Синайском полуострове, и присутствие там египтян засвидетельствовано памятниками уже I династии. Золото имелось в пустыне между рекой и Красным морем, а также к югу от Египта, в Эфиопии, но отсюда золото стало, повидимому, поступать значительно позже. Долина реки и пустыня восточнее ее были богаты разнообразным камнем. По породам камня, употреблявшимся при I династии, можно заключить, что уже тогда были известны многие месторождения. Большинство пород полудрагоценных камней, употреблявшихся для украшений, было известно уже при I династии. Некоторые из них встречались в пустыне к востоку от реки, другие — на Синайском полуострове (бирюза, малахит), и только редкий камень, лазурит, доставлялся посредством обмена с азиатскими племенами.
Деревом, как уже говорилось, страна тогда, повидимому, располагала, хотя вообще недостаток дерева был слабым местом древнеегипетского хозяйства. Черное дерево, уже при I династии употреблявшееся для всевозможных поделок, от частей домашней обстановки до наконечников стрел, было, несомненно, привозным.
Размеры потребления слоновой кости почти исключают мысль о ввозе ее из-за рубежа. Скорее всего слон еще водился по окраинам пустыни. Возможно, что именно увлечение изделиями из слоновой кости и было причиной последующего полного истребления слонов в Египте.
Таким образом, природные богатства страны и окрестных пустынь позволяли во времена Раннего царства обходиться собственным и близлежащим сырьем, что, конечно, не исключало сношений Египта со странами, даже довольно отдаленными: так, посуда, привозившаяся, как полагают, с островов Эгейского моря, была известна в Египте уже в начале I династии.
Общественные отношения.
Наши сведения об общественном строе Египта периода Раннего царства скудны и неполны. Источники говорят о большом царском хозяйстве, тщательно управляемом и выпускавшем разные изделия. Печати на глиняных пробках винных сосудов при обеих первых династиях упоминают названия царских виноградников и звания ответственных за эти хозяйства сановников. До нас дошло много печатей, которыми были опечатаны продукты, изготовленные в царских хозяйствах, причем значительная часть таких печатей была найдена вне царских гробниц, в погребениях знатных, а подчас и незнатных людей, которые получали припасы из царского хозяйства.
Надписи II династии упоминают «мастерские пищи». О существовании тогда в больших хозяйствах различных мастерских может свидетельствовать «печать судостроительного (или, быть может, шире — деревообделочного) заведения», принадлежащего хозяйству «матери детей царя». Одновременно эта печать показывает, что уже в конце II династии внутри самой царской семьи хозяйство царицы было отдельным от хозяйства царя, совсем как в последующие времена. Выделение «дома царя» предполагает существование при I и II династиях и «домов» (хозяйств) нецарских.
Но кто же работал в царском хозяйстве или в других больших владениях? Источники, к сожалению, отвечают на этот вопрос недостаточно полно.
Среди надгробных надписей царских приближенных и слуг I династии имеется по меньшей мере одна, в которой погребенный прямо называется «рабом». Возможно, этот «раб» был царским невольником, скорее всего домашним слугою царя. К этому времени слово «раб» уже должно было стать настолько обычным в языке египтян, что во времена I династии жрецов назы вали «рабами» того или иного божества.
Откуда брались рабы? В период Раннего царства велось немало войн внутренних и внешних. Связанный пленник был излюбленным сюжетом в тогдашнем изобразительном искусстве. Иногда пленные изображались целыми вереницами, связанные каждый по рунам и все вместе за шеи. Иногда захваченными в плен оказывались иноземцы, но в большинство случаев изображенные пленные могут быть приняты и за египтян.
На некоторых изображениях представлено убиение пленныхых, на других показывался только их угон. Один из царей I династии хвалился тем, что взял 120 тыс. пленников. Так как он воевал с непокорным Нижним Египтом, вполне вероятно, что пленники могли происходить оттуда. Сомневаться в достоверности приведенной цифры нет оснований. Число повстанцев Нижнего Египта, павших в бою с одним из царей II династии, как оно передано надписями того времени, тоже громадно (48 205 или 47 209). 120 тыс. пленных названы в качестве добычи после перечисления количества захваченного скота. Уже это указывает на хозяйственное использование пленных. Было бы, однако, неосторожно сводить раннеегипетское рабство только к использованию труда военнопленных, хотя об эксплуатации рабов-соплеменников и нет определенных данных.
Раскопки мест погребений, производившиеся за последние десятилетия подле «Белых стен» — так первоначально, а иногда и позже именовался нижнеегипетский город Мемфис,— наглядно раскрыли перед нами всю глубину общественного расслоения Египта уже в середине I династии.
Как крепость высилась кирпичная громада усыпальницы важного сановника, снаружи вся украшенная выступами и нишами, внутри полная потайных помещений, заваленных богатой утварью и припасами. С юга подле усыпальницы находилось 19 небольших ям, и в каждой было по деревянному гробу со скорченным человеческим трупом, завернутым в тонкую ткань. В каждой такой могиле лежало немного простой посуды, некогда с припасами. Но одна (двадцатая) могила была побольше, гроб в ней покрупнее, и мертвец лежал в полусогнутом положении. Восточнее усыпальницы было несколько крошечных могил с птичьими трупиками, обвитыми тонкими тканями и лежавшими в деревянных ларцах, из которых один был отделан слоновой костью и черным деревом; в каждой могилке было по маленькому сосуду. По соседству было 7 погребений, во всем подобных птичьим, с той только разницей, что погребены здес были собаки. При пернатых и четвероногих «покойниках» был зарыт и человек, очевидно, их сторож. Он похоронен без всякого гроба, только в саване, около него находилось несколько горшков.
Все это очень показательно. Вельможа погребен по-царски. Как царь, он окружен и по смерти своими людьми. С ним похоронены и его пернатые и четвероногие любимцы. Его люди — возможно, его рабы — были похоронены не лучше, а то и хуже птиц и собак. Таким образом, здесь с полной наглядностью представлены две крайние противоположности в египетском обществе.
Раскопки вскрыли существование и средней прослойки населения столицы того времени — середины I династии. В той же местности, где находилась описанная усыпальница, было откопано скромное кладбище. Из откопанных могил, общим числом в 231, несколько высечено в каменной почве, но подавляющее большинство могил — просто ямы, вырытые в слежавшемся песке. Только единичные могилы из числа высеченных в скале отделаны изнутри сырцовым кирпичом, и лишь две могилы разгорожены внутри кирпичными стенками на склеп и кладовые. В некоторых могилах не было никакой утвари, в других была лишь глиняная посуда. В ряде могил была обнаружена и дорогая каменная посуда отличной работы. Притом такая же посуда была обнаружена даже в некоторых простых ямах. В одной такой могиле были найдены два набора игральных пешек из слоновой кости, в другой — изящная булавка, большая медная чаша.
Таким образом, перед нами кладбище и бедняков, и людей с достатком. Какая разница между этими погребениями и усыпальницами знати?
Столичная знать, располагавшая людьми и богатствами, — вот кто вершил уже тогда судьбами страны. Глядя на гробницы вельмож, почти не уступавшие царским, можно заключить, что при I династии сам царь не выделялся в окружении могущественных вельмож, хотя он и был их главой. Гробница иного сановника затмевала царскую.
Государственная власть.
Все, что мы знаем о Раннем царстве, позволяет видеть в нем сложившееся государство уже при I династии, еслине раньше.
Раннее царство было уже царством двуединым, но единство его было еще непрочным. «Соединение обеих земель» — Верхнего и Нижнего Египта — справлялось царями как праздник при вступлении их на престол. Но это «соединение» было результатом насилия верхнеегипетских покорителей. Север был еще не до конца покорен. Борьба между верхнеегипетскими завоевателями и Нижним Египтом красной нитью проходит через историю Раннего царства.
Во главе государства стоял царь, преемник верхнеегипетских завоевателей. У царя было два особых головных убора: белый — верхнеегипетский и красный — нижнеегипетский. Они имели значение корон, символизирующих царскую власть над обеими землями. Эти «короны» надевались также вместе — одна на другую. С начала I династии надписи величают царя «обеими владычицами» — в знак соединения в его лице богинь обеих половин царства, а с середины той же династии — «принадлежащим к Тростинке и Пчеле»: первая знаменовала Верхний, а вторая Нижний Египет. Это название и стало обычным обозначением фараона как царя обеих половин Египта. Двуединый характер государства отражался и в названиях его учреждений: по цвету корон верхнеегипетская сокровищница именовалась «белым домом», а нижнеегипетская — «красным домом».
Царя окружал многолюдный двор, состоявший из множества придворных чинов и различных прислужников. Значение царской власти подчеркивалось полным обожествлением ее носителей. Царя объявляли разновидностью царского бога-покровителя Гора, и каждый царь в добавление к своему личному имени принимал еще особое царское имя: Гор-Боец, Гор-Высокий Рукою и т. п.
Сосредоточивая полновластие в царских руках, рабовладельческая знать (вельможи) на деле не выпускала его из своих рук. Вельможи, как можно судить по их званиям, были обладателями важных должностей в самом царском хозяйстве. И если «государственное» и царское сливались, повидимому, воедино, то и вельможи I династии не делали большого различия между управлением и владением. Управляющий царскими виноградниками, например, заполнял свою гробницу заготовками из подведомственных ему царских угодий.
Наряду с основной задачей государственной власти — подавления угнетаемых — одной из существенных задач этой власти была организация оросительного дела в Нильской долине. Этим обеспечивалась возможность получения прибавочного продукта. Нет прямых данных о том, как практически были в то время организованы работы по орошению, но несомненно, что верховное руководство находилось в руках государства. Наблюдение за рекой как при I, так и при II династиях было поставлено образцово: ежегодно точно измерялся и тщательно записывался уровень воды.
Источники упоминают об областях, на которые распадался в то время Египет и которые греки много позже называли номами. Звание, обозначавшее впоследствии правителя области — номарха, встречается в надписях уже при I династии. Также и слово «судья» можно прочитать на печатях еще середины I династии.
Постоянное войско, повидимому, существовало в зачаточном состоянии. Полководец одного из последних царей I династии, изобразивший себя на синайских скалах с луком в руке, имел в числе званий и одно военное, надо думать — постоянное: «начальник войска». Второстепенный придворный, погребенный в числе других около склепа царя I династии, был увековечен на своем надгробии с луком в руке. Это изображение похоже на иероглиф, которым писалось слово «воин». Вероятно, он и был воином.
В то время велось много войн и с непокорным Нижним Египтом и с соседними племенами, как с южными — эфиопами (или нубийцами), так и с западными (ливийцами) и северо-восточными (азиатами). На Синайском полуострове Египетское государство постоянно вело войны с местными племенами, так как там находились медные рудники.
Большое значение в государственной жизни уже того времени имели писцы. Даже при I династии важный сановник, имея высшие звания, не пренебрегал и скромным званием писца. Каждые два года при II династии в стране производился переучет, повидимому для налоговых целей.
Начало летописной истории Египта.
Древнее предание первым царем Египта считало Мена (Мину).
Один очень старый памятник, сохранившийся от времени никак не позже начала I династии, прославляет победу над Нижним Египтом, одержанную царем, чье имя условно читается «Нармер». Высказывалось предположение, что имя «Мен» могло быть вторым или личным именем этого победителя (египетские цари носили по нескольку имен). Но такое предположение едва ли правильно. Поражение Севера, которое изображено на этом памятнике, вовсе не обязательно считать первоначальным завоеванием этой части страны. Оно могло быть и подавлением какого-либо восстания: усмиряли повстанцев-северян еще и при II династии.
Имеются и прямые основания думать, что Египет был объединен задолго до I династии. Не только Нармер владел уже обеими частями Египта (он носит обе «короны»), но и два других, еще более древних властителя были, повидимому, уже общеегипетскими царями. Так, в надписях одного из них на посуде упоминаются поочередно Верхний и Нижний Египет. По уцелевшим обломкам летописи, начертанной во времена Древнего царства, также можно заключить, что в ней перечислялся целый ряд царей, имевших право на двойную «корону» объединенного Египта и царствовавших раньше I династии.
Но если Египет был объединен задолго до I династии, почему же предание считало именно ее первой династией, а ее основателя Мена первым царем? Этого нельзя объяснить тем, что объединение Египта до Мена не было еще окончательным и только при нем было закреплено. Окончательным это объединение не было даже при II династии, о чем свидетельствует кровавый погром в Нижнем Египте, учиненный царем этой династии Хасехемом. С другой стороны, неподчинение северной окраины страны общеегипетским царям вряд ли могло побудить предание не признавать существования этих царей. Поэтому лучше всего отбросить предположение об объединений Меном всей страны. Ни одним источником это объединение Мену не приписывается. Необходимо найти более надежное объяснение «первенству» Мена и его династии.
При первых династиях летоисчисление велось следующим способом. Каждый год правления того или иного царя получал особое название по примечательным событиям, происшедшим за этот год. Названия годов заносились в особые списки — летописи. Остатки такого списка дошли до нас от Древнего царства, и по ним видно, что непрерывная цепь подобных записей начиналась с I династии.
От этого времени сохранилось значительное количество костяных и деревянных ярлыков, которые помечены названием того или иного года. И эти ярлыки тоже появляются лишь с воцарения I династии. От додинастических царей ни одного такого ярлыка, как кажется, не дошло. Повидимому, летоисчисление для египтян начиналось с I династии, и летопись, т. е. в древнейшие времена перечень лет по событиям, начиналась с I династии. До этой династии список приводил только одни имена властителей и летописью такой список не был. Тем самым и основатель этой династии должен был для египтян стать первым летописным, мы бы сказали — «историческим», фараоном.
Первый царь, от времени которого мы имеем ярлыки с названиями лет, именуется на своих памятниках обыкновенно Гором-Бойцом. По всей видимости, он и был Меном. С выводом, что имя «Мен» было личным именем царя, называвшегося Гором-Бойцом, как нельзя лучше согласуются и прочие данные.
По Манефону, обе первые династии были родом из верхнеегипетского города Тина. Гробницы царей I и отчасти II династии, откопанные в Тинской области подле города Абидоса, служат наглядным подтверждением правильности этого сообщения.
Предание приписывало Мену основание главного города Нижнего Египта — Мемфиса, ставшего столицей всего Египта. На кладбище этого города откопаны были сотни могил людей среднего достатка, современников I династии, и большие усыпальницы тогдашней знати. Из этих усыпальниц древнейшая относится ко времени Гора-Бойца.
Об исторических событиях времен I династии мы знаем очень мало. Если судить по имеющимся данным, положение внутри страны при I династии было относительно устойчивым. Источники намекают только на распри внутри царствующего дома, да и то в более поздние годы. Иначе обстоит дело со II династией.
Восстание в Нижнем Египте.
В начале II династии цари нарушили вековую традицию, перестав использовать абидосское кладбище. Затем, еще при той же династии, в Абидосе вновь появляются царские погребения, но теперь уже цари носят новую, необычную титулатуру.
Как мы уже говорили, властители Египта неизменно именовали себя богом Гором, теперь же, в период II династии, мы находим царя, объявившего себя не Гором, а его противником — богом Сетом. Вслед за тем другой царь, уже под самый конец династии, провозгласил себя одновременно Гором и Сетом и даже именовался, повидимому, в примирительном духе: «Тот, в ком умиротворились оба бога».
Трудно решить, были ли такие изменения титулатуры связаны с теми кровавыми событиями в Нижнем Египте, где почитался бог Сет, о которых повествует царь той же династии Гор-Хасехем. На подножиях двух своих изваяний этот царь символически изобразил Нижний Египет пораженным; там же изображены трупы повстанцев и указано число павших врагов (на одном изваянии — 48 205, на другом — 47 209). На двух каменных сосудах он представил богиню Верхнего Египта, вручающую ему, украшенному верхнеегипетской короной, знак соединения обеих земель в «год поражения Нижнего Египта».