РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО
термин для обознач. христианства до признания его в Рим. империи религией, равноправ. с язычеством (нач. 4 в.). В пределах Р. х. выделяют обычно т.н. первонач. христианство (1 в. н.э.).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО
термин для обозначения христианства до признания его в Рим. империи религией, равноправной с язычеством (нач. 4 в.). В пределах Р. х. выделяют обычно т.н. первонач. христианство (1 в. н.э.).

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Раннее христианство
Раннее христианство - период в истории христианства со смерти Иисуса в начале 30-х годов I века до Первого Вселенского Собора в Никее (325 г.). Иногда термин «раннее христианство» употребляется в более узком смысле христианства апостольского века.
Возникновение христианства
Христианство возникло в Палестине в I веке н.э. как одно из апокалиптических мессианских движений внутри иудаизма, в основе которого лежали учение Иисуса и вера в его воскресение из мертвых. Выделение христианства как особой, отличной от иудаизма, религии, сопровождающееся конфликтами как с традиционным иудаизмом того времени, так и внутри самой христианской общины, происходит в течение нескольких десятилетий[1]. Несомненно сходство некоторых идей, верований и культовых практик раннего христианства и современных ему апокалиптических течений в палестинском иудаизме, таких как ессеи. Тем не менее, прямая связь первых христиан с общинами, подобными кумранской, остается недоказанной. Среди исследователей нет также единой точки зрения на то, в какой мере раннехристианская проповедь (керигма, или, точнее, керигмы разных групп первых христиан в разное время) воспроизводит керигму самого Иисуса[2]. В истории раннего христианства можно выделить ряд ключевых моментов, таких как выступление «эллинистов», начало проповеди среди язычников и Иерусалимский Собор 49 года, каждый из которых делал христианство все более несовместимым с иудаизмом. Вместе с тем, в своем развитии христианство в очень большой степени опиралось на идеи современного раввинистического иудаизма.
Апостольский век
По требованию фарисеев, книжников и (соединившихся на этот раз с своими злейшими противниками) саддукеев-первосвященников Иисус Христос предан был казни, и с Его смертью Его враги успокоились, полагая первое время, что все опасное галилейское движение, поднятое Им, теперь замрет само собою.
Не прошло, однако, и двух месяцев с той Пасхи, в навечерие которой погребен был «обманщик», как его ученики с непонятной для врагов Его смелостью в том же Иерусалиме, в соседстве Голгофы и Гроба, стали проповедовать, что Распятый был действительно Мессия; что Он в течение сорока дней после своей смерти, начиная уже с третьего, многократно являлся им и в Галилее, и преимущественно в Иерусалиме, в истинном, но прославленном теле, ел, пил и беседовал с ними; что в 40-й день Он на их глазах вознесся на небо, обещав вернуться со славою, как Мессия-Судия живых и мертвых, и велел им в промежуточное время проповедовать евангелие царствия Божия.
I век обычно называют апостольским. По преданию, в течение 12 лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь.
Миссия апп.Павла и Варнавы показала, что для успеха проповеди не следует связывать обращаемых язычников устаревшим иудейским законом. Апостольский Собор в 49 г. в Иерусалиме утвердил эту практику. Но не все были согласны с его решением. Т. н. «иудействующие» образовали раскол эвионитов и назореев. Эти первые десятилетия иногда называют временем «иудео-христианства», когда Новозаветная Церковь еще существовала внутри Ветхозаветной, христиане посещали Иерусалимский храм и т. д. Иудейская война 66—70 гг. положила конец этому симбиозу. Она началась с восстания иерусалимских националистов против римской власти. Нерон направил на усмирение провинции Веспасиана и Тита. В итоге Иерусалим был полностью разрушен, а храм сожжен. Христиане, предупрежденные откровением, заранее удалились из обреченного города. Так произошел окончательный разрыв между христианством и иудейством.
После разрушения Иерусалима значение церковного центра переходит к столице империи — Риму, освященному мученичеством апп. Петра и Павла. С правления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов умирает ок. 100 годa , и с ним заканчивается апостольский век.
Приблизительная хронология апостольского века
Пятидесятница (Деян 2:14)
28 мая 30 г. Мученичество Стефана (Деян 7:54—60)
около 33—34 г. Обращение Павла (Деян 9:1—19)
около 34—35 г. 1-е миссионерское путешествие Павла (Деян 13—14)
между 46—48 гг. Иерусалимский собор (Деян 15:1—29)
48 или 49 г. 2-е миссионерское путешествие Павла (Деян 15:36—18:23)
между 49—53 гг. 3-е миссионерское путешествие Павла (Деян 18:23—21:17)
между 54—58 гг. Арест Павла в Иерусалиме (Деян 21:27—33)
58 г. Тюремное заключение Павла в Кесарии (Деян 24:27)
58—60 гг. Путешествие Павла в Рим (Деян 27—28)
осень 60 — весна 61 г. Павел под домашним арестом (Деян 28:30)
61—63 гг. Освобождение Павла из 1-го тюремного заключения в Риме (патристические источники II—III вв.)
63 г. Последующие миссионерские путешествия Павла (патристические источники)
64—67 гг. 2-е тюремное заключение и смерть Павла в Риме (патристические источники)
67—68 гг. Смерть Иоанна в Эфесе (патристические источники)
после 98 г. Апостольские мужи
Время первохристианства II — III вв. отмечено деятельностью т. н. «апостольских мужей», то есть первохристианских писателей, бывших учениками самих апостолов. К числу наиболее известных из них относят священномученика Игнатия Богоносца, осужденного на смерть во времена гонений императора Траяна, и священномученика Поликарпа Смирнского, который был сожжен на костре в гонение императора Марка Аврелия († 167 г).
На Западе начальный этап Церкви был связан с двумя главными культурными центрами Европы: Афинами и Римом. Наиболее известными «апостольскими мужами» западной Церкви считаются сщмч. Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла, первый епископ г. Афины, которому приписываются несколько писем и трактатов по христианской мистике (т. н. «ареопагитики»), и выдающийся проповедник св. Климент, папа Римский, из сочинений которого сохранилось только его послание к Коринфянам. По преданию, в 95 г. Дионисий Ареопагит был послан св. папой Климентом во главе миссии на проповедь в Галлию, где и погиб в гонение Домициана ок. 96 г. Сам св. Климент был в гонение имп. Траяна сослан в Крымские каменоломни и ок. 101 г. утоплен.
Апологеты
Апостольские мужи явились переходной группой от самих апостолов к т. н. апологетам. Апология (греч. «оправдание») — это слово о заступничестве, направляемое к императорам-гонителям. Оправдывая христианство как справедливую и разумную религию, апологеты вольно или невольно переводили истины веры на язык разума, и так рождалось христианское богословие. Первым из подобных апологетов-богословов был мч. Иустин Философ из Самарии, философ-платоник, после своего обращения (ок. 133 г.) прибывший в Рим, где основал богословскую школу для борьбы с еретиками-гностиками. Иустин Философ погиб в гонение имп. Марка Аврелия в 166 г.
В 170 г. был созван Лаодикийский Собор, первый крупный собор после апостольского времени. На нем решался вопрос о дне празднования Пасхи.
Ок. 179 г. африканский философ-стоик Пантен преобразовал Александрийское огласительное училище (по преданию, основанное еще апостолом и евангелистом Марком) в богословскую школу. Здесь родилась древнейшая традиция Александрийского богословия, у истоков которого стояли:
* св. Климент Александрийский († 215 г.) — ученик Пантена, автор знаменитой трилогии «Протрептик» — «Педагог» — «Строматы»;
* св. Ориген Александрийский († 253 г.), энциклопедически образованный и очень плодовитый автор, крупнейший экзегет, пытавшийся согласовать христианство с высшими достижениями эллинской мысли. Учение Оригена впоследствии было отвергнуто Церковью из-за уклона в сторону неоплатонизма;
* святитель Афанасий Великий;
* святитель Кирилл Александрийский;
* святитель Дионисий, епископ Александрийский († 265 г.) — ученик Оригена, ок. 232 г. возглавивщий Александрийскую школу, автор первой Пасхалии, известный своей обширной перепиской, а также полемикой с еретиками монархианами;
* святитель Григорий Чудотворец († 270 г.) — ученик Оригена, выдающийся аскет, автор первого Символа веры, епископ Неокесарийский, глубокий проповедник, борец с ересью Павла Самосатского.
Отцом христианской догматики считается западный богослов сщмч. Ириней Лионский († ок. 202 г.). Он был учеником сщмч. Поликарпа Смирнского, а ок. 180 г. стал епископом Лионской Церкви в Галлии, где написал обширный труд «Пять книг против ересей». Мученически погиб в гонение имп. Септимия Севера.
Один из поздних латинских апологетов был Квинт Тертуллиан, живший в Карфагене (Северная Африка), где около 195 года он стал пресвитером. Гениальный антиномист и автор многих политических трактатов, он знаменит своим ригоризмом и пародоксальным противопоставлением веры разуму («Верую потому, что абсурдно»). Этот воинственный иррационализм увел его из Церкви в секту монтанистов (примерно с 200 г.).
Другой апологет западной Церкви сщмч. Ипполит Римский († ок. 235 г), епископ Римский, был учеником сщмч. Иринея Лионского прославился как философ, экзегет, ересеолог и церковный писатель. Его главная работа «Опровержение всех ересей» (в 10-ти кн.) направлена против гностиков. Он боролся также против антитринитарного учения Савеллия. Мученически погиб в гонение имп. Максимина Фракиянина.
В 251 г. началось антихристианское гонение имп. Декия — одно из самых кровавых и опустошительных. В Риме погиб папа Фабиан и его кафедра пустовала целых 14 месяцев. Замечательный богослов Киприан, епископ Карфагена, вынужден был бежать и скрываться. Не все христиане могли выдержать жестокие пытки — некоторые отрекались от Христа и отпадали от Церкви. По окончании гонения встал вопрос: можно ли принимать их обратно?
Святитель Киприан Карфагенский и новый папа Корнелий считали, что это возможно (при определенных условиях). Ригористически настроенный римский пресвитер Новатиан считал, что Церковь не должна прощать грешников, отрекшихся от Христа во время гонений. Он обвинил Корнелия в недопустимых послаблениях, а себя провозгласил истинным преемником Фабиана (т. н. антипапа) и главой т. н. «Церкви чистых» («кафаров»). Святитель Киприан и Корнелий на Соборе 251 г. отлучили новатиан от Церкви за немилосердие и нарушение канонической дисциплины. Во время след. гонения сщмч. Киприан добровольно принял смерть за Христа. Такова история одного из первых дисциплинарных расколов (т. н. новатианского).
Он имел большие последствия, потому что конец Доникейского периода ознаменовался крупнейшим гонением императоров Диоклетиана и Галерия (302 ? 311 гг.). Было огромное число свв. мучеников, но и много отпавших. Опустошение дополнилось политической смутой, которая завершилась только с воцарением Константина Великого. В 313 г. Константин предоставил Церкви свободу вероисповедания (т. н. «Миланский эдикт»). Но часть африканских епископов во главе с Донатом (соперником законного епископа Цецилиана) учинила новый раскол, провозгласив себя «Церковью мучеников», а остальных — предателями и соглашателями с безбожной государственной властью (св. имп. Константин принял крещение только перед смертью). Субъективно это было движением против огосударствления Церкви за сохранение ее свободы. Но объективно оно разрушало африканскую (Карфагенскую) Церковь и стало главной причиной ее последующего исчезновения.
Новатианский и донатистский соблазн раскольничьей «чистоты» в дальнейшем отозвался на Западе ересями катаров и вальденсов, а на Востоке — движением богомилов и стригольников.
Доникейский период завершился крупнейшим за всю историю христианства «Диоклетиановым гонением» (302—311 гг.), целью которого было полное уничтожение Церкви. Но, как это всегда бывает, гонение только способствовало утверждению и распространению христианства.
Философия
С богословской стороны для древнего христианства были характерны:
* идея, что Дух Святый во все времена действовал в церкви, и
* правильная вера необходима для душевного спасения;
Cледовательно, думать, что тот или иной догмат до такого-то собора по содержанию не существовал или понимался церковью иначе, чем определено на соборе, значит думать, что Дух Святый попускал христиан до неведения или заблуждения, при котором невозможно самое спасение.
Исторически церковь оправдывает свой взгляд, указывая:
* на то, что древняя церковь не признавала за собою сил и права развивать догматы по существу и
* всегда считала себя в праве анафематствовать еретиков минувших времен, даже если при жизни их почему-либо не судили и не осудили;
* на то, что далеко не все догматы вообще подверглись общеобязательной формулировке вселенского собора, что, однако, не мешало и не мешает им существовать (число таинств определено на Востоке и на Западе в XII веке одинаково и независимо).
Культура
Раннехристианская литература
В первый век существования христианской церкви почти вся ее письменная деятельность была направлена на то, чтобы:
* фиксировать предание об истории и учении первых проповедников христианства,
* излагать и истолковывать это учение в применении к частным вопросам по мере того, как их ставила жизнь,
* посредством письменных актов поддерживать нравственное и вероучительное единство между рассеянными общинами.

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.18 мб

Раннее христианство в Абхазии

Бердзенишвили Ирма
В данной статье представлен обзор памятников и археологических объектов Абхазии, относящихся к раннехристианскому времени.
Читать PDF
688.16 кб

Пацифизм в раннем христианстве

Немыкин Андрей
В данной статье критически рассмотрен тезис о радикальном и безусловном пацифизме ранней христианской церкви, выдвигаемый рядом протестантских и католических ученых, в свете историко-текстуального анализа первоисточников, результа
Читать PDF
34.86 кб

Раннее христианство и античные религии

Джарман Ольга Александровна
Рецензия на: Hans-Josef Klauck. The Religious Context of Early Christianity: A Guide to Graeco-Roman Religions. Minneapolis: Fortress Press, 2003. 516 p.
Читать PDF
157.62 кб

Политические представления в раннем христианстве

Бичехвост Александр Федорович
В статье выявляются политические, социальные и идеологические причины возникновения христианства, определяются его хронологические рамки.
Читать PDF
275.30 кб

«Акты Акакия» в контексте истории раннего христианства

Читать PDF
335.21 кб

Религиозный конфликт в семье в эпоху раннего христианства

Лях Елена Евгеньевна
Читать PDF
180.84 кб

Проблема христианизации России и ранней истории русского христианства

Мюллер Л
Читать PDF
458.46 кб

НОВЫЕ НАДПИСИ, АМУЛЕТЫ И ИСТОРИЯ РАННЕ-ГО ХРИСТИАНСТВА: ЭПОХА АНТОНИНОВ

Пантелеев Алексей Дмитриевич
В статье рассматриваются две находки, опубликованные в последние годы. Первая надпись, найденная в 2013 г. в Эфесе. Это послание Антонина Пия магистратам, совету и жителям Эфеса, 157/8 или 160/1 г.
Читать PDF
82.55 кб

Концепты царственного священства на Древнем востоке и в раннем христианстве

Астапова Ольга Рудольфовна
Предлагаемая статья акцентирует внимание на образе Иисуса Христа как царя-священника «по чину Мелхиседека» в раннехристианском богословии.
Читать PDF
78.61 кб

О работе научного семинара "Иудаизм эпохи Второго храма и раннее христианство"

Мирошников Иван Юрьевич
Читать PDF
223.46 кб

ИДЕАЛЫ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА В РЕЛИГИОЗНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ СТАРООБРЯДЦЕВ АЛТАЯ

Куприянова И.В.
В данной статье рассматривается присущие старообрядцам Алтая тенденции выстраивания религи-озно-общественной жизни на основе средневековых традиций местного самоуправления.
Читать PDF
106.55 кб

Мученичество и самоубийство: проблемы восприятия раннего христианства язычниками

Пантелеев А. Д.
The topics of the present article are the phenomenon of martyrdom, suicide in early Christianity and the specificity of its perception in antique society.
Читать PDF
309.16 кб

«Теория интерполяции» в новейшей отечественной историографии раннего христианства

Кащаева Мирра Васильевна
Статья посвящена изучению новейшей российской историографии раннего христианства, исследовавшей проблему подлинности свидетельств об Иисусе Христе и христианах в произведениях античных авторов I в.
Читать PDF
141.82 кб

РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО, ВОПРОС ДРЕВНЕЦЕРКОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Савина Ксения Игоревна
В статье рассматривается процесс формирования современного среднестатистического научного видения развития раннего христианства, в отношении возникновения церковной литературы.
Читать PDF
153.41 кб

Образы раннехристианского искусства в контексте изучения истории христианства I-IV веков

Лях Елена Евгеньевна
В статье рассматриваются такие важнейшие памятники раннехристианского искусства, как живопись катакомб II-IV вв.

Похожие термины:

  • Религиозные течения и раннее христианство

    Возникновение христианства С ухудшением положения как народных масс, так и задетых кризисом более зажиточных слоев и с утратой надежд на лучшее будущее во II в. все более распространяются религио