Раннехристианская литература
Раннехристианская литература
собра ние лит. высказываний основной церкви, ересей и сект до времен Григория Великого и Иоанна Дамаскина. Однако отдельные письм. труды следует рассматривать в связи с культурным, духовным и обществ, развитием периода их написания. Наибольшая часть Р. л. дошла до нас на греч. и лат. яз., а также на сирийск., коптск., арамейск., грузинск., араб, и эфиоп, яз. По сравнению с сохранившимися надписями и памятниками значение этой литературы для понимания раннего христианства несравненно больше: она донесла до нас те документы, которые в оригинале не сохранились. К ранней эпохе христианства, к т. н. апостольским и послеапостольским временам, можно отнести включ. в канон Нового завета книги апостолов, апокрифы и т. н. сочинения мужей апостольских (два послания Климента, послание Игнатия, Варнавы, Поликарпа, апостольское учение), из 2–3 вв. — сочинения апологетов (Аристеид, Юстин, Афинагор, Тациан, Теофил), сочинения т. н. древнекатолич. мужей (Иреней, Гегезипп, Тертуллиан, Ипполит) и греч. богословов Климента Александрийского, Оригена, Дионисия Александрийского и Григория Тауматургоса. Начиная с 4 в. число богословов возрастает (греки: Евсевий Кесарийский, Афанасий, Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Епифаний, Иоанн Хризостом, Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин; лат. богословы: Лактанций, Амвросий, Иероним, Руфин, Августин и Григорий Великий), растет число сочинений о святых мучениках, житий святых, сочинений монахов.
Источник: Словарь античности. 1989