РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО
Раннехристианское искусство
Изначально служило целям христианской религии, в дальнейшем самобытное искусство первых столетий существования христианства, особенно с момента его государств, признания Константином в 313 н. э. и до образования византийского стиля в 6 в. Центрами Р. и. наряду с Римом, который после раздела Империи в 395 и в особенности после упадка Западной Римской империи в 476 утратил значение, являлись Милан, Равенна (с 404 резиденция зап.-рим. императора), позднее Константинополь (с 395 столица Восточной Римской империи). Р. и. было тесно связано с развитием искусства в среднюю и позднюю Императорскую эпоху. С Р. и. начался процесс преобразования художеств, метода античного искусства в способ выражения застывших, абстрактных форм и символов, связанных с усиливающейся дематериализацией восприятия мира. Первые художеств, произведения Р. и. были примитивными и тесно связанными с языч. искусством. На этой стадии преобладали символизация в изображении людей и животных (например, адоранты), а также христианская аллегоризация известных и привычных тем (например, изображений пастухов). Принятие христианской идеологии в качестве государств, повлекло за собой резкое повышение роли искусства в прославлении государства и поддержании его престижа. В архитектуре наряду с базиликами (базилика Петра в Риме, Сант Аполлинаре в Равенне) стали преобладать строения в виде часовен для крещения или церквей (Санта Констанца в Риме, ортодоксальный баптистерий и церковь Сан Вигале в Равенне). Оба типа архитектурных строений нашли наиболее яркое воплощение в храме св. Софии в Константинополе (532–537). Скульптуры, среди которых выделялась колоссальная статуя работы Барлетты, значительно уступали достижениям искусства рельефа (саркофаг Юниуса Бассуса, шкатулка из слоновой кости из Брешии, кафедра Максимиана в Равенне). Наряду с настенной живописью (катакомбные фрески в Риме) большое значение приобрела мозаичная живопись (Санта Констанца в Риме, храм св. Георгия в Фессалониках, Сант Аполлинаре и Сан Витале в Равенне). Высоким художеств, исполнением отличались ремесл. изделия: работы по металлу (стрелок работы Феодосия), изделия из слоновой кости (консульские диптихи) и благородных металлов (камеи Гонория), роспись по стеклу. Р. и. играло существ, роль в византийском искусстве как художеств, выражение раннефеодального обществ, строя; оно заложило основу Ср.-век. искусства. Разрыв Р. и. с античным произошел с утверждением Р. и. в качестве государств.
Источник: Словарь античности. 1989
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО
зародилось в III – II вв. до н.э. Первыми христианскими сооружениями были катакомбы – подземные галереи и помещения в несколько ярусов, которые прокладывались могильщиками – фоссорами (лат. fassor – землекоп) – в мягком римском туфе в виде сложной системы улицкоридоров (1 м ширины, 3 – 3 высоты) с вертикальными опорами, системой вентиляции. Они использовались для погребения многочисленных мучеников в период жестоких преследований ранних христиан. В прямоугольные выемки в стенах («локули») клали покойников, завернутых в саван, затем отверстия закрывали каменной или терракотовой плитой. Входы в катакомбы прикрывали камеры в форме квадрата (цимитерии) с тремя полукруглыми апсидами. Христианское кладбище св. Себастиана у старой Аппиевой дороги было вырыто вокруг песчаной впадины и названо Ad Catacumbas (греч. kata kumbas – «около впадины»). Затем это название распространилось и на другие некрополи. Катакомбы, названные именами первых христиан – Присциллы, Себастиана, Каллиста, Домициллы и др., – опоясывали весь Рим. Катакомбы св. Каллиста в честь папы, погребенного в них во II в., были в течение лвух веков официальной усыпальницей римских пап. Стены и плафоны некоторых склепов (кубикул) и семейных гробниц (аркосолий) расписывались. В росписях было сильно античное влияние: рядом с изображениями Христа и Богоматери, библейскими сценами изображался Эрот – олицетворение ангела, Психея – души, Орфей – Иисуса Христа (катакомбы Домициллы и Каллиста). Резкие мазки, контраст света и тени, детали лица (глаза, нос, брови), выделенные темной линией, отсутствие тщательной прорисовки делают росписи чрезвычайно экспрессивными (изображение Сусанны в катакомбах Петра и Марцелины). Среди ранних изображений Иисуса Христа преобладал образ «Доброго пастыря» – юношипастуха с ягненком на плечах; среди изображений Богоматери – образы Богоматери с младенцем и Оранты с огромными, обращенными к небу глазами и поднятыми вверх руками (катакомба Присциллы). Катакомбы были обнаружены в Риме, Неаполе, Александрии, Сиракузах (на восточном побережье Сицилии), Пече (совр. Венгрия). В раннехристианской скульптуре ощущается влияние античной пластики: классически правильные черты лица, четкое композиционное построение. К числу немногочисленных памятников относятся статуя «Доброго пастыря», изображающая безбородого Иисуса Христа, одетого в короткую тунику с пастушеской сумкой через плечо, и статуя проповедующего Христа с лицом и прической древнего римлянина, в тоге и сандалиях на ногах. С утверждением христианства в качестве государственной религии (313 г.) появились первые христианские храмы – базилики (Латеранский собор, пятинефные базилики Петра и СанПаоло Фуори ле Мура и трехнефные базилики СантаПуденциана и СантаМария Маджоре в Риме), сооруженные при Константине I.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО
искусство первых христиан (2–5 вв.). Делится на два этапа: до 313 г., когда христианство не было в Римской империи официально признанной религией, и после, когда император Константин I Великий специальным эдиктом разрешил его свободное исповедание.
Раннехристианское искусство отличает от искусства зрелого Средневековья тесная связь с позднеантичной традицией, из которой оно берет многие мотивы, формы и художественные приемы. Вместе с тем начинаются поиски новой образности, соответствующей христианскому вероучению, новым идеям и ценностям. Начинает разрабатываться иконография изображения святых персонажей и библейских сцен, которая ляжет в основу средневекового искусства.
Искусство первого периода представлено прежде всего живописью римских катакомб – сложной системы подземных коридоров, соединявших отдельные комнаты-кубикулы. Здесь первые христиане, гонимые римскими императорами, тайно собирались для отправления религиозного культа, решения дел общины, здесь они хоронили умерших собратьев. На стенах катакомб появляются изображения Христа, Марии, святых, однако они немногочисленны, так как первые христиане опасались уподобиться язычникам, поклонявшимся идолам. Художники ищут новые средства выразительности, наполняют старые образы новым содержанием, основываясь на текстах Священного Писания. Уже в этот период проявляется характерное для Средневековья мышление символами, аллегориями, стремление видеть за реальной формой, цветом, явлением сокровенный смысл, ведущий к познанию высших истин, помогающих приблизиться к Богу. Наиболее часто встречаются мотивы виноградной лозы и «Доброго пастыря» (пастуха), связанные с притчами, рассказанными Христом, и напоминающие о Его миссии. Люди, животные и птицы, вкушающие ягоды с виноградных лоз, пьющие воду из чаши или источника, обозначают души, приобщающиеся ко Христу и бессмертию; овцы – кротких праведников или 12 апостолов и т. д. Христос иногда предстает в образе Аполлона – языческого бога Солнца, поскольку Его называют Новым солнцем, и Он пришел на смену старым божествам. Легкие фигуры словно парят на гладком светлом фоне. В страстном самозабвении показаны молящиеся – оранты. Их состояние подчеркнуто устремленным к небу взглядом и жестом воздетых, намеренно увеличенных кистей рук.
После официального признания христианства развивается архитектура, начинается широкое строительство церквей (базилик и центрических сооружений). Зодчие подчеркивали не мощь архитектурных форм, а обширное пространство внутри храма. Архитектурные детали стали более хрупкими. Стремление облегчить формы, лишить их материальности будут характерны и для средневекового искусства. В целях ускорения строительства церкви возводили из дешевых материалов – кирпича и дерева, но непременно украшали фресками и мозаиками. Стены, украшенные мозаиками, зрительно казались легче, а мерцающие стеклянные кубики смальты, из которых набирали мозаические композиции, и сияние золотых фонов преображали пространство, делая его чудесным. Манера исполнения мозаик развивалась от живописной свободы в сторону большей строгости и графичности. На смену мягким оттенкам и мерцанию цвета приходили простые сочетания крупных цветовых пятен и строгих линий. Раннехристианское искусство представлено также скульптурой и книжной миниатюрой. Круглая скульптура в силу своей телесности, реальной объемности не подходила для выражения духовных устремлений и вскоре утратила популярность. Создавались прежде всего рельефы мраморных саркофагов с библейскими сценами и христианской символикой.
Раннехристианское искусство отличает от искусства зрелого Средневековья тесная связь с позднеантичной традицией, из которой оно берет многие мотивы, формы и художественные приемы. Вместе с тем начинаются поиски новой образности, соответствующей христианскому вероучению, новым идеям и ценностям. Начинает разрабатываться иконография изображения святых персонажей и библейских сцен, которая ляжет в основу средневекового искусства.
Искусство первого периода представлено прежде всего живописью римских катакомб – сложной системы подземных коридоров, соединявших отдельные комнаты-кубикулы. Здесь первые христиане, гонимые римскими императорами, тайно собирались для отправления религиозного культа, решения дел общины, здесь они хоронили умерших собратьев. На стенах катакомб появляются изображения Христа, Марии, святых, однако они немногочисленны, так как первые христиане опасались уподобиться язычникам, поклонявшимся идолам. Художники ищут новые средства выразительности, наполняют старые образы новым содержанием, основываясь на текстах Священного Писания. Уже в этот период проявляется характерное для Средневековья мышление символами, аллегориями, стремление видеть за реальной формой, цветом, явлением сокровенный смысл, ведущий к познанию высших истин, помогающих приблизиться к Богу. Наиболее часто встречаются мотивы виноградной лозы и «Доброго пастыря» (пастуха), связанные с притчами, рассказанными Христом, и напоминающие о Его миссии. Люди, животные и птицы, вкушающие ягоды с виноградных лоз, пьющие воду из чаши или источника, обозначают души, приобщающиеся ко Христу и бессмертию; овцы – кротких праведников или 12 апостолов и т. д. Христос иногда предстает в образе Аполлона – языческого бога Солнца, поскольку Его называют Новым солнцем, и Он пришел на смену старым божествам. Легкие фигуры словно парят на гладком светлом фоне. В страстном самозабвении показаны молящиеся – оранты. Их состояние подчеркнуто устремленным к небу взглядом и жестом воздетых, намеренно увеличенных кистей рук.
После официального признания христианства развивается архитектура, начинается широкое строительство церквей (базилик и центрических сооружений). Зодчие подчеркивали не мощь архитектурных форм, а обширное пространство внутри храма. Архитектурные детали стали более хрупкими. Стремление облегчить формы, лишить их материальности будут характерны и для средневекового искусства. В целях ускорения строительства церкви возводили из дешевых материалов – кирпича и дерева, но непременно украшали фресками и мозаиками. Стены, украшенные мозаиками, зрительно казались легче, а мерцающие стеклянные кубики смальты, из которых набирали мозаические композиции, и сияние золотых фонов преображали пространство, делая его чудесным. Манера исполнения мозаик развивалась от живописной свободы в сторону большей строгости и графичности. На смену мягким оттенкам и мерцанию цвета приходили простые сочетания крупных цветовых пятен и строгих линий. Раннехристианское искусство представлено также скульптурой и книжной миниатюрой. Круглая скульптура в силу своей телесности, реальной объемности не подходила для выражения духовных устремлений и вскоре утратила популярность. Создавались прежде всего рельефы мраморных саркофагов с библейскими сценами и христианской символикой.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007