Ранние мусульманские могильники в Предуралье
Ранние мусульманские могильники в Предуралье
домонгольской эпохи известны в Рождественском могильнике (см. Рождественский археологический комплекс), на городищах Анюшкар (Пермский край) и Иднакар (Удмуртская респ.). Мус. могильник крупного родановского городища Анюшкар в устье р. Иньва расположен у внешнего тына на стрелке мыса, на котором находится городище. Кроме мус. могильника, на соседнем мысу зафиксирован родановский языческий могильник, занимавший площадь ок. 7–9 тыс. кв. м. (к сожалению, он почти полностью уничтожен огородами с. Кылосово). Всего Г.Т. Ленц и А.А. Терехиным здесь изучено 9 частично или полностью уцелевших погребений. Глубина узких подпрямоугольных могильных ям 10–24 см, их плоское дно отмечено на материке. Все погребения совершены в слое глины и суглинка, образовавшегося в результате перестройки оборонительных сооружений городища, которая произошла, вероятно, в XII в. Часть слоя со стрелки мыса была смыта после затопления Камского водохранилища; в древности, вероятно, глубина погребений составляла 50–70 см. Костяки сохранились в той или иной степени в 8 погребениях, все они лежат на спине, с поворотом на правый бок (погр. 2–5), головой на запад или З-Ю-З, лицевым отделом черепа к югу (погр. 1, 4, 5 – все погребения, где сохранились остатки черепов), правая рука либо вытянута вдоль тела (погр. 1, 4, 5), либо согнута на таз (погр. 2) или грудь (погр. 6); левая подвернута, смещена вправо и лежит в области живота (погр. 2, 5 – в др. случаях ее кости не сохранились); ноги вытянуты или перекрещены (погр. 2), кости стоп повернуты вправо (погр. 2–5). Т.о., кибла фиксируется во всех погребениях с остатками черепов; поворот на правый бок, характерный для ортодоксального обряда, в 50%. В погребении № 2 зафиксированы остатки деревянного гробовища. На дне 6 могил лежали кованые гвозди от гробовищ, расположенные по периметру (погр. 7), и скобки от гробов. Подобные им гвозди (Т- и Г-образные) и скобки хорошо известны на мус. кладбищах Волжской Болгарии 2-й пол. домонгольского периода и на мус. могильнике Рождественского археологического комплекса. В заполнении могильных ям и в слое между могилами собраны предметы, характеризующие материальную культуру родановцев XI–XIV вв.: бронзовые украшения, фрагменты лепной и болгарской керамики. Очевидно, что в большинстве случаев они попали в засыпи ям из культурного слоя, в котором совершены погребения. В погребении № 5 в области пояса найден бронзовый круглый бубенчик XII–XIII вв., который, вероятно, служил застежкой. Т.о., здесь наблюдаются характерные для домонгольской Болгарии отступления от обряда. Безусловно, что данный могильник является мус. кладбищем позднего этапа домонгольского периода. Мус. могильник Иднакара (само городище находится в 4 км от г. Глазова на высоком мысу, образованном слиянием рек Чепца и Пызеп) расположен на малой площадке выше этого городища – крупнейшего центра чепецких племен – между внешним и внутренним валом. Здесь выявлено 11 погребений, расположенных на свободном от древних сооружений краю площадки или даже практически на ее склоне, ближе к южной оконечности внутреннего вала. По мнению автора раскопа М.Г. Ивановой, в целом данный участок тер. городища функционировал в XII–XIII вв. Погребения были зафиксированы сразу под дерновым слоем, глубина могильных ям от 27 (погр. 4) до 65 см (погр. 11) от поверхности. Могильные ямы подпрямоугольные, достаточно узкие (60–76 см). Стенки более глубоких могил вертикальные, без подбоев и заплечиков. 4 погребения детские, остальные взрослые. Все безинвентарные. Поза погребенного – «лежа на спине», ориентировка костяков – головой на запад с небольшими отклонениями к югу. Можно отметить небольшой наклон на правый бок, судя по расположению стоп в погребениях 7, 10, 11, а также по смещению вправо ног в погребениях 5 и 8. В двух случаях ноги подогнуты в коленях и также смещены вправо (погр. 7, 10). Все эти позы соответствуют позиции «слегка на правом боку». Правая рука вытянута вдоль тела (3 случая), согнута в локте и лежит на груди (2 случая), на поясе, перекрещиваясь с левой рукой (3 случая); левая рука в 5 случаях согнута, что также соответствует позиции «слегка на правом боку». Череп в 6 случаях (из опубликованных 8) повернут вправо к югу. Т.о., в 54% погребений на Иднакаре зафиксирована кибла и перед нами, безусловно, мус. могильник. Отсутствие гвоздей в погребениях и относительно большое кол-во погребений с нарушениями киблы указывает на то, что он мог принадлежать ранним мусульманам и функционировал в XI–XII вв. Ближайшие аналогии погребальному обряду этого могильника (от формы и размеров ям до особенностей соблюдения киблы) можно видеть в раннемусульманских погребениях Танкеевского, Тетюшского, II Билярского, Донауровского могильников Волжской Болгарии. Показательно расположение этого кладбища поблизости от края площадки и оборонительных сооружений. Могилы имели, видимо, какие-то обозначения, т.к. данная часть площадки городища не застраивалась хозяйственными сооружениями и в более позднее время – ближайший комплекс ям XIII вв. находится в 5–8 м от крайнего погребения. Лит.: Белавин А.М., Крыласова Н.Б., Ленц Г.Т. Мусульманский некрополь Рождественского археологического комплекса на р. Обва и проблема средневековых мусульманских кладбищ в Предуралье // Великий Волжский путь. История формирования и развития. – Казань, 2002, с. 106–24; Иванова М.Г. Городище Иднакар IX–XIII вв.: материалы исследований территории между валами (1989–1992 гг.) // Материалы и исследования городища Иднакар IX–XIII вв. – Ижевск, 1995; Ленц Г.Т. Исследования Кыласовского комплекса средневековых археологических памятников // Российская археология: достижения XX и перспективы XXI вв. Мат. науч. конф. – Ижевск, 2000. А.Б.