, Бернар (Rancillac, Bernard) Род. 1931, Париж. Французский живописец и график. Получив образование преподавателя рисунка, несколько лет занимался педагогической деятельностью. С 1957, с обретением финансовой независимости, предался самостоятельному творчеству. В 1959—1961 обучался мастерству гравюры под руководством Стэнли Уильяма Хайтера, создав множество графических листов. В живописи вначале ограничивал себя черным цветом, затем создал серию "белых" картин, посвященных Фантомасу (1962). В 1964 стал одним из организаторов выставки "Мифологии повседневности", проходившей в Гор. музее современного искусства и ознаменовавшей рождение нового направления — нарративной фигурации. В это объединение вошли молодые художники, отказавшиеся от абстракционизма ради отражения современной реальности в порожденных ею формах "массового искусства". В крупноформатных картинах 1964—1965 царит веселая кутерьма многочисленных персонажей, обрисованных в стилистике комиксов и мультипликаций Уолта Диснея (Интимный дневник ноги, 1965, Португалия, Шинтра, Музей современного искусства). В дальнейшем Рансийяк обратился к актуальным темам социальной реальности. Серия из 18 полотен под названием Год 1966 стала своеобразной хроникой политических событий года. В трактовке таких тем, как война во Вьетнаме, "культурная революция" в Китае, мятеж чернокожих американцев в Калифорнии, художник чаще всего прибегал к проецированию на холст цветных фотографий, опубликованных в журналах. Утрируя светотеневые контрасты, вплоть до выпадения важных деталей, искусственную застылость и плоскостность печатной картинки, он представлял не столько само событие, сколько приемы его обработки в средствах массовой информации. Эффект двойного видения усиливался ироническими включениями рекламных рисунков и этикеток в сцены насилия, войн и нищеты (Святая мать корова, 1966, частное собрание; Наконец-то силуэт с тонкой талией, 1966, Гренобль, Музей; Дополнение к досье по делу Бен Барка, 1966, частное собрание; Кровавый комикс, 1977, Доль, Музей), в чем проявилась критическая позиция Рансийака по отношению к потребительскому обществу с присущей ему манипуляцией стандартными имиджами. В работах 1990-х те же идеи выражаются приемом комбинации живописи с бытовыми предметами (Детский сундучок, 1995, частное собрание; Матрац, 1998, частное собрание), а также методом объединения в одном пространстве живых персонажей с угрожающими им игрушками и агрессивными картинками (Открытая дверь, 1991, Париж, Нац. фонд современного искусства; Яйцо дракона, 1991, частное собрание).
Лит.: Rancillac B. Voir et comprendre la peinture. Paris, 1991; Rancillac B. Le regard ideologique. Paris, 2000; Fauchereau S. Bernard Rancillac. Paris, 1991; Ferrier J.-L. Rancillac. Paris, 1997.
В. Крючкова