РАПМ

Найдено 1 определение
РАПМ
АПМ, ВАПМ) (1923–1932) — Российская ассоциация пролетарских музыкантов. Была создана группой московских композиторов и музыковедов (М. Чулаки, В. Волошинов, Л. Лебединский, Ю. Келдыш и др.). Основной целью ассоциации провозглашалась работа над созданием революционного репертуара. В 1924 г., ввиду внутренних разногласий, из РАМП вышла группа композиторов, создавших свой союз — ОРКиМД. В результате творческий потенциал РАМП заметно уменьшился, поэтому деятельность объединения сосредоточилась вокруг пропагандистской и организаторской работы. Позиции РАМП во многом перекликались с Пролеткультом. РАПМ вела борьбу, по существу, со всей музыкальной культурой: крестьянская песня отвергалась как идейно отсталая; «мещанская», «цыганская», «кабацкая», «нэпманская» и тому подобная эстрада «разлагала массы»; джаз считали «музыкальным вредительством»; музыкальная культура прошлого объявлялась ненужной ввиду ее чуждости пролетарской идеологии. Признавался только жанр массовой песни, да и то лишь один ее тип — агитка злободневного содержания, воплощенная в простой и броской форме. Рапмовская песенная продукция, созданная по этому трафарету, отличалась выспренностью, сухостью, схематизмом и бедностью выразительных средств. Коммунистические взгляды в интерпретации РАМП нашли свое наиболее прямолинейное, бескомпромиссное и агрессивное выражение, обнаружив абсурдность самой идеи единомыслия. С 1929 г. РАМП располагала собственным печатным органом — журналом «Пролетарский музыкант». 1928–1932 гг. были временем постепенного роста влияния РАМП, стремившейся занять ведущие позиции в музыкальной жизни страны. Это имело лишь отрицательные последствия. Так, ассоциация была инициатором «общественного суда» над хором М. Пятницкого. В результате выступления хора были прекращены до 1932 г. Сотрудничество с ПРОКОЛЛа разрушило его творческую жизнь. Негативным было влияние РАМП и на самодеятельность. Под ее давлением РАМП менялся репертуар самодеятельных коллективов: уменьшилось жанровое многообразие, появилось засилье агитационных песен, постепенно исчезали многоголосные сочинения. Нарушение многоголосной традиции нанесло наибольший вред самодеятельной хоровой культуре этого периода. (М. К.) Лит.: Ильин В.П. В первые годы советского музыкального строительства. Л., 1959; Музыкальная жизнь Ленинграда за 50 лет. М., 1961; Искусство миллионов. Л., 1967; История музыки народов СССР. М., 1973. Т. 1. С. 134–138.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010