древнегреческие декламаторы, исполнявшие речитативом, без музыкального сопровождения, на праздниках, пирах и состязаниях эпические поэмы, преимущественно Гомера. В отличие от аэдов, которых они сменили, Р. не импровизировали песен, но комбинировали, «сшивали» отрывки разучиваемых по записи текстов.
РАПСОДЫ
РАПСОДЫ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
РАПСОДЫ
др.-греч. странств. певцы, собиратели нар. песен, исполнители эпич. поэмы (гл. обр. поэм Гомера). В отличие от аэдов, певцов-импровизаторов, Р. только исполняли уже сложивш. поэтич. текст; иногда они одноврем. были и поэтами. Антич. предание считало Гомера рапсодом. Первые сведения о Р. относятся ко времени Писистрата (ок. 600 — 527 до н.э.), когда с их слов были записаны поэмы Гомера.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Рапсоды
греч. rhapto - сшивать, ode - песнь)
в Др. Греции первонач. сказители, складывающие из унаследованных эпич. текстов связное целое. Таким Р., в частн., можно представить себе в к. VIII в. до н. э. Гомера. В классич. эпоху Р. -исполнители, выступающие с рецитацией (декламацией нараспев) эпич. произв. на поэтич. состязаниях в разл. городах Греции. Репертуар Р. составляли гл. обр. поэмы Гомера, в к-рые они могли вносить и куски собств. сочинения, но в Афинах V в. до н. э. на общенар. празднестве Панафиней Р. были обязаны исполнять Гомера подряд по каноническому тексту. Т. о. выступления Р. продолжались неск. дней, и один декламатор должен был сменять другого.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
в Др. Греции первонач. сказители, складывающие из унаследованных эпич. текстов связное целое. Таким Р., в частн., можно представить себе в к. VIII в. до н. э. Гомера. В классич. эпоху Р. -исполнители, выступающие с рецитацией (декламацией нараспев) эпич. произв. на поэтич. состязаниях в разл. городах Греции. Репертуар Р. составляли гл. обр. поэмы Гомера, в к-рые они могли вносить и куски собств. сочинения, но в Афинах V в. до н. э. на общенар. празднестве Панафиней Р. были обязаны исполнять Гомера подряд по каноническому тексту. Т. о. выступления Р. продолжались неск. дней, и один декламатор должен был сменять другого.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
РАПСОДЫ
• ????????,
певцы, говорившие речитативом эпические стихотворения, свои или чужие. Это название можно с вероятностью произвести от ??????? ???????, от соединения эпических песен, и оно относится только к особенному способу произносить эпические стихи; он походил на пение, но без аккомпанемента музыки, и мог быть применен к каждому стихотворению в эпическом тоне, даже к таким, которые были написаны и не героическим гекзаметром, если только в них, в противоположность лирической поэзии, повторялся равномерно тот же стих, на манер гекзаметра. Таким образом декламировали ямбы Архилоха и Симонида. Древним Р. следует приписать заслугу распространения гомеровых песен между греками, см. Homerus, Гомер, 5. Они составляли многочисленный и уважаемый класс, который, однако, с течением времени утратил свое значение. Plat. Ion 530 С. Хеn. Socrat. 4, 2, 10. sympos. 3, 6. Они носили праздничные одежды, впоследствии при пении «Илиады» красный, а при пении «Одиссеи» фиолетовый плащ и держали в продолжение пения в руках жезл, что подало повод неосновательно производить их название от ??????, жезл. В позднейшие времена из живой декламации развилась определенная драматическая жестикуляция, так что рапсодика сделалась элементом ???????????.
певцы, говорившие речитативом эпические стихотворения, свои или чужие. Это название можно с вероятностью произвести от ??????? ???????, от соединения эпических песен, и оно относится только к особенному способу произносить эпические стихи; он походил на пение, но без аккомпанемента музыки, и мог быть применен к каждому стихотворению в эпическом тоне, даже к таким, которые были написаны и не героическим гекзаметром, если только в них, в противоположность лирической поэзии, повторялся равномерно тот же стих, на манер гекзаметра. Таким образом декламировали ямбы Архилоха и Симонида. Древним Р. следует приписать заслугу распространения гомеровых песен между греками, см. Homerus, Гомер, 5. Они составляли многочисленный и уважаемый класс, который, однако, с течением времени утратил свое значение. Plat. Ion 530 С. Хеn. Socrat. 4, 2, 10. sympos. 3, 6. Они носили праздничные одежды, впоследствии при пении «Илиады» красный, а при пении «Одиссеи» фиолетовый плащ и держали в продолжение пения в руках жезл, что подало повод неосновательно производить их название от ??????, жезл. В позднейшие времена из живой декламации развилась определенная драматическая жестикуляция, так что рапсодика сделалась элементом ???????????.