РАСИН
Расин
Жан (1639–1699), франц. драматург, крупнейший наряду со своим предшественником Корнелем представитель франц. классицистич. трагедии. Р. не уступал Корнелю в совершенстве языка и строгой простоте композиции. В драмах Р. высшей силой предстает неведомая человеку судьба, неотвратимо ведущая его к предназнач. ему концу («Андромаха», 1667; «Британик», 1669) и господствующая над его душой в виде необузданных страстей («Федра», 1677). Человеч. достоинство сохраняется только путем искупительного самопожертвования или самоотречения («Береника», 1670). Подчеркнуто психологич. мотивировка конфликтов и идеал просветл. человечности отличают произведения Р. от его античных образцов.
Источник: Словарь античности. 1989
РАСИН
Жан (1639–1699) — французский драматург, представитель классической трагедии во фран-цузской драме. Заимствовал сюжеты своих произведений из греческой мифологии и создавал их по всем канонам классической греческой драмы. Ведущими персонажами большей части его трагедий становятся женщины — героини древнегреческих трагедий («Ан-дромаха», 1667; «Ифигения», 1674; «Федра», 1677). Ж. Расин ввел в драматургию униженного страдающего человека, создал негероический характер, определивший неразрешенность сюжетного конфликта трагедии. Герои его пьес «Андромаха», «Британик», «Береника», одержимые страстями и честолюбием, жаждут перемен. Им противостоят униженные персонажи, стремящиеся сохранить свою независимость, оберегающие свой внутренний мир от всяких внешних воздействий. В этих пьесах царит атмосфера всеобщего непонимания и заблуждения. Всесилие иррациональной страсти, не-проясненной разумом, приводит к трагическим событиям в «Федре»; героиня несет с собой забвение долга, преступление и смерть. Произведения Расина утвер-ждали новый тип этической трагедии.
РАСИН
Racine) Жан (1639, Ферте-Милон, графство Валуа – 1699, Париж), французский драматург. Рано остался сиротой, учился при янсенистском (особое религиозное течение внутри католицизма) монастыре Пор-Рояль. Родственники представили Расина ко двору, и он начал литературную карьеру со стихотворений, прославляющих королевскую чету («Нимфа Сены», 1660; и др.) Первые трагедии были написаны на сюжеты древнегреческой мифологии и истории: «Фиваида» (1664), «Александр Великий» (1665). В них молодой драматург соревновался с П. Корнелем, признанным тогда классиком жанра. В отличие от героико-политической трагедии Корнеля, Расин утвердил во французской литературе тип любовно-психологической трагедии, героическому «римскому характеру» противопоставил трагический «греческий характер» своих героев. Расин четко придерживался классицистического (см. Классицизм) правила «трех единств», но не нарушал правдоподобия, естественно и органично сочетая силу воображения и строгость формы и стиля. Трагедии на античные сюжеты «Андромаха» (1667), «Британик» (1669), «Береника» (1670), «Баязет» (1672), «Митридат» (1673), «Ифигения» (1674) принесли Расину большой успех. Трагедия «Федра» (1677), которую последующие поколения считали шедевром, не получила признания у современников. Лишь позднее стала очевидна глубина трагического психологизма Расина, представившего образ Федры как отражение янсенистского видения изначальной греховности человека и его неспособности побороть роковые влечения. Хотя персонаж трагедии не умеет преодолеть свои влечения, он аналитически ясно отдает себе в них отчет; бурные эмоции отлиты в трагедии в безукоризненно четкий александрийский стих, «поразительно величавый и стройный» (А. И. Герцен). В 1672 г. Расин был избран членом Французской академии, с 1677 г. занимал должность придворного историографа. Написал комедию «Сутяги» (1668); две трагедии на библейские сюжеты: «Эсфирь» (1689) и «Гофолия» (1691); «Духовные песни» (1694) – переложение текстов Ветхого Завета и посланий апостола Павла. Трагедии Расина оказали огромное влияние на развитие жанра в Европе и России (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006