теория об изначальном превосходстве людей с определенным цветом кожи, глаз и другими внешними различиями. На практике приводит к унижению, конфликтам, погромам, кровопролитным войнам и т. п.
Расизм
Расизм
Источник: Словарь понятий и терминов по истории
Расизм
антинаучные реакционные представления о высших и низших расах и народах, а также политика, направленная на ограничение прав рас и народов, объявляемых низшими и неполноценными. Расизм стал официальной идеологией фашизма. Осужден международным сообществом.
Источник: Исторический словарь
Расизм
совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неполноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванные к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию.
распространившийся в петровское время.
распространившийся в петровское время.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
РАСИЗМ
идеи о физической и психической неравноценности человеческих рас, о наличии среди них «высших» и «низших» и о решающем воздействии расовых различий на историю человечества. В законченном виде был изложен графом Жозефом Артуром Гобино в «Очерке о неравенстве человеческих рас» (1853-1855). Идеи Р. легли в основу НАЦИЗМА в Германии. Они были использованы при разработке и осуществлении РАСОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА в нацистской Германии. Р. лежал также в основе политики АПАРТЕИДА в ЮАР. Осужден мировым сообществом, противоречит современным нормам международного права.
Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998
РАСИЗМ
концепция, в основу которой положены идеи о физической и психологической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых только первые якобы являются создателями цивилизации, призванными к господству. Выдвинув в середине XIX в. первую расистскую концепцию, француз Ж. Гобино объявил арийцев «высшей расой». Р. стал официальной идеологией германского национал-социализма, используется для оправдания расовой дискриминации, сегрегации и апартеида, а во многих случаях и геноцида. Осужден мировым сообществом.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
РАСИЗМ
совокупность антинаучных реакционных представлений о разделении человечества на "низшие" и "высшие" расы, на "полноценные" и "неполноценные" в биологич. и психич. отношениях народы. Главное назначение Р. заключается в обосновании колониализма, нац. и социального неравенства с помощью тенденциозно истолкованных, а часто и искаженных данных антропологии и биологии. Антигуманистич. идеология Р. всегда использовалась как "теоретическое" прикрытие преступной практики разжигания нац. и расовой розни, апартхейда и геноцида. Зачатки Р. встречаются в Др. Египте, где обществ. неравенство рабов и их владельцев объяснялось их принадлежностью к разным породам людей. В Др. Греции и Др. Риме считалось, что рабы, как правило, обладают только грубой физич. силой, в отличие от господ, наделенных высокоразвитым интеллектом. Напр., Аристотель, исходя из всеобщего принципа неравенства, извечно будто бы присущего природе и обществу, считал, что рабы наделены по наследству "рабскими душами", что обусловливает их "естественное" подчинение рабовладельцам (Аристотель, Политика, пер, с греч., М., 1911), В средние века феодалами культивировались взгляды о "кровном" превосходстве дворян над "чернью", имели широкое хождение понятия "голубая кровь", "белая" и "черная" кость и т. п. Оформление расистских предрассудков в развернутые "теории" относится к эпохе капитализма. Апологеты капиталистич. колон. экспансии стали обосновывать практику колонизаторов рассуждениями о большей близости "цветных" народов к животному миру, в частности к обезьянам. Для подтверждения подобных взглядов использовались факты, искаженные или произвольно взятые из антропологич. исследований. Европ. народам неправомерно приписывалось более совершенное анатомич. строение, более крупные размеры головного мозга, отрицалось наличие у них признаков сходства с обезьянами. В 40-х гг. 19 в., в обстановке обострявшейся борьбы между амер. плантаторами- рабовладельцами и противниками рабства, Р. особенно усиливается в США. Амер. антрополог С. Дж. Мортон (S. G. Morton, Crania Americana, Phil., 1839), а позднее его ученики Дж. К. Нотт и Г. Р. Глиддон (J. С. Nott and G. R. Gliddon, Types of mankind, Phil., 1860), извращая и фальсифицируя данные науки, пытались утвердить взгляд на негров, как на особую, примитивную разновидность людей. Развитие антропологии и разработка детальной классификации человеческих рас использовались франц. социологом А. Гобино и др. для "доказательства" превосходства "германской расы" и ненаучного объяснения социального неравенства антропологич. расовыми различиями (A. de Gobineau, Essai sur l´in?galit? des races humaines, v. 1-4, P., 1853-55). С 60-70-х гг. 19 в. для теоретич. "обоснования" расизма широко используется т.н. социал-дарвинизм, "объясняющий" борьбу классов биологич. конкуренцией рас. Франц. антропосоциолог В. де Лапуж, развивая взгляды Гобино (V. de Lapouge, Les s?lections sociales, P., 1896; L´Aryen et son r?le social, P., 1899), доказывал, напр., что господствующие классы Франции принадлежат к долихоцефалам (длинноголовым), а трудящиеся - к брахицефалам (короткоголовым). Англ. биометрик К. Пирсон ("Грамматика науки", L., 1892; рус. пер. - СПБ, 1911) утверждал, что борьба бурж. гос-ва за рынки - будто бы проявление биологич. борьбы за существование. В Германии в конце 19 - нач. 20 вв. идеи социального дарвинизма проповедовали О. Аммон (О. Ammon, Die Gesellschaftsordnung und ihre nat?rlichen Grundlagen, 2 Aufl., Jena, 1896) и X. Чемберлен (H. Chamberlain, Die Grundlagen des neunzehnten Jahrhunderts, M?nch., 1899). Антинауч. концепции последнего о "превосходстве герм. расы" над др. народами получили широкое развитие и практич. применение в эпоху империализма, особенно в преступных деяниях немецкого фашизма. Убедительно доказанная научными данными несостоятельность деления человечества на "низшие" и "высшие" расы по физическим признакам, так же как и несостоятельность характерного для Р. отождествления расовых групп и языковых семейств, понятий "раса" и "нация", вынудила сторонников Р. искать иные критерии. В поисках таких критериев они обратились к психологии - науке, в к-рой в силу сложности предмета изучения и недостаточной разработанности методич. приемов, были возможны не только тенденциозные истолкования полученных данных, но и порой прямая их фальсификация. Психологич. обоснование Р. широко использовалось "теоретиками" Р. в фаш. Германии. Смешанный в антропологич. отношении состав нацистского руководства, а также союзников и саттелитов фаш. рейха, заставили нек-рых фаш. "ученых" расистов (X. Гюнтер (Н. G?nther, Rassenkunde des deutschen Volkes, M?nch., 1933; Volk und Staat in ihrer Stellung zu Vererbung und Auslese, M?nch., 1933), Ф. Ленц (F. Lenz, Menschliche Auslese und Rassenhygiene, M?nch., 1932)) выдвинуть идею о "северной душе", к-рая будто бы может обитать в любой телесной оболочке. Практич. осуществление подобных "теорий" давало возможность руководителям третьей империи произвольно наделять "северной душой" людей, нужных нацизму, и лишать этой "души" неугодных лиц, а также целые народы, подлежащие закабалению и уничтожению. После 2-й мировой войны своеобразная форма психологич. Р., развиваемая преим. амер. антропологами и этнографами (А. Кардинер (А. Kardiner, The psychological frontiers of society, N. Y., 1946), P. Линтон (R. Linton, The cultural background of personality, N. Y., 1945), P. Бенедикт (R. Benedict, Patterns of culture, N. Y., 1934), К. Дюбуа (С. Du Bois, The people of Alor, N. Y., 1944), К. Клукхон (С. Kluckhohn, Mirror for man, N. Y. - Toronto, 1949) и др.) стала наиболее распространенной разновидностью расистских концепций. Согласно взглядам психорасистов, народы наследственно неравноценны по своей психике; народы с "плохой" психикой могут ее изменить только с помощью обладателей "хорошей" психики, к-рые в течение более или менее длительного времени будут влиять на своих подопечных. Психорасистские "исследования", естественно, показали наличие "хорошей" психики у англосаксов (особенно американцев) и "плохой" - у колон. народов, а также у народов, освободившихся от колон. зависимости. Политич. задачи подобных теорий сводятся к обоснованию и оправданию различных форм эксплуатации колоний и развивающихся стран. Серьезный анализ различных психотехнич. текстов выявил науч. несостоятельность психорасизма. Оказалось, что результаты производившихся опытов весьма зависят от социальных условий, в к-рых находятся испытуемые, от их образоват. ценза и общего кругозора, а не от расовой или этнич. принадлежности. Наглядным опровержением взглядов психорасистов служит успешное нац. развитие народов, освободившихся от колон. зависимости. Предрассудки Р. очень живучи; питаемые различными формами пропаганды идей расового и этнич. неравенства, они служат источником многих преступлений, совершаемых против человечества. Поэтому Р. решительно осужден и поставлен вне закона решениями ООН (Всеобщая декларация прав человека (1948), проекты междунар. пактов о гражд. и политич. правах и об эко-номич., социальных и культурных правах человека (утверждены в 1966) и др. документы). Расистские порядки в Южно-Афр. Республике и Южной Родезии, дискриминация и сегрегация негритянского населения в США, расовое угнетение в португ. и др. сохранившихся колониях - прямое нарушение провозглашенных ООН принципов. Победа социализма - решающая предпосылка искоренения Р. В СССР и др. социалистич. странах равноправие граждан, независимо от их национальности и расы, является непреложным законом. Советская конституция охраняет право каждого народа на нац. развитие и равноправие каждого человека, независимо от его этнич. или расовой принадлежности. Лит.: Англо-американская этнография на службе империализма. Сб. ст., М., 1951 (Тр. Ин-та этнографии АН СССР. Нов. серия, т. 12); Наука о расах и расизм. Сб. ст., М.-Л., 1938; Нестурх М. Ф., Человеческие расы, 3 изд., (М., 1965); Расовая проблема и общество. Сб. ст., М., 1957; Против расизма, М., 1966; Klineberg О., Race et psychologie, в сб.: Le racism devant la science, P., 1960. В. П. Якимов. Москва.