Раскол старообрядчество

Найдено 1 определение
Раскол старообрядчество
религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. в ходе проведения религиозной реформы патриарха Никона. Желая укрепить церковь, Никон в 1653 г. приступил к осуществлению церковно-обрядовой реформы с целью унификации богословской системы на всей территории России. Для этого следовало ликвидировать различия в обрядах и устранить разночтения в богословских книгах. Часть церковнослужителей во главе с протопопами Аввакумом и Даниилом предлагали при проведении реформы опираться на древнерусские богословские книги. Никон же решил использовать греческие образцы, что, по его мнению, облегчало объединение под эгидой Московской патриархии всех Православных Церквей Европы и Азии и тем самым усиливало его влияние на царя. Патриарха поддержал царь Алексей Михайлович. На Печатном дворе начался выпуск исправленных и вновь переведенных книг. Изменение привычных обрядов и появление новых богословских книг, их насильственное внедрение породили недовольство. Начались открытые выступления защитников «старой веры», к ним присоединились недовольные усилением власти патриарха и политикой царя. Массовый характер раскол приобрел после решения церковного собора 1666–1667 гг. о казнях и ссылках противников реформы. Раскольники призывали к сохранению «старой веры». Они бежали в леса Поволжья и Европейского Севера, в Сибирь и основывали там свои общины. Несмотря на суровые репрессивные меры властей, число старообрядцев в XVII в. постоянно росло. Многие из них покинули пределы России. В XVIII в. наметилось ослабление преследования раскольников правительством и официальной церковью. Тогда же в старообрядчестве наметилось несколько самостоятельных течений. Со второй половины XIX в. их официально не притесняли.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF

«и вскоре раскол здесь необычайно усилился» (к истории старообрядчества Красноуфимского уезда)

Белобородов Сергей Анатольевич
В статье прослеживается история старообрядчества в Красноуфимском уезде с XVIII в. до современности. Распространение и функционирование раскола рассматривается на фоне исторических событий, происходивших на Урале и в России.
Читать PDF

Автобиография С. А. Наймушина «Моя жизнь в расколе» как источник по истории старообрядчества Вятской

Бронников Николай Иванович
Представлен научный анализ автобиографии С.А. Наймушина как исторического источника. Показана его информативная значимость для изучения истории старообрядчества Вятской губернии.
Читать PDF

Сущность раскола (старообрядчества) в трудах и очерках священнослужителей и светских деятелей второй

Храпков Геннадий Николаевич
Статья посвящена изучению и анализу одного из наиболее значительных течений в религиозной и социальной жизни населения Российской империи со второй четверти XVII в.
Читать PDF

2016.02.027. ГРАНИ РАСКОЛА: СТАРООБРЯДЧЕСТВО: ТАЙНЫ И ЯВЬ. VERGE OF A SPLIT: OLD BELIEF: THE MYSTERY

Малафеева М.А.
Читать PDF

«Раскольники те ужасны своими деяниями…»: из истории борьбы со старообрядчеством в провинциальной Ро

Апанасенок Александр Вячеславович
Предметом статьи является история борьбы российских церковных властей против старообрядчества в XVIII в. Автор анализирует обвинения, призванные сделать старообрядцев «подозрительными» и «чужими» в глазах окружающего населения.

Похожие термины:

  • Церковный раскол. Старообрядчество

    В 1653–1656 гг., стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, патриарх Никон проводил реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец был