Составная часть нацистского мировоззрения, сыгравшая ключевую роль в истории Третьего рейха. Теоретическое обоснование получила в середине XIX века на волне растущего национализма и сопутствующего ему романтизма, когда германский расизм обрел политическое и культурное значение. Не удовлетворившись заявлениями о превосходстве белой расы над цветными, приверженцы расовой доктрины создали иерархию внутри самой белой расы.
Столкнувшись с этой необходимостью, они создали миф об арийском превосходстве.
Это, в свою очередь, стало источником для последующих мифов, таких как тевтонский, англосаксонский и кельтский. Первым шагом было смешение индоевропейской группы языков с так называемой индоевропейской расой. Понятие "индоевропеец" вскоре было вытеснено понятием "индогерманец". А затем, с легкой руки Фридриха Макса Мюллера, превратилось в "арийский" - для обозначения принадлежности к языковой группе. Мюллер отвергал отождествление расы и языка, однако, ущерб уже был нанесен. С этих позиций, расисты настойчиво утверждали, что "ариец" означает благородство крови, бесподобную красоту формы и разума и превосходство породы. Любое значимое достижение в истории, утверждали они, было сделано представителями арийской расы. Вся цивилизация, по их мнению, явилась результатом борьбы между творцами-арийцам и разрушителями-неарийцами.
Расизм в Германии опирался на удобренную почву, поскольку отождествлялся с национализмом. Немецкие романтики начала XIX века, делая акцент на неопределенности, таинственности, эмоциональности и образности - как противоположности рассудочности, оказали глубокое воздействие на германскую интеллигенцию. Гердер, Фихте и другие немецкие романтики резко расходились с философами эпохи Просвещения, рассматривавшими разум как точку опоры. Немцы полагали, что каждый народ обладает своим собственным специфическим гением (духом), который, хотя и запечатлен глубоко в прошлом, в конечном счете должен выразить себя в национальном духе (Volksgeist). Подразумевалось, что Volksgeist является бесспорной сверхсилой и обладает собственной духовной вселенной, чья внешняя форма проявилась в специфической национальной культуре.
Подобный тип иррационализма, занявший прочное место в германском разуме, придал значение таким неопределенным концепциям, как учение о происхождении.
Два идеолога ненемца внесли существенный вклад в подобное мышление: француз Артур де Гобино и англичанин Хьюстон Стюарт Чемберлен. Определенное влияние в распространении такого рода расизма оказал немецкий композитор Рихард Вагнер, который полагал, что героический германский дух был занесен вместе с нордической кровью. Германские расисты утверждали, что нордическая раса есть лучшая арийская раса. Из этого вытекало, что низшие культуры не могут господствовать над закрепленным на биологическом уровне сочетанием нордического разума, духа и тела.
Боготворивший Вагнера Адольф Гитлер сделал расовую доктрину культурным стержнем Третьего рейха. На страницах "Майн кампф" он неистово поносил всех тех, кто придерживался иного мнения относительно расовых вопросов, называя их "лгунами и предателями цивилизации". История, заявлял он, убедительно доказала, что всякий раз, когда арийская кровь смешивалась с кровью низших народов, наступал конец расе "культуро-носительнице". Немцы не должны впадать в грех кровосмешения, предупреждал Гитлер. Он с жаром говорил о будущем немецком порядке, который представлялся ему братством тамплиеров вокруг святого Грааля чистейшей крови. Необходимо избежать вырождения германской расы. И основной задачей государства является сохранение исконных расовых элементов. Нордические арийцы, утверждал Гитлер, стали создателями и хранителями цивилизации, а евреи - ее разрушителями. Потому немцы обязаны сплотиться для борьбы с евреями.
Расовые представления Гитлера нашли воплощение в Нюрнбергских законах о гражданстве и расе, принятых в 1935, которые предоставляли гражданство "всем носителям германской или схожей крови" и лишали его каждого, кто считался представителем еврейской расы. Благодаря этим законам, и ныне представляющимися весьма неопределенными, расизм получил юридическое обоснование в Третьем рейхе и со временем воплотился в "окончательном решении" - физическом уничтожении еврейского населения Европы. При поддержке Гитлера в Германии получила широкое распространение программа расовых исследований - рассенфоршунг. Результаты "работ" нацистских ученых стали обязательными к изучению во всех учебных заведениях Третьего рейха, от начальных классов до университетов. Мало значения придавалось тому факту, что "научные труды" немецких ученых на всемирных антропологических конгрессах вызывали смех их зарубежных коллег.
В такой атмосфере нацистский расизм оказался концепцией расовой чистоты.
Утверждалось, что разложение любой нации всегда является результатом расового смешения: судьба нации зависит от ее способности сохранять свою расовую чистоту. Подобные представления, которые неистово и решительно отстаивались, не имели никакого научного обоснования. Народы мира оказались настолько перемешанными, что едва ли имелась возможность отыскать где-либо чистую расу.
Ведущие этнологи и антропологи мира, без каких-либо оговорок, сходились на том, что историческое соприкосновение рас в результате дало сложное переплетение, в котором невозможно выделить чистую расу. Большинство ученых придерживалось того мнения, что мировое сообщество является этнологическим тиглем, наполненным энергетическими нечистокровными субъектами. Они рассматривали каждую культурную группу, которую можно охарактеризовать как смешанную, фактическим опровержением тезиса о том, что смешанные народы являются низшими по отношению к чистокровным народам. Жан Фино выразил это одной фразой: "Чистота крови - ни что иное как миф".
В той же степени неприемлемым с научной точки зрения является нацистское представление о расовом превосходстве. Идея о господствующей расе стара как мир, но до XIX века она базировалась на культурных, а не расовых различиях.
Современные представления о расовом превосходстве вытекают из психологических предпосылок: страхе и презрении к безродным. Это чувство основано на инстинкте самосохранения. Индивидуумы и нации, подобно животным, имеют склонность видеть в любом незнакомце естественного врага. Это и становится важной предпосылкой развития чувства расового превосходства.
Компетентные биологи, этнологи, антропологи сходятся в том, что произвольное толкование термина "раса" приводит к путанице. Наглядным примером служит использование этого понятия для удовлетворения национальных амбиций Гитлера. Действительно, никогда не существовало германской расы, однако существовала германская нация. Не существовало арийской расы, но существовали арийские языки. Не было еврейской расы, однако была и есть еврейская религия и культура. Тенденция объяснить с биологических позиций понятие "раса" не выдерживает никакой критики. Понятие "раса" выражает целостность физического типа, представляющего сущность биологического образования, и не имеет ничего общего с национальной принадлежностью, языком или обычаями исторического развития социальных групп. В биологическом аспекте раса является группой, связанных родственными отношениями индивидуумов, популяцией, которая отличается от иных популяций в родственной схожести определенными наследственными чертами, из которых цвет кожи лишь одна из характеристик.
политическом аспекте подобное толкование принимает форму преднамеренного мошенничества.
Даже в своем изначальном смысле понятие "раса" все еще сохраняет трудно уловимые оттенки для осмысления. Ученые неоднократно пытались классифицировать народы мира в неком определенном порядке, но с этим всегда возникали затруднения, по той причине, что четкой линии в разграничении между расами просто-напросто не существует. Любые подобные классификации оказываются субъективными и спорными.
Первые попытки классифицировать расы на основе простых биологических различий выглядели неубедительными. В той же степени неудовлетворительной была классификация по географическому принципу (при рассмотрении населения данного региона и изучения общих характерных черт), а также по историческому (изучение миграционных потоков) или культурному принципу ("расовый менталитет"). Примеры вышеупомянутого подхода характерны для Карла Густава Каруза, который выделил четыре расы: европейскую, африканскую, монголоидную и американскую, образно сформулировав их как "день, ночь, восточный рассвет и западный рассвет". Схожий подход характерен и для Густава Фридриха Клемма, предлагавшего деление на активную (мужскую) и пассивную (женскую) расы, что позднее заимствовал и развил Гобино. Антропологические открытия XIX века привнесли количественные методы распознавания рас. Первым шагом было введение в 1842 т. н. черепного индекса, процентного соотношения длины и ширины черепа, предложенного шведским анатомом Андерсом Адольфом Ретжиусом. Дальнейшие попытки классификации сводились к изучению соматических различий в цвете кожи, волос, фигуры, глаз, носа и лица. Наиболее выразительной классификацией оказалось разделение по пяти основным цветам: белый, черный, коричневый, красный и желтый.
Подобное деление человечества выглядело вполне приемлемым, однако даже здесь вариации внутри отдельной группы представлялись чрезвычайно сложными для установления четкой и ясной дифференциации.
Анатомические, языковые, ментальные и культурные особенности оказывались настолько глубоко переплетенными, что это представляло трудности для сколько-нибудь значимого разграничения между расами.
Даже соматические характеристики могли быть вызваны воздействием среды обитания непосредственно через недостаток питания, естественный или искусственный отбор, условия жизни или иные обстоятельства. Несомненно, что не только соматические особенности оказались недостаточными для определения разделительной черты между расами. Ни одна из этих теорий в полном объеме не оказала влияния на Гитлера. Настолько сильным было убеждение фюрера в собственной интуиции относительно этого вопроса, что это поставило в тупик нацистских ученых, когда он распорядился провести изучение научных и исторических фактов, с целью дать рационалистическое объяснение собственной позиции. Он отбросил, как несущественные, факты, разрушавшие нацистскую расовую доктрину на корню. В самой природе современной диктатуры заложена тенденция к тому, что ее лидеры, помимо претензий на политическую власть, стремятся задавать тон культурной координации. В Третьем рейхе целая нация была поставлена перед необходимостью принимать интуицию плохо образованного политика, чьи представления о расовых вопросах выглядели театром абсурда, как абсолют.