Распятия Христова церковь в Кремле

Найдено 1 определение
Распятия Христова (Воздвижения Креста Господня) церковь в Кремле
(Соборная площадь).
Построена царем Федором Алексеевичем в 1681 г. над северным приделом Верхоспасского собора. Этой церкви принадлежит центральная из одиннадцати глав теремных церквей. Прежде в церковь вела крутая каменная лестница, теперь попасть в нее можно, только пройдя через хоры церкви Воскресения Словущего. Длина храма — менее семи метров, ширина — четырех. В алтаре имеется проход на кровлю Грановитой палаты. Пол состоит из плит черного и белого мрамора. Храм перекрыт сомкнутым сводом, на нем сохранилась более поздняя роспись. Здесь хранится Распятие, сделанное «в точную меру» (то есть по точным размерам) Честного Животворящего Креста Господня. Горельефную фигуру распинаемого Иисуса Христа в 1687 г. выполнил прославленный резчик из Новоспасского монастыря старец Ипполит. Считается, что этот храм менее всего пострадал от переделок. Убранство его имеет оттенок стиля барокко. Связано это с тем, что в это время в Кремле работали многие мастера, использовавшие западные приемы в работе. Сохранился медный чеканный четырехъярусный иконостас с деревянными деталями, выполненный в 1680-е гг. по чертежу знаменитого царского мастера Карпа Золотарева. В 1781 г. иконостас чинили, но, по-видимому, не вносили в него изменений. Образы, находящиеся в иконостасе, выполнены в редкой, так называемой «тафтяной» технике, для которой характерно сочетание живописи на атласном шелке (написаны лики и кисти рук) и многокомпонентной аппликации из текстиля и золоченой бумаги (для изображения облачений и фона), смонтированных на массивных досках. Иконы, хранящиеся в иконостасе, были выполнены в 1680 г. царским мастером Василием Познанским в «фламандском стиле». Мастер, предположительно, пользовался для их написания образцами с фламандских гравюр. По преданию, образа вышиты мелким жемчугом и бисером самими царевнами. Карпом Золотаревым выполнены также слюдяные киоты, в которых сохраняются иконы со сценами Страшного Суда и Страстей Господних, писанные царскими иконописцами Иваном Салтановым и Иваном Безминым.
В храме сохранились деревянные двери XVI века, отделяющие его от храма Воскресения Словущего, перенесенные из церкви в Троицком-Голенищеве. Храм не пострадал ни в одном из кремлевских пожаров. После революции был закрыт. Свободного доступа в него нет.

Источник: Москва православная Все храмы и часовни.