Валентин Григорьевич (р. 1937, пос. Усть-Уда Иркутской обл.), русский прозаик. Окончил историко-филологический ф-т Иркутского ун-та, работал специальным корреспондентом на крупнейших стройках 1960-х гг. Дебютом Распутина в прозе был рассказ «Я забыл спросить у Лешки…» (1961), в котором развенчивается бюрократическое отношение к человеческой жизни. В 1966 г. вышли сборники рассказов и очерков «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба». Рассказ «Уроки французского» (1973) во многом носит автобиографический характер – взрослый человек с высоты своей гражданской, социальной зрелости мысленно прослеживает ступени своего восхождения к знаниям.
Наибольший интерес вызвали повести Распутина. В повести «Деньги для Марии» (1967) писатель ставит персонажей перед событием, выявляющим их нравственную ценность, и говорит о сохранении традиций, которые сформированы размеренным сельским укладом жизни. Повесть «Последний срок» (1970), как одно из центральных произведений «деревенской прозы», ставит вопрос о распаде родовых связей: растворение, «рассасывание крестьянской семьи», отчуждение людей друг от друга, от дома, от земли, на которой родились и выросли, Распутин осмысляет как глубоко тревожную ситуацию. О неотделимости индивидуальной и общенародной судьбы, об ответственности человека за свой выбор и о невозможности счастья, которое противоречит родовой морали, рассказывает повесть «Живи и помни» (1974). В повести «Прощание с Матерой» (1976), писатель создает образ народной жизни с ее этикой, философией, эстетикой. Старуха Дарья, олицетворяющая народный характер, укоряет тех, кто забыл прошлое, взывает к возрождению таких извечных понятий, как совесть, доброта, душа, разум, с помощью которых человек сохраняется как личность.
Рассказы «В ту же землю», «Женский разговор» (оба – 1995), «Нежданно-негаданно» (1997), «Изба» (1999) принадлежат к «постдеревенской прозе». В них Распутин описывает «тревогу бедных деревень», русский национальный характер. Ёмким образом нравственных представлений о взаимосвязи людей становится словосочетание «общий организм» (рассказ «В ту же землю»). Образ выстоявшей избы в рассказе «Изба» становится символом России. В рассказах «Россия молодая», «В одном сибирском городе» (оба – 1994), «В больнице» (1995), «Новая профессия» (1998) Распутин анализирует внутренний мир городской интеллигенции.
РАСПУТИН
РАСПУТИН
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
РАСПУТИН
Новых), Григорий Ефимович (1864 или 1865 - 17.XII.1916) - последний фаворит рус. царя Николая II и императрицы Александры Федоровны; авантюрист. Из крестьян Тобольской губ. В молодости - конокрад. Р. к 30-ти годам сблизился с сектантами, странствовал по монастырям и "святым" местам. Обретя ореол "святого старца" и "прорицателя", Р. стал "пророчествовать" и "исцелять", используя мистическое обожание своих почитателей и особенно почитательниц в самых грязных, развратных целях. В 1904-1905 ректор петерб. духовной академии Феофан ввел Р. в высшие круги петерб. аристократии, в дом вел. кн. Николая Николаевича, а в 1907 - в царский дворец, где к этому времени уже побывал целый ряд "святых" шарлатанов и юродивых (Н. Филипп, Папюс, Митя Козельский и др.). Суеверному и мистически настроенному Николаю II и истеричке-царице Р. сумел внушить, что только он своими молитвами сможет спасти неизлечимо больного гемофилией наследника Алексея и обеспечить "божественную" поддержку всем гос. начинаниям царя. В последние годы царского режима Р. пользовался неогранич. влиянием на Николая II, его жену и детей. По рекомендации Р. назначались и смещались лица высшего церковного и гос. аппарата, включая министров и даже глав кабинета; он проводил выгодные финанс. "комбинации", оказывал за взятки "протекции" и т.д. Влияние Р. на царя использовали придворные реакц. круги (И. Л. Горемыкин, Н. А. Маклаков и др.), представители биржи и банков (И. П. Манус, А. И. Путилов, Д. Л. Рубинштейн), различные высокопоставленные авантюристы (И. Ф. Манусевич-Мануйлов, кн. M. M. Андроников). Постоянно окруженный восторженной толпой почитательниц и просительниц, эротоман, Р. использовал свою власть и великосветские связи для самого дикого и разнузданного разврата, ставшего широко известным в стране. "Распутинщина" явилась ярким проявлением распада и вырождения царского режима, всей правящей верхушки России. Стремясь спасти династию от дискредитации, монархисты прибегли к заговору и в ночь с 16 на 17 дек. 1916 Ф. Ф. Юсупов, В. М. Пуришкевич, вел. кн. Дмитрий Павлович убили Р. Лит.: Последний временщик последнего царя, "ВИ", 1964, No 10, 12; 1965, No 1, 2; Падение царского режима, т. 1-7, М.-Л., 1924-27; За кулисами царизма, Л., 1925; Переписка Николая и Александры Романовых, т. 3-5, П.-М., 1925-26; Белецкий С. П., Григорий Р. (из записок), П., 1923; Илиодор (Труфанов С.), Святой черт, М., 1917; Ковыль-Бобыль И., Вся правда о Р., П., (1917); Палеолог М., Распутин. Воспоминания, М., 1923; Соловьев M. E., Как и кем был убит Р.?, "ВИ", 1965, No 3. К. Ф. Шацилло. Москва.