РАССКАЗ О ЧЕТВЕРОНОГИХ
«РАССКАЗ О ЧЕТВЕРОНОГИХ»
Повествование для детей о четвероногих животных», XIV в.) – памятник народной сатирической литературы, в котором отразилось не только мироощущение народных масс, но и многие факты материальной культуры. Это анонимное стихотворное произведение, написанное на среднегреческом языке, состоит из 1082 нерифмованных стихов. Сохранилось четыре списка: Венский, Парижский Лесбосский и СанктПетербургский. Во вступлении раскрывается иносказательный характер произведения: «Уразумей только точно тот смысл, который они (рассказы или басни) скрывают». «Шуточный рассказ о четвероногих» начинается ссылкой на круг читателей, среди которых дети, ученики и юноши, и на цель его написания («ради объединения, поучения и занимательности»). Действующие лица этого анонимного произведения разделены в соответствии с Библией (Левит, Второзаконие) на «чистых и полезных» во главе с царем Львом, его двумя первыми советниками – «славословцами» Пантерой и Леопардом – и на «кровожадных и мерзких» («ночной бродяга и кровопийца» Волк, Собака, «пренегоднейшая душительница кур» Лиса и др.). Все животные собрались в разных местах «в 6873 году 15 сентября». На совете «кровожадных и мерзких» было решено послать к «чистым и полезным» Кота и Мышь и прислуживавшую им Обезьяну, «забаву всего света». После нескольких посольств и вручения грамот царю Льву и его первым советникам животные «заключили договор и крепкую дружбу». Центральное место в произведении отводится второму совету царя с «созаседателями» и старейшинами. Лев призывает выступающих «быть умеренными в речах». Оскорбляя и обвиняя друг друга в «самомнении, хвастовстве, большой похвальбе», животные, начиная «с простолюдинов звериного мира» (Кошка, Мышь, Пес), сменяющихся Овцой, Свиньей, Козой, Лошадью, Верблюдом и могущественными господами Быком и Буйволом, восхваляют себя и все, что можно сделать из их мяса, рогов, шерсти и кожи. «Рассказ о четвероногих» завершается упразднением «чистой и бесхитростной дружбы» и восстановлением «жестокой вражды, как и было прежде». Анонимный автор использует стиль басенного повествования для раскрытия неблагополучной обстановки в византийском государстве. Обилие бытовых деталей, фольклорных элементов, слов и выражений, взятых из живого народного языка придают этому произведению реалистически бытовой характер.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012