РАССУЖДЕНИЕ О БОЛЬШЕЙ ТОЧНОСТИ МОРСКОГО ПУТИ

Найдено 1 определение
РАССУЖДЕНИЕ О БОЛЬШЕЙ ТОЧНОСТИ МОРСКОГО ПУТИ
речь, подготовленная Л. для прочтения на публичном заседании Академии наук 8 мая 1759 г. Вначале в феврале апреле 1759 г. был написан русский текст, а затем Л. перевел его на латинский язык, внеся значительные дополнения и изменения. Впервые опубликованы в виде брошюр на русском и латинском языках в 1759 г.
В публичном собрании Л. прочел лишь часть заготовленной речи, в которой изложил только "новые свои изобретения до мореплавательной науки и принадлежащие к сему машины". Ниже кратко излагается содержание Р.по современному переводу латинского текста. Во Вступлении Л. отмечает всю важность для человечества мореплавания и его опасность в первую очередь из-за неточного определения своего места. Известно, что широта местонахождения корабля определяется "измерением высоты какого-либо светила, а долгота сравнением времени, найденного на меридиане корабля, со временем на первом (нулевом,Э.К.) меридиане".
В другом случае координаты корабля находят по карте, зная его исходное месторасположение, курс и скорость движения. Первый метод применяют при ясной погоде, а второй при любой. Л. описывает многочисленные трудности, возникающие в обоих случаях, и говорит, что в речи будут предложены, во-первых, разработанные им навигационные инструменты и, во-вторых, теория морских течений и магнитной стрелки. Третью часть труда Л. обещает посвятить "ученому мореплаванию". Итак 1-я часть посвящена "нахождению долготы и широты при ясной погоде", в ней Л. предлагает способы усовершенствования "английского квадранта", пружинных и "высыпных" часов, а также конструкцию подвески наблюдательной платформы, с которой можно, по его мнению, производить наблюдения, почти не испытывая возможной качки корабля.
В этой же части Л. предложил методы определения местного времени, отысканию широты места корабля и нулевого меридиана по Солнцу, Луне и звездам. Во 2-й части Р
. рассматриваются новые способы определения координат корабля в облачную погоду при помощи большого самопишущего компаса, клизеометра прибора, показывающего отклонение корабля от курса при боковом ветре и механического лаглиня для постоянного измерения скорости корабля. Для определения влияющих на изменение курса корабля направления и скорости морских течений Л. предложил еще один простейший механический прибор салометр.
В конце этой части Л., предположив, что между склонением и наклонением магнитной стрелки существует определенное "согласие", предложил прибор, которым можно, по его мнению, измерять одновременно и то и другое, а по известному склонению "увеличить достоверность своего курса". Заключительная 3-я часть посвящена "ученому мореплаванию", то есть организационным мерам и теоретическим основам, которые сделают мореплавание научно обоснованным и поэтому безопасным. Л. предложил, во-первых, учредить международную "мореходную академию", во-вторых, путем длительных, многочисленных и повсеместных наблюдений зафиксировать величину магнитных склонений и их изменение во времени с тем, чтобы создать "истинную магнитную теорию". Ведь "из наблюдений устанавливать теорию и с помощью теории исправлять наблюдения таков наилучший способ устанавливать истину". Особое место в Р. занимает глава "О составлении теории морских течений".
В ней Л. излагает свою гипотезу возникновения приливов и отливов, причиной которых является не притяжение Луны (дальнодействия Л., последовательный приверженец механистической картины мира, принципиально не принимал), а суточное изменение силы тяжести на поверхности Земли, возникающее из-за того, что геометрический центр земного шара не совпадает с центром тяжести, перемещаясь в течение суток по некоторой круговой траектории. Там, где центр тяжести ближе к поверхности Земли происходит увеличение силы земного притяжения и отлив, а на противоположной наоборот. Л. описывает разработанную им конструкцию большого "центроскопического маятника", установленного в подвальной комнате его дома, и результаты проведенных им многолетних наблюдений (см. “Таблицы колебаний центроскопического маятника) которые, как он полагал, подтверждают его теорию. Кроме того, Л. описал конструкцию ртутного барометра, с помощью которого он надеялся наблюдать изменения силы тяжести в течение суток и подтвердить показания "центроскопического маятника". Для предсказания погоды Л. предложил "новую разновидность морского барометра".
В Заключении Л. воскликнул: "О, если бы все труды, заботы, издержки и бесконечное множество людей, истербляемые и уничтожаемые свирепством войны, были обращены на пользу мирного мореплавания!" Насколько возросло бы в этом случае благополучие человечества и "насколько ярче заблистал свет наук после раскрытия новых тайников природы!" В Приложении Л. указал, что во время печатания Р. он изобрел новый, более простой инструмент для нахождения времени и координат корабля в море при ясном небе, а также "тренажер" для имитации качки на суше при выполнении навигационных наблюдений. Во втором Приложении приведены таблица колебаний центроскопического маятника и поясняющий текст. (ПСС. Т. 4. С. 123319,740-759.)

Источник: Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь 2012