РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА
РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА
развилось в греч. праве из возможности изгнания виновной (напр., в прелюбодеянии) жены. Р. б. с невинов. женой в случае бездетности осуществ. в Спарте и в Риме начиная с 1-й пол. 3 в. до н.э. Позже стали возможны разводы по инициативе жены или по взаим. согласию. В каждом таком случае приданое жены должно было быть ей возвращено. Под влиянием хрис-тианства, объявивш. браки нерасторж., условия Р. б. затруднились и Р. б. без уважит. причины преследовалось.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Расторжение брака
Развилось в греч. праве из возможности изгнания виновной (например, в прелюбодеянии) жены. Р. б. с невиновной женой в случае бездетности осуществлялось в Спарте и в Риме начиная с 1-й пол. 3 в. до н. э. Позже стали возможны разводы по инициативе жены или по взаимному согласию. В каждом таком случае приданое жены должно было быть ей возвращено. Под влиянием христианства, объявившего браки нерасторжимыми, условия Р. б. затруднились и Р. б. без уважительной причины преследовались.
Источник: Словарь античности. 1989
РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА
I.
• ??????????, ?????????, ??????????-??????????, ???????????, ????????? ?????????,
выражения, которыми обозначалось расторжение брака, развод; первые употреблялись по отношению к мужу, разводящемуся с женой, вторые по отношению к жене, покидающей мужа. Впрочем, в обыденном употреблении это различие не строго соблюдалось. Разводы в Афинах совершались очень легко и часто. ????????? состояла в том, что муж просто отсылал жену и ее приданое в дом того, под чьей властью она находилась до брака, т. е. к тому, кто был ее ??????. Напротив, от жены, желавшей развода, требовалось, чтобы она лично представила архонту письменное заявление, в котором должны были быть изложены основания для развода. Если обе стороны согласны были на развод и если при том не возникало спора из-за приданого, то он совершался без дальнейших юридических формальностей. Протестовать против законности развода муж мог посредством представления архонту обвинения ???????????, а жена — посредством обвинения ???????????. ср.: Plut. Alc. 8. Meier und Sch?mann, Att. Process, стр. 413 слл.
II.
• Divortium,
от глагола disvertere, расходиться; отсюда и другая форма слова divertium, собственно, развод брака по обоюдному согласию, в противоположность repudium, расторжению по требованию одной стороны. В Риме издревле господствовала полная свобода относительно расторжения браков (со стороны мужа), за исключением заключенных по обряду confarreatio патрицианских браков, которые считались ненарушимыми (Dion. Hal. 2, 25), пока и для них не введена была форма развода чрез diffarreatio, в случае преступления жены. Одни лишь браки жрецов, заключенные через confarreatio, остались навсегда ненарушимыми. Но хотя разводы допускались, однако на брак вообще смотрели как на столь священное учреждение, что они расторгались только в случаях крайней необходимости. Существовали законные основания для расторжения брака (Plut. Rom. 22) и расследование их подлежало семейному суду. Кто пренебрегал этим судом и легкомысленно разводился с женой, того постигала nota censoris. Val. Max. 2, 9, 2. В XII таблицах уже говорилось о расторжении браков, но определения их на этот счет нам неизвестны. Cic. Phil. 2, 28. Несмотря на это, многие писатели утверждают, что первый развод в Риме случился лишь в 234 г. до Р. X. (Gell. 4, 3. 17, 21, Val. Max. 2, 1. 4 и др.), а это по многим причинам невозможно. Это было, скорее, первое расторжение брака, последовавшее без вины жены, из чего впоследствии ошибочно заключили, что это был вообще первый пример развода. С тех пор произвол заменил древнюю строгость нравов; разлюбить жену или пожелать вступить в новый брак считалось достаточным поводом к расторжению супружеских уз. Сулла женат был пять раз, Цезарь четыре раза, Помпеи пять раз, Антоний, не считая его сожительства с Клеопатрой, четыре раза, а дочь Цицеронова была замужем три раза. Цицерон развелся с двумя женами без особенного к тому повода. Во время Империи было еще хуже. Жены с таким же легкомыслием, как и мужья, пользовались признанным мало-помалу и за ними правом развода, который, впрочем, для виновной стороны был сопряжен с известными убытками относительно имущественных прав (см. Dos, Приданое, и ludicium, Судопроизводство, 28). При христианских императорах стали относиться построже к этому делу, и древняя свобода в расторжении браков была ограничена. Формы, в которых совершался развод, за исключением diffarreatio, не были предписаны законом. Муж обращался к жене со словами вроде: res tuas tibi habeto или agito, foras exi и т. п. Отказывались также от брака устно через вестника; этот способ Августом возведен был в законную форму и требовалось, чтобы такой отказ происходил в присутствии семи свидетелей. Наконец, формула развода пересылалась письменно (libellus divortii). Remancipatio, (см. Развод), есть лишь уничтожение так называемой Manus.
• ??????????, ?????????, ??????????-??????????, ???????????, ????????? ?????????,
выражения, которыми обозначалось расторжение брака, развод; первые употреблялись по отношению к мужу, разводящемуся с женой, вторые по отношению к жене, покидающей мужа. Впрочем, в обыденном употреблении это различие не строго соблюдалось. Разводы в Афинах совершались очень легко и часто. ????????? состояла в том, что муж просто отсылал жену и ее приданое в дом того, под чьей властью она находилась до брака, т. е. к тому, кто был ее ??????. Напротив, от жены, желавшей развода, требовалось, чтобы она лично представила архонту письменное заявление, в котором должны были быть изложены основания для развода. Если обе стороны согласны были на развод и если при том не возникало спора из-за приданого, то он совершался без дальнейших юридических формальностей. Протестовать против законности развода муж мог посредством представления архонту обвинения ???????????, а жена — посредством обвинения ???????????. ср.: Plut. Alc. 8. Meier und Sch?mann, Att. Process, стр. 413 слл.
II.
• Divortium,
от глагола disvertere, расходиться; отсюда и другая форма слова divertium, собственно, развод брака по обоюдному согласию, в противоположность repudium, расторжению по требованию одной стороны. В Риме издревле господствовала полная свобода относительно расторжения браков (со стороны мужа), за исключением заключенных по обряду confarreatio патрицианских браков, которые считались ненарушимыми (Dion. Hal. 2, 25), пока и для них не введена была форма развода чрез diffarreatio, в случае преступления жены. Одни лишь браки жрецов, заключенные через confarreatio, остались навсегда ненарушимыми. Но хотя разводы допускались, однако на брак вообще смотрели как на столь священное учреждение, что они расторгались только в случаях крайней необходимости. Существовали законные основания для расторжения брака (Plut. Rom. 22) и расследование их подлежало семейному суду. Кто пренебрегал этим судом и легкомысленно разводился с женой, того постигала nota censoris. Val. Max. 2, 9, 2. В XII таблицах уже говорилось о расторжении браков, но определения их на этот счет нам неизвестны. Cic. Phil. 2, 28. Несмотря на это, многие писатели утверждают, что первый развод в Риме случился лишь в 234 г. до Р. X. (Gell. 4, 3. 17, 21, Val. Max. 2, 1. 4 и др.), а это по многим причинам невозможно. Это было, скорее, первое расторжение брака, последовавшее без вины жены, из чего впоследствии ошибочно заключили, что это был вообще первый пример развода. С тех пор произвол заменил древнюю строгость нравов; разлюбить жену или пожелать вступить в новый брак считалось достаточным поводом к расторжению супружеских уз. Сулла женат был пять раз, Цезарь четыре раза, Помпеи пять раз, Антоний, не считая его сожительства с Клеопатрой, четыре раза, а дочь Цицеронова была замужем три раза. Цицерон развелся с двумя женами без особенного к тому повода. Во время Империи было еще хуже. Жены с таким же легкомыслием, как и мужья, пользовались признанным мало-помалу и за ними правом развода, который, впрочем, для виновной стороны был сопряжен с известными убытками относительно имущественных прав (см. Dos, Приданое, и ludicium, Судопроизводство, 28). При христианских императорах стали относиться построже к этому делу, и древняя свобода в расторжении браков была ограничена. Формы, в которых совершался развод, за исключением diffarreatio, не были предписаны законом. Муж обращался к жене со словами вроде: res tuas tibi habeto или agito, foras exi и т. п. Отказывались также от брака устно через вестника; этот способ Августом возведен был в законную форму и требовалось, чтобы такой отказ происходил в присутствии семи свидетелей. Наконец, формула развода пересылалась письменно (libellus divortii). Remancipatio, (см. Развод), есть лишь уничтожение так называемой Manus.
РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА
I.
• ??????????, ?????????, ??????????-??????????, ???????????, ????????? ?????????,
выражения, которыми обозначалось расторжение брака, развод; первые употреблялись по отношению к мужу, разводящемуся с женой, вторые по отношению к жене, покидающей мужа. Впрочем, в обыденном употреблении это различие не строго соблюдалось. Разводы в Афинах совершались очень легко и часто. ????????? состояла в том, что муж просто отсылал жену и ее приданое в дом того, под чьей властью она находилась до брака, т. е. к тому, кто был ее ??????. Напротив, от жены, желавшей развода, требовалось, чтобы она лично представила архонту письменное заявление, в котором должны были быть изложены основания для развода. Если обе стороны согласны были на развод и если при том не возникало спора из-за приданого, то он совершался без дальнейших юридических формальностей. Протестовать против законности развода муж мог посредством представления архонту обвинения ???????????, а жена — посредством обвинения ???????????. ср.: Plut. Alc. 8. Meier und Sch?mann, Att. Process, стр. 413 слл.
II.
• Divortium,
от глагола disvertere, расходиться; отсюда и другая форма слова divertium, собственно, развод брака по обоюдному согласию, в противоположность repudium, расторжению по требованию одной стороны. В Риме издревле господствовала полная свобода относительно расторжения браков (со стороны мужа), за исключением заключенных по обряду confarreatio патрицианских браков, которые считались ненарушимыми (Dion. Hal. 2, 25), пока и для них не введена была форма развода чрез diffarreatio, в случае преступления жены. Одни лишь браки жрецов, заключенные через confarreatio, остались навсегда ненарушимыми. Но хотя разводы допускались, однако на брак вообще смотрели как на столь священное учреждение, что они расторгались только в случаях крайней необходимости. Существовали законные основания для расторжения брака (Plut. Rom. 22) и расследование их подлежало семейному суду. Кто пренебрегал этим судом и легкомысленно разводился с женой, того постигала nota censoris. Val. Max. 2, 9, 2. В XII таблицах уже говорилось о расторжении браков, но определения их на этот счет нам неизвестны. Cic. Phil. 2, 28. Несмотря на это, многие писатели утверждают, что первый развод в Риме случился лишь в 234 г. до Р. X. (Gell. 4, 3. 17, 21, Val. Max. 2, 1. 4 и др.), а это по многим причинам невозможно. Это было, скорее, первое расторжение брака, последовавшее без вины жены, из чего впоследствии ошибочно заключили, что это был вообще первый пример развода. С тех пор произвол заменил древнюю строгость нравов; разлюбить жену или пожелать вступить в новый брак считалось достаточным поводом к расторжению супружеских уз. Сулла женат был пять раз, Цезарь четыре раза, Помпеи пять раз, Антоний, не считая его сожительства с Клеопатрой, четыре раза, а дочь Цицеронова была замужем три раза. Цицерон развелся с двумя женами без особенного к тому повода. Во время Империи было еще хуже. Жены с таким же легкомыслием, как и мужья, пользовались признанным мало-помалу и за ними правом развода, который, впрочем, для виновной стороны был сопряжен с известными убытками относительно имущественных прав (см. Dos, Приданое, и ludicium, Судопроизводство, 28). При христианских императорах стали относиться построже к этому делу, и древняя свобода в расторжении браков была ограничена. Формы, в которых совершался развод, за исключением diffarreatio, не были предписаны законом. Муж обращался к жене со словами вроде: res tuas tibi habeto или agito, foras exi и т. п. Отказывались также от брака устно через вестника; этот способ Августом возведен был в законную форму и требовалось, чтобы такой отказ происходил в присутствии семи свидетелей. Наконец, формула развода пересылалась письменно (libellus divortii). Remancipatio, (см. Развод), есть лишь уничтожение так называемой Manus.
• ??????????, ?????????, ??????????-??????????, ???????????, ????????? ?????????,
выражения, которыми обозначалось расторжение брака, развод; первые употреблялись по отношению к мужу, разводящемуся с женой, вторые по отношению к жене, покидающей мужа. Впрочем, в обыденном употреблении это различие не строго соблюдалось. Разводы в Афинах совершались очень легко и часто. ????????? состояла в том, что муж просто отсылал жену и ее приданое в дом того, под чьей властью она находилась до брака, т. е. к тому, кто был ее ??????. Напротив, от жены, желавшей развода, требовалось, чтобы она лично представила архонту письменное заявление, в котором должны были быть изложены основания для развода. Если обе стороны согласны были на развод и если при том не возникало спора из-за приданого, то он совершался без дальнейших юридических формальностей. Протестовать против законности развода муж мог посредством представления архонту обвинения ???????????, а жена — посредством обвинения ???????????. ср.: Plut. Alc. 8. Meier und Sch?mann, Att. Process, стр. 413 слл.
II.
• Divortium,
от глагола disvertere, расходиться; отсюда и другая форма слова divertium, собственно, развод брака по обоюдному согласию, в противоположность repudium, расторжению по требованию одной стороны. В Риме издревле господствовала полная свобода относительно расторжения браков (со стороны мужа), за исключением заключенных по обряду confarreatio патрицианских браков, которые считались ненарушимыми (Dion. Hal. 2, 25), пока и для них не введена была форма развода чрез diffarreatio, в случае преступления жены. Одни лишь браки жрецов, заключенные через confarreatio, остались навсегда ненарушимыми. Но хотя разводы допускались, однако на брак вообще смотрели как на столь священное учреждение, что они расторгались только в случаях крайней необходимости. Существовали законные основания для расторжения брака (Plut. Rom. 22) и расследование их подлежало семейному суду. Кто пренебрегал этим судом и легкомысленно разводился с женой, того постигала nota censoris. Val. Max. 2, 9, 2. В XII таблицах уже говорилось о расторжении браков, но определения их на этот счет нам неизвестны. Cic. Phil. 2, 28. Несмотря на это, многие писатели утверждают, что первый развод в Риме случился лишь в 234 г. до Р. X. (Gell. 4, 3. 17, 21, Val. Max. 2, 1. 4 и др.), а это по многим причинам невозможно. Это было, скорее, первое расторжение брака, последовавшее без вины жены, из чего впоследствии ошибочно заключили, что это был вообще первый пример развода. С тех пор произвол заменил древнюю строгость нравов; разлюбить жену или пожелать вступить в новый брак считалось достаточным поводом к расторжению супружеских уз. Сулла женат был пять раз, Цезарь четыре раза, Помпеи пять раз, Антоний, не считая его сожительства с Клеопатрой, четыре раза, а дочь Цицеронова была замужем три раза. Цицерон развелся с двумя женами без особенного к тому повода. Во время Империи было еще хуже. Жены с таким же легкомыслием, как и мужья, пользовались признанным мало-помалу и за ними правом развода, который, впрочем, для виновной стороны был сопряжен с известными убытками относительно имущественных прав (см. Dos, Приданое, и ludicium, Судопроизводство, 28). При христианских императорах стали относиться построже к этому делу, и древняя свобода в расторжении браков была ограничена. Формы, в которых совершался развод, за исключением diffarreatio, не были предписаны законом. Муж обращался к жене со словами вроде: res tuas tibi habeto или agito, foras exi и т. п. Отказывались также от брака устно через вестника; этот способ Августом возведен был в законную форму и требовалось, чтобы такой отказ происходил в присутствии семи свидетелей. Наконец, формула развода пересылалась письменно (libellus divortii). Remancipatio, (см. Развод), есть лишь уничтожение так называемой Manus.