— архитектор и скульптор, сын Карло Бартоломео Растрелли (см.), род. около 1700 года во Франции, где проживал тогда его отец, скоро переселившийся в Петербург вместе со своим сыном. Ребенок обучался скульптуре и отливке из меди у своего отца и рано проявил свои блестящие дарования. Уже в 1723 г. любовались плафоном лепной работы, сделанным по его рисунку в доме Шафирова. По восшествии на престол Екатерины I, он был отправлен за границу для довершения своего художественного образования. Пробыв в чужих краях около пяти лет, молодой Растрелли вернулся в Россию и вскоре, по требованию Импер. Анны Иоанновны, представил проект постройки великолепного зимнего дворца, на месте дома Апраксина, перешедшего по завещанию последнего в собственность Императора Петра II. Проект был сперва составлен только на фасад, обращенный к зданию Адмиралтейства, а затем распространен и на остальные фасады. Постройка эта, производившаяся под руководством Растрелли с 1735 г. по 1739 г., приблизила его к придворной сфере и доставила ему возможность найти себе покровителей среди вельмож того времени, а также снискать расположение Бирона; Растрелли по его просьбе был сделан придворным обер-архитектором и занимался сооружением по своим проектам дворца Бирона, близ Митавы, и других его построек на мызе Ругендаль. Он руководил постройкой Анненгофского и Лефортовского дворца в Москве. После падения Бирона, Растрелли был отозван, привлечен к допросу, между прочим и за то, почему он называет себя графом и обер-архитектором. Пользование этим титулом ему было воспрещено и повелено называться фон Растрелли.
По возвращении Императрицы Елизаветы Петровны из Москвы после коронации, начинается весьма усиленная деятельность Растрелли. Он приступил к перестройке в Царском Селе скромного дома в существующий и поныне великолепный дворец. После этого Растрелли возвел ряд выдающихся в столице сооружений, как-то: дом Воронцова, ныне дом Пажеского корпуса, дом Строгонова у Полицейского моста, Смольный монастырь, дом Григория Орлова, впоследствии дом Бобринского (ныне Воспитательный Дом) и, кроме того, церковь Владимирской Богородицы в Петербурге, главную церковь в Троицко-Сергиевской пустыни, близ Стрельны, Андреевский Собор в Киеве, Собор Св. Николая в Петербурге на Николаевской площади. Но самое замечательное его создание — Смольный монастырь и его собор, отстроенные вчерне в 1755 году, оставались при его жизни незаконченными по неимению средств; они докончены уже гораздо позднее, при Императоре Николае. Растрелли умер в 1770 году в С.-Петербурге. Он был женат и оставил после ссбя одну дочь. Он жил скромно, безо всякой роскоши, занимал небольшое казенное помещение близ церкви всех Скорбящих по Шпалерной улице.
Neues allgemeines Künstler Lexicon odes Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Bäumeister etc. etc. von Nagler. Band 12. München 1842; Allgemeines Künstler Lexicon von Singer. Band IV, 1901; Зодчий за 1876 г., № 5, стр. 55 и след.
{Половцов}