Растрелли Карло-Бартоломео (Rastrelli) - см. в статье Растрелли (два художника-итальянца) .
Растрелли Карло-Бартоломео (Rastrelli)
Растрелли Карло-Бартоломео (Rastrelli)
Источник: Биографический словарь. 2008
РАСТРЕЛЛИ (rastrelli) Бартоломео Карло
1675, Флоренция – 1744, Санкт-Петербург), итальянский скульптор; представитель барокко. Отец архитектора Б. Ф. Растрелли. Обучался во Флоренции у крупнейшего барочного мастера Д. Б. Фоджини. В 1698–99 гг. жил и работал в Риме, в 1700–15 гг. – в Париже. В 1715 г. заключил договор с агентом Петра I И. Лефортом о работе в России.
В 1716 г. приехал в Санкт-Петербург. Начав работать в качестве архитектора, был вынужден уступить эту сферу деятельности Ж. Б. Леблону, сосредоточившись на скульптурных заказах. Запечатлел Петра I во многих произведениях (два бронзовых бюста императора, сохранился один из них, 1723–29; «Восковая персона», 1725), сделал модели памятников царю с пешей (не сохранилась) и конной статуей Петра I [1743–44; была отлита после смерти скульптора, в 1800 г. установлена перед Михайловским (Инженерным) замком в Санкт-Петербурге]. В конной статуе Растрелли создал образ полководца-триумфатора, ориентируясь согласно традиции 17–18 вв. на древнеримский памятник императору Марку Аврелию. Скульптору принадлежит также модель Триумфального столпа в память побед России в Северной войне, который был увенчан статуей царя. В 1730–32 гг. Растрелли жил в Москве, работал над оформлением празднеств по случаю коронации Анны Иоанновны.
Скульптор создал значительное число портретных работ (бюст А. Д. Меншикова, 1716–17; «Неизвестного [С. Л. Владиславича-Рагузинского?], 1732). В 1741 г. им была отлита в бронзе скульптурная группа „Императрица Анна Иоанновна с арапчонком“, выразительность которой построена на контрастном сопоставлении массивной, грузной фигуры императрицы, чье усыпанное драгоценностями платье подобно броне, и легкой, словно готовой соскользнуть со своего постамента фигурки мальчика.
С творчеством Растрелли связано становление и развитие светской скульптуры в России, появление новых для русского искусства видов пластики: конного памятника, скульптурной группы, портретного бюста. Растрелли не имел прямых учеников-скульпторов, однако при нем работали русские подмастерья, непосредственно перенимавшие технический опыт.
В 1716 г. приехал в Санкт-Петербург. Начав работать в качестве архитектора, был вынужден уступить эту сферу деятельности Ж. Б. Леблону, сосредоточившись на скульптурных заказах. Запечатлел Петра I во многих произведениях (два бронзовых бюста императора, сохранился один из них, 1723–29; «Восковая персона», 1725), сделал модели памятников царю с пешей (не сохранилась) и конной статуей Петра I [1743–44; была отлита после смерти скульптора, в 1800 г. установлена перед Михайловским (Инженерным) замком в Санкт-Петербурге]. В конной статуе Растрелли создал образ полководца-триумфатора, ориентируясь согласно традиции 17–18 вв. на древнеримский памятник императору Марку Аврелию. Скульптору принадлежит также модель Триумфального столпа в память побед России в Северной войне, который был увенчан статуей царя. В 1730–32 гг. Растрелли жил в Москве, работал над оформлением празднеств по случаю коронации Анны Иоанновны.
Скульптор создал значительное число портретных работ (бюст А. Д. Меншикова, 1716–17; «Неизвестного [С. Л. Владиславича-Рагузинского?], 1732). В 1741 г. им была отлита в бронзе скульптурная группа „Императрица Анна Иоанновна с арапчонком“, выразительность которой построена на контрастном сопоставлении массивной, грузной фигуры императрицы, чье усыпанное драгоценностями платье подобно броне, и легкой, словно готовой соскользнуть со своего постамента фигурки мальчика.
С творчеством Растрелли связано становление и развитие светской скульптуры в России, появление новых для русского искусства видов пластики: конного памятника, скульптурной группы, портретного бюста. Растрелли не имел прямых учеников-скульпторов, однако при нем работали русские подмастерья, непосредственно перенимавшие технический опыт.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007