Расулев Зайнулла Хабибуллович
Расулев Зайнулла Хабибуллович
Зайнулла б. Хабибулла б. Расул б. Муса б. Байрамгул б. Гашик б. Султанай б. Мураткабул б. Тупей б. Уразгали аш-Шарифи ат-Троиски, 28.03.1833–02.02.1917) – религиозный деятель, педагог, просветитель, алим, шейх суфийского братства накшбадийа. Род. в д. Шариповой Троицкого уезда Оренб. губ. в семье имама. В 1843–45 гг. учился в медресе д. Мал. Муйнаковой у дамеллы Мухаммада Бухари, а после его смерти у Якуба б. Ахмада аль-Ахунди, вместе с которым в 1848 г. переехал в д. Ахунову. Затем в 1851 г. Р. отправился для продолжения своего образования в г. Троицк, где поступил в медресе шейха Ахмеда б. Халида аль-Менгери (см. Ахмед Халитов) при II-й мечети г.Троицка. В 1858 г. Р. сам возглавил мус. училище в д. Юлдашевой Верхнеуральского уезда Оренб. губ., а по указу Оренб. губ. правления от 23.05.1859 г. был утвержден к местной мечети в званиях имам-хатыба и мударриса. В это время он сблизился с шейхом Габдулхакимом Курбангалиевым (1809–72) (см. Курбангалиевы) из д. Чердаклы, который посвятил его в члены суфийского братства накшбандийа ответвления муджаддидийа. На обратном пути из хаджа в Мекку и Медину Р. в 1869–70 гг. получил вторичную инициацию под руководством стамбульского шейха Ахмеда Зияутдина Гюмюшханеви (1813–93), который придерживался направления халидийа того же суфийского тариката. Он был известен своими передовыми, реформаторскими взглядами: призывал вести борьбу с деградацией исламских наук, изучать труды и биографии ученых, открыл типографию и целый ряд библиотек в турецких городах. Его личность оказала большое влияние на формирование мировоззрения, духовные поиски и устремления ученика. З. Гюмюшханеви дал Р. звание полного совершенного халифы (преемника), муршида-учителя, и дал разрешение (иджазу) на распространение учения с правом принятия мюридов в братство накшбандийа-халидийа (поэтому Р. именуется еще и Зайнуллой Халиди). После возвращения на родину в 1870 г. Р. широко ввел среди местного населения суфийские практики и атрибуты: громкий зикр – поминание и прославление Аллаха с произнесением вслух Его имен и определенных формул, празднование мавлида, ношение четок. Глубокие познания в богословских науках, правилах шариата, способности врачевания гипнозом и методами народной медицины, дар провидения принесли ему звание ишана – духовного наставника, почитаемого среди мусульман Юж. Урала и Казахстана в качестве святого. У шейха Р. появились собств. ученики (мюриды) из числа имамов, а общее число его последователей в Верхнеуральском, Троицком и Златоустовском уездах доходило до 7 тыс. человек. Стремительный рост популярности Р. среди простого народа, его влияния на местных чиновников заставили сторонников Курбангалиевых обвинить его в распространении ереси и противоправит. пропаганде в пользу Османского гос-ва. По целому ряду доносов он был арестован и на протяжении 8 мес. содержался в Златоустовской тюрьме, а в январе 1873 г. сослан в отдаленный г. Никольск Вологодской губ. В 1876 г. ему облегчили режим и перевели в Кострому, где он хотя бы мог общаться с единоверцами из числа местных татар. По личному ходатайству оренб. муфтия С. Тевкелева в 1881 г. Р. разрешили вернуться на родину. В следующем году он вторично совершил хадж, во время которого снова увиделся со своим стамбульским наставником шейхом Гюмюшханеви. По возвращении из хаджа Р. был приглашен купцом Хабибуллой Габбасовым на должность 2-го муллы V-й мечети г. Троицка, куда он был утвержден указом Оренб. губ. правления от 6.12.1884 г. После отстранения старшего имама И.М. Киреева в 1891 г. Р. возглавил приход. Благодаря Р. Троицк превратился в важнейший центр обучения мусульман Российской империи, а также в опорный пункт дальнейшего распространения суфийского братства накшбандийа-халидийа. Р. всем своим авторитетом поддержал джадидскую реформу И. Гаспринского. Он реформировал приходское медресе на основе внедрения звукового метода обучения, классноурочной системы, расширения в программе светских дисциплин. В 1898 г. он значительно расширил деревянную мечеть, перестроив ее на собств. средства. В 1903 г. шейх передал заведование училищем своему сыну Габдрахману Расулеву, а сам отошел от администр. дел, сосредоточившись на суфийской практике. Тем не менее он продолжал преподавать толкование Корана 1 раз в неделю, оказывал практическую помощь медресе, пожертвовал в 1903 г. 19 тыс. руб. на сооружение нового учебного корпуса и 2-этажного пансионата со столовой для приезжих учеников. Являясь указным имамом, Р. в то же время был крупнейшим неформальным лидером российских мусульман, сделав приход настоящей базой для распространения учения братства накшбандийа. Его обширные познания в шариате и поразительные способности снискали ему огромный авторитет. Как муршид братства он имел множество мюридовучеников, которые стекались к нему не только со всего Урала, но и из Казахстана, Сибири, Кавказа. Джамалетдин Валидов писал «о десятках тысяч мюридов, большинство которых киргизы (казахи. – Авт.) и башкиры». Др. источник нач. XX в. сообщает «под влиянием Зайнуллы-ишана находились сотни мулл, мус. священников во многих городах и селениях ниж. Волги, Урала и Сибири». Рядом с мечетью Р. построил суфийскую обитель (ханака) и даже спецгостиницу (мусафир-хана) для людей, которые приезжали к нему отовсюду за духовным советом и помощью. Первый этаж своего дома Р. отвел под библиотеку, которой передал бесценную коллекцию собранных им книг и 3,5 тыс. руб. вакуфа на содержание и пополнение. Учениками Р. были будущие муфтии ЦДУМ Галимджан Баруди (1857–1921) и Габдрахман Расулев (1881-1950), муфтий ДУМЕС Шакир Хиялетдинов (1890-1965), дагестанский кадый Сайфулла Башларов (1853–1919), имам 3-й соборной мечети Уфы, депутат 2-й Госдумы, редактор официального журнала ОМДС Мухаммедсабир Хасанов (1866–1922), известный сибирский ишан Халил Халилов (1864–?) и мн. др. Р., которого современники называли «духовным королем своего народа», использовал свое огромное влияние для распространения идей исламского обновления и просвещения, всестороннего прогресса мус. сообщества России. Позиция авторитетных богословов – ахуна Троицкого уезда А.А. Рахманкулова и суфийского шейха Р., союз формального и неформального духовных лидеров сыграл определяющую роль в распространении джадидизма на Юж. Урале. В 1901 г. Р. заложил первый камень в основание нового здания казанского медресе «Мухаммадия», которое его мюрид будущий муфтий Г. Баруди превратил в одно из ведущих новометодных учебных заведений страны. Шейх призывал мусульман к изучению светских предметов, овладению техническими специальностями, оказывал моральную и финансовую поддержку выдающемуся поэту Мифтахетдину Акмулле и историку Мураду Рамзи. Он не боялся толковать нормы шариата применительно к новым условиям обществ. жизни, снимая формальные преграды на пути социальноэкономического и культурного развития мусульман: в 1901 г. издал фетву о допустимости обучения мус. детей в русских общеобразовательных и профессиональных школах, в 1908 г. санкционировал своим авторитетом использование звукового метода и преподавание светских дисциплин в мус. училищах, в 1910 г. дал заключение о том, что страхование жизни и имущества от несчастных случаев не противоречит исламу. Р. был автором книг «Божественные истины, постижение которых необходимо для мюридов суфийского братства накшбандийа, славословия и молитвы Аллаху» («Аль-фаваид аль-мухимма ли-ль-муридина ан-накшбадийа ва аль-аврад аль-лисанийа ва ас-салават аль-масура». – Казань, 1899), «Прекрасные статьи» («Макалат “Зайнийа”». – Казань, 1908), «Улемы Троицка и звуковой метод» («Троицк улэмасы вэ усул-и джадидэ». – Оренбург, 1911), «Об азбуке» («Алифба каныда». – Оренбург, 1912). Состоял действительным членом Троицкого мус. благотв. общества. Отец муфтия Габдрахмана Расулева, имама VI-й мечети г. Троицка и Астрахани Габделькадира Расулева, дед писателя Атиллы Расиха (1915–96). Похоронен в 1917 г. на одном из мус. кладбищ г. Троицка. Памятник на могиле шейха совершенно не похож на другие: это стела из полированного красного гранита, сохраняющего до сих пор свой стекловидный блеск. На передней грани эпитафия, каллиграфически выполненная почерком «сульс», буквы покрыты золотой краской. Служит местом зиярата для мусульман Урала, Сибири, Ср. Азии и дальнего зарубежья. Лит.: Абу Абд ал-Рахман ал-Магази. Ал-катра мин бихар ал-хакаик фи тарджумат ахвал машаих аттараик (Капля моря истин из биографий шейхов тарикатов). – Оренбург, б. г., с. 50–51; В.Б[артольд]. Шейх Зайнулла Расулев // Мусульманский мир. – Пг., 1917, вып. 1, с. 73–74; ГАОО, ф. 10, оп. 7, д. 598; Зайнулла Расулев – выдающийся башкирский мыслитель-философ, теолог и педагог-просветитель мусульманского мира. – Уфа, 2008; Зайнулла хазратнын таржемаи хале / Тозучесе Ризаэтдин бин Фахретдин. – Оренбург, 1917; Насыров Р.Х. Шейх Зайнулла Расулев. – Уфа, 2008; Рамзи М. Талфик ал-ахбар ва талких ал-асар фи вакаи Казан ва Булгар ва мулук ат-татар (Известия и сведения о событиях в Казани, Булгаре и татарских правителях). – Оренбург, 1908, т. 2, с. 491–95; Расих А. Ишан отнагы // Казан утлары. – Казань, 1990, № 1, с. 8–68; № 2, с. 15–83; Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60–90-е годы XIX в. – М., 1994, с. 83–85; Он же. Шейх Зайнулла Расулев – ишан и просветитель // Край Оренбургский. Праведной дорогой ислама. – Оренбург, 2007, с. 99–100; ЦГИА РБ, ф. И-11, оп. 1, д. 1533; ф. И-295, оп. 3, д. 7334, 8027; Шейх Зайнулла Расулев. Божественные истины / Сост., коммент. и перевод И.Р. Насырова. – Уфа, 2008; Algar H. Shaykh Zaynullah Rasylev – The Last Great Naqshbandi Shaykh of the Volga-Ural Region // Muslims in Central Asia. – Durham & London, 1992. Д.Д., Г.Вал, Р.Гиз.