Расы

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РАСЫ

человеческие группы, выделяемые на основании исторически возникшей общности наследственно обусловленных биологических особенностей. Расовый комплекс представляет собой мозаику признаков, возникших в разное время на разных территориях.

Источник: Общие понятия и термины этнологии

Расы
подразделения вида Человек разумный, исторически сложившиеся в современном человечестве. Характеризуются общими наследственными физическими особенностями, связанными с единством происхождения и определенной областью распространения. Наиболее отчетливо выделяются 3 большие расы: европеоидная, монголоидная, негроидная.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Расы
человеческие группы, которые выделяются на основании исторически возникшей общности наследственно обусловленных биологических особенностей. В основе старых расовых классификаций лежали внешние физические признаки (обычно визуальные) - цвет кожи, форма волос, строение лица и др. На основе сочетания этих признаков выделяли три расовых комплекса - европеоидный, монголоидный и экваториальный (негро-австралоидный). Эта расовая типология всегда носила условный характер, но тем не менее ее использовали в целях социальной дискриминации в целом ряде государств. В современной науке понятие раса рассматривается как одна из форм социальной классификации.

Источник: Исторический словарь

РАСЫ
человека (франц., ед. ч. race, от итал. razza; первоисточник, вероятно, араб. рас - голова, происхождение) - исторически сложившиеся группы людей, объединенных общностью происхождения, выражающейся в общности наследственных признаков строения тела.

Расы и исторические науки. Сов. историч. наука систематически использует результаты изучения Р. для разработки проблем этногенеза. В основе лежит представление о подчиненности биологии человека законам развития общества и его истории. Эта концепция прямо противоположна одному из наиболее реакц. течений бурж. идеологии - расизму. Вместе с тем сов. наука отвергает и бурж.-либеральную концепцию, согласно к-рой Р. не имеют никакого отношения к истории общества; данная концепция исходит из отрицания расизма, но недопустимо ограничивает всестороннее изучение связи явлений. Изучение Р. играет особенно важную роль в тех случаях, когда речь идет об отдаленном родстве, к-рое не находит отражения ни в историч. источниках, ни в языке, ни в этнографич. данных.

Основой для суждения о родстве Р. продолжают пока оставаться признаки, по к-рым классификация Р. начала строиться еще естествоиспытателями и философами кон. 17-18 вв. (Г. Лейбниц, К. Линней, Ж. Бюффон, И. Кант и др.). К числу этих признаков относятся цвет кожи, особенности волосяного покрова, строение лицевого скелета и мягких частей лица. На сочетании этих признаков основано выделение 3 осн. Р.: негроидной (черной), европеоидной (белой) и монголоидной (желтой). Физич. тип нек-рых групп не укладывается в это тройное деление и их происхождение продолжает оставаться дискуссионным. Сюда относятся австралийцы, меланезийцы, американские индейцы, бушмены, полинезийцы, айны, ведды и др. Эти группы рассматриваются либо как стоящие вне упомянутого тройного деления, либо как обособленные типы одной из трех осн. Р., либо как промежуточные формы между ними.

Каждую на трех осн. Р., в свою очередь, подразделяют на ветви, типы или Р. второго порядка, различающиеся по форме головы, по росту и пропорциям тела и др. признакам, а по отношению к европеоидной Р. еще и по цвету волос и глаз. Однако форма головы и рост иногда существенно изменяются на протяжении нескольких поколений, поэтому их значение для установления родства в общем весьма ограничено.

Между Р., как правило, нет и никогда не было резких границ. Все же полная постепенность переходов в той или иной степени нарушается возникновением т.н. генетич. барьеров, препятствующих, хотя бы частично, брачным связям. Эти барьеры могут быть географическими, но действие их различно на различных этапах развития общества. Существенную роль играют и генетич. барьеры социального свойства: религиозные, сословные и классовые различия, политич. границы, нац.-расовые предрассудки и т. п. Генетич. барьеры приводят к формированию более или менее резких границ между Р., к-рые продолжают существовать и после исчезновения самих барьеров. Поэтому границы между Р. далеко не всегда совпадают с границами распространения языков. Общность языка возникает у групп, не обязательно охваченных брачными связями. Поэтому в одном народе представлены иногда разные Р. и одна и та же Р. распространена порой у разных народов. Этот бесспорный факт послужил, однако, основанием для ошибочного представления о том, что и в формировании расовых различий этнич. общности не играли никакой роли. Отсюда возникло одностороннее внимание к классификации Р., к-рое приводит иногда к метафизич. построениям - вся история Р. рассматривается как цепь их переселений и смешений, а остальные факторы изменения физич. признаков игнорируются. В крайней форме этот подход, получивший название типологического, выражается в попытках определить "расовую принадлежность" каждой особи. Между тем характеристика Р. основана на статистич. критериях: на средних величинах, на процентном распределении. Это особенно существенно в отношении Р. 2-го порядка, различающихся по двум-трем признакам. Пределы вариации каждого признака широко перекрываются, поэтому степень сходства особей не всегда указывает на степень их родства. Сходные признаки могут возникать независимо и даже под влиянием различных генов. Меланезийцы, напр., очень похожи на негров Африки. Однако теперь многие полагают, что по происхождению меланезийцы вместе с австралийцами ближе к монголоидам, чем к африканским неграм а последние ближе к европеоидам. Этот вывод сделан на основе различий в характере наследования внешне сходных признаков (цвет кожи и пр.), а также на распределении различных групп крови, которым наряду с другими признаками с установленной формой наследования придается теперь все большее значение для выявления родства Р. Все же концентрация и этих признаков может очень существенно изменяться под влиянием отбора и т.н. генного дрейфа, т. е. случайной утраты или случайного накопления генов в малых изолированных популяциях. Степень изоляции определяется социальными факторами. Географич. условия играли (и в какой-то мере продолжают играть) роль в закреплении тех или иных физич. признаков путем отбора, но интенсивность действия отбора резко различна на разных этапах развития общества. В общем рост культуры приводит к уменьшению роли приспособления к географич. среде.

В последние годы в антропологии все шире распространяется т.н. популяционистское направление, сосредоточивающее внимание на группах людей, объединяемых брачными связями. Сильные стороны этого учения особенно ясно проявляются в критике типологич. направления, однако крайние сторонники популя-ционизма вообще отрицают существование Р., что не может быть принято.

Разработанные в типологич. учении методы выделения Р., входящих в состав того или иного народа, дают хорошие результаты только в тех случаях, когда смешение действительно имело место. Сведение всех процессов формирования физич. признаков к смешению Р. может привести к беспочвенным фантазиям и к грубому искажению историч. действительности. Деление на "чистые" и "смешанные" Р. не находит основания ни в биологич. свойствах, ни в статистич. критериях. Если смешению не препятствуют генетич. барьеры социального характера, то в первых же поколениях смешанные группы приобретают все свойства "чистых" рас и продолжают считаться смешанными только потому, что нам известна их история. Поэтому деление на "чистые" и "смешанные" Р. отражает лишь уровень наших знаний об условиях их формирования.

История расселения рас. Современная наука стоит на позиции моногенизма, т. е. придерживается гипотезы о происхождении всех людей от одного вида обезьян. Однако уже в раннем палеолите человек заселил около половины территории Старого Света. В течение сотен тысяч лет на этой обширной территории не могли не образоваться различия в физич. типе, о к-рых, однако, наука знает очень мало.

Формирование совр. Р. относится, по-видимому, к эпохе позднего палеолита, степень связи их с Р. раннего палеолита продолжает оставаться дискуссионной. В мезолите или в конце позднего палеолита люди заселяют освободившиеся от ледникового покрова области Сев. Евразии. Расселение происходило как из Европы, так и из Сев. Азии, в результате чего образовалась зона переходных физич. типов между европеоидной и монголоидной Р. Из Сев.-Вост. Азии монголоидные племена проникают через обл. Берингова пролива в Америку и распространяются до южной ее оконечности. Предки австралийцев и меланезийцев заселяют Австралию и Новую Гвинею. С севера в Индостан проникают европеоидные племена (может быть, носители дравидийских языков), смешиваются там с древним населением (родственным с австралийцами). Начиная по крайней мере с неолита монголоидные племена проникают в Юго-Вост. Азию, где также смешиваются с древним австралоидным населением. В Японии монголоиды смешиваются с айнами, предки к-рых тоже были родственны предкам австралийцев. Позднее, уже в эпоху металлов, новые волны монголоидных народов переселяются в Индокитай. Индонезийцы, у к-рых преобладают монголоидные признаки, переселяются на Мадагаскар, где смешиваются с коренным населением негроидной Р. Начинается освоение Полинезии племенами Юго-Вост. Азии, уже значительно смешанными.

Около рубежа нашей эры или несколько ранее начинается т.н. Великое переселение народов. Кочевники Центральной Азии несут с собой признаки монголоидной Р. в Зап. Сибирь, в Казахстан, в Ср. Азию, в причерноморские степи - до Венгрии включительно. Везде происходит смешение с древним европеоидным населением. В 10 в. норманны проникают в Гренландию и в прилегающие области Сев. Америки.

Начиная с 16 в. испанцы и португальцы, а позднее голландцы и англичане заселяют Америку и ввозят туда из Африки рабов-негров. Индейцы местами истреблялись, местами они смешивались с пришельцами. Русские заселяют Сибирь. Голландцы, затем англичане колонизуют Юж. Африку. В 19 в. англичане колонизуют Австралию и Новую Зеландию, усиливается эмиграция из разных стран Европы в Америку (сначала в Северную, а потом гл. обр. в Южную). В конце 19 и в 20 вв. китайцы и в меньшей мере японцы распространяются по всем странам Тихого ок., много индийцев переселяется в Юж. Африку, в Океанию, в Америку. Несмотря на противодействие расистов, естественный процесс смешения Р. идет все более быстрыми темпами, позволяя предвидеть, что в будущем, с ликвидацией антагонистич., экономич. и обществ. отношений в человеч. обществе, физич. различия между людьми будут носить лишь индивидуальный характер и Р. прекратят свое существование.

См. карты на отдельном листе к стр. 896-897.

Лит.: Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, 2 изд., М., 1963 (библ. с. 482-85).

Г. Ф. Дебец. Москва. —***—***—***—

Расселение рас в эпоху позднего палеолита и основные направления переселений до XIX в. н. э.
расы 1

Современное расселение основных рас
расы 2

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено схем по теме — 2

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
0.00 байт

2010. 01. 021. Рисджорд М. Научный сдвиг как политическое действие. Франц Боас и антропология расы.

Ермолаев С. А.
Читать PDF
0.00 байт

2009. 04. 050. Баум Б. Подъем и упадок кавказской расы: политическая история расовой идентичности. B

Уварова Т. Б.
Читать PDF
0.00 байт

Народ-ополченец против «Расы господ» в великой Отечественной войне

Кузнецов Владимир Викторович, Климов Валерий Юрьевич
Данная статья посвящена исследованию человеческого типа, одержавшего победу в великой войне. Наш народ в результате длительного исторического развития приобрел качества народа-ополченца.
Читать PDF
0.00 байт

Нацистский антисемитизм и растление молодежи: миф об «Осквернении расы» в пропаганде Юлиуса Штрейхер

Ермаков А.М.
Рассмотрены содержание и методы распространения антисемитского мифа об «осквернении расы» среди детей и молодежи в нацистской Германии.
Читать PDF
0.00 байт

"Разбитое сердце с веселым напевом": трогательно-комическая модель изображения черной расы в америка

Панова Ольга Юрьевна
В статье рассматривается складывание в американской литературе и культуре (XVIII начало XIX вв.) биполярной модели изображения черной расы в трогательном и комическом ключе, и бытование этой модели на протяжении XIX начала XX вв.
Читать PDF
0.00 байт

Оценка европейцами индивидуально-психологических характеристик человека монголоидной расы по фотогра

Хрисанфова Людмила Аркадьевна, Ярыгина Наталья Юрьевна
Представлены результаты исследования особенностей глазодвигательной реакции испытуемых-европеоидов при рассматривании фотографии лица человека монголоидной расы.
Читать PDF
0.00 байт

Длительность фиксации взора при восприятии европейцами лиц людей европеоидной и монголоидной расы

Хрисанфова Людмила Аркадьевна
Представлены сравнительные результаты исследования особенностей глазодвигательной реакции испытуемых-европеоидов при рассматривании фотографий лица представителей европеоидной и монголоидной рас.
Читать PDF
0.00 байт

Джонсон К. Нарративы идентичности: отрицание сочувствия в консервативных дискурсах расы, класса и се

Читать PDF
0.00 байт

«Стигма расы»: стратегии совладания мигрантов из республик Северного Кавказа в Москве

Козлова Мария Андреевна
Интеграцию представителей «видимых меньшинств» затрудняет давление стигмы, актуализация которой приводит к ограничению доступа к различным ресурсам и деструктивно сказывается на личностной и социальной идентичности индивида.
Читать PDF
0.00 байт

Насилие в местах лишения свободы и интерсекциональность факторов расы/национальности и пола

Белл Керрин Е.
Цель: анализ истории, становления и развития проблемы насилия в местах лишения свободы во взаимосвязи с интерсекциональностью факторов расы/национальности и пола.

Похожие термины:

  • Расы человека

    исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующих в определ