Равноапостольный князь Владимир

Найдено 1 определение
Равноапостольный князь Владимир
Равноапостольный князь Владимир, былинный Владимир Красное Солнышко, герой народного эпоса, являет собой эпоху в истории русского народа, его культуры и государственности.
С его именем связано окончательное объединение восточнославянских земель в единое государство, принятие Русью христианства и укрепление ее международного положения.
Княжение Владимира – богатырский, героический период в истории русского народа, время успешного создания древнерусского государства, время расцвета Киевской державы, период успехов русского оружия, русской дипломатии, складывания и развития яркой культуры восточного славянства, объединенного единством политического и общественного бытия.
Княжение Владимира – это времена богатырей земли русской, их дел богатырских, стольного Киева, Днепра-Славутича, времена доблести, славы, могущества, времена расцвета древнерусской культуры и начала «книжности», эпоха войн и походов, славных сеч богатырских, удалых подвигов русских витязей, их пиров и забав.
На Руси правит «ласковый» князь Владимир Красное Солнышко. Его окружают богатыри. Они полны чувства собственного достоинства, с оружием в руках зорко блюдут интересы Руси на «богатырской заставе», борются с ее «ворогами». На них держится Русь. С ними советуется в своих палатах князь Киевский, сам Владимир Красное Солнышко. Они выполняют его поручения, делают дела, которые не по плечу простому человеку. Среди них знатного рода Добрыня Никитич, Алеша Попович из священно служителей и олицетворение воинов земли Русской, сам «крестьянский сын», излюбленный народный богатырь, могучий, честный, прямой и добрый Илья Муромец.

Великий князь Владимир Святославович

Монеты Владимира Святославича
Их подвиги сказочны, как сказочен и прекрасен сам Киев, как сказочен и прекрасен в представлении народа киевский, героический период его истории; их дела – гордость народа, они – бессмертны, как бессмертен породивший образы своих витязей народ. Все окутано дымкой того оптимизма, который был присущ раннему христианству Киевской Руси, Руси времен Владимира.
Так рисует время киевского князя Владимира наш русский былевой эпос. А былины – это история народа, рассказанная им самим.
Этот подлинный основатель Киевского государства уже не стремится куда-то в «чюжея земли» и не рассматривает Киев как временную стоянку, как базу для бесконечных походов и завоеваний. Для него Киев – «мати градом Русьским», где он собирается обосноваться надолго, навсегда. Его земля – это Русь, Русь Приднепровская, Приильменская, Русь Киева и Чернигова, Новгорода и Полоцка, Смоленска и Переяславля, Русь в широком смысле этого слова, где живет и трудится «словенеск язык», а не заманчивая, сказочно-богатая, но призрачная империя на далеком юге, в поисках которой сложил свою голову его отец Святослав.
Для того чтобы расширить ее границы, укрепить ее положение среди других государств, Владимир готов отправиться в далекий поход, будет воевать и завоевывать, но не для того, чтобы эти новые завоевания сделать «землей своей» и перенести сюда столицу Руси, а для того, чтобы вернуться со славой и победой в свой родной Киев, на берега Днепра-Славутича, в свои княжеские покои и гридницы, к своим боярам и старцам градским, чтобы еще больше усилить Русь.
И если его отец и дед ставили превыше всего «рати», забывая, вернее, не очень интересуясь, «строем землянем» и «уставом землянем», то Владимир первое подчиняет второму, и деятельность Владимира вне Руси определяется его планами внутреннего устройства и жизни Русской державы, а не наоборот, как это было при «передних» князьях, ставивших Русь на службу своим походам и завоеваниям.

Князь Владимир. Икона XV в.
Поэтому Владимир начинает с объединения земель восточного славянства, с собирания чуть было не рассыпавшегося после смерти Святослава здания древнерусской государственности. В 981 г. Владимир совершает поход «к Ляхом и взя грады их, Перемышль, Червен и ины грады». Так присоединена была к Руси западная окраина восточно-славянских земель. Не случайно в западноевропейских источниках эта русская земля, Червоная Русь, Прикарпатье, носила название «Лодомерия» (искажение «Володимерия»)
Продолжая отбивать у поляков западнорусские земли, в 992 г., по летописи, Владимир предпринял поход далеко в глубь Польши, до самого Калиша, и его поход «на хорваты» увенчался победой. И это самое западное восточнославянское племя вошло в состав Киевской державы. Русская земля в Карпатах тянулась, согласно западноевропейским источникам, до самого Кракова (завещание польской королевы Оды).
В связи с укреплением границ Руси на западе был предпринят и поход Владимира в 983 г. «на ятвягы», одно из племен, родственных литовцам.
Владимир «…победи ятвягы, и взя землю их». На этой территории впоследствии сложилась Черная Русь, и с течением времени возникли города Берестье (Брест), Городно (Гродно), Визна, Новогрудок и др.
За Карпатами граница распространения русского населения шла по Дунаю к Грону, по низменности к Солоной и Тиссе, а оттуда до Семиградских Альп и Татр.
Так установились западные границы Руси от Закарпатья и Кракова до Восточной Пруссии.
В эти же годы Владимир присоединяет к Киеву земли вятичей. Под 981 г. летопись сообщает о том, что он «Вятичи победил, и възложи на ня дань от плуга, якоже и отець его имаше». Но вятичи, «заратишася» и «иде на ня Володимер, и победи я второе».
В 984 г. «иде Володимер на Радимичи». Впереди своих войск Владимир отправил воеводу по имени Волчий Хвост. Волчий Хвост встретил радимичских воинов на реке Пищане и разбил их. Разгром на реке Пищане привел к полному подчинению радимичской земли.
Покорение радимичской земли, лежащей у самого великого водного пути «из варяг в греки», объединение русских земель вдоль этой важнейшей магистрали было окончено.
Закончено было и объединение всего восточного славянства в единое Киевское государство.
Для борьбы с печенегами Владимир закладывает Белгород на реке Ирпени, у Киева, укрепляет Переяславль. Борьба с печенегами, тяжелая и беспрестанная, хотя и успешная («…воюия с ними и одоляя им»), породила народные сказания, нашедшие отражения в летописи (об осаде Белгорода печенегами, об единоборстве Яна Усмошвеца с печенежским богатырем).
Объединение восточных славян под единой властью, в составе единого государства, закончилось. Наметились и укрепились границы Руси. На «богатырской заставе» на юге и на севере, на западе и на востоке стояли бесчисленные «вои» Владимира.
Теперь нужно было приниматься за «строй земляней» и «устав земляней».
В те времена в отдельных землях и областях Киевской державы сидели и правили всевозможного рода «светлые и великие князья» – племенные князьки, варяги, скандинавские конунги, «воеводы», вроде Свенельда, и прочие самостоятельные или почти самостоятельные правители.

Ян Усмарь (Усмошвец)

План г. Полоцка, составленный секретарем короля Стефана Батория в 1579 г.
Теперь этой самостоятельности отдельных земель, входивших в состав Киевского государства, приходил конец. Вместо «светлых и великих князей» по городам – центрам отдельных областей Руси – Владимир рассадил своих сыновей, связав таким образом различные земли древней Руси со стольным Киевом династическими, семейными узами.
Владимир посадил по городам четырех своих старших сыновей. Вышеслав сел в Новгороде, Изяслав – в Полоцке, Святополк – в Турове и Ярослав – в Ростове. Судислав сидел в Пскове.
После смерти Вышеслава в Нов-город был посажен Ярослав, в Ростов – Борис, в Муром – Глеб, в Древлянскую землю – Святослав, во Владимир-на-Волыни – Всеволод, в Тмутаракань – Мстислав, в Смоленск – Станислав, на Волынь, по сообщению позднейшей, Густынской летописи XVII в., – Позвизд.

Вид Мурома
Сыновья Владимира не были прочно, на всю жизнь, связаны с определенным городом и землей. Это не было еще деление Руси на отчины-уделы. Они лишь правили Русью, вернее, ее отдельными частями, от имени великого князя Киевского, они были лишь помощниками отца, участниками княжеского управления. Они не могли заявить, как позднее, «се мое», ибо были лишь совладельцами всего того, что принадлежало всему княжескому «роду», всей семье в целом. Поэтому было бы грубейшей ошибкой считать, что «посажение» Владимиром сыновей по городам и землям Киевской державы есть как бы начало раздробления древней Руси.
Наоборот, таким путем Владимир сплачивал русские и нерусские земли Киевской державы в единое государство.

Источник: Славянская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF

Cвятой равноапостольный князь Владимир как новый Константин

Василик Владимир Владимирович
В статье рассматривается образ св. равноапостольного князя Владимира какнового Константина в посвященных ему церковно-поэтических текстах. Образ св.
Читать PDF

Рецензия на книгу "Святой равноапостольный князь Владимир. Минск : Звязда, 2015"

Щеглов Гордей Эдуардович
Беларусь, князь Владимир, Крещение Руси, Россия, Украина
Читать PDF

Святой равноапостольный князь владимир и крещение Руси (к чествованию памяти в связи с 1000-летием п

Петров Алексей Владимирович
Статья посвящена Крещению Руси и князю Владимиру. Выявляется первичность духовной причины Крещения.
Читать PDF

Князь Владимир, святой, равноапостольный. . . (из истории русско-скандинавских церковно-литературных

Архим. Августин (Никитин)
В статье прослеживаются историко-литературные связи России и Скандинавии в ХVII-ХIХ веках на материале произведений, в которых так или иначе затрагивались образ св. князя Владимира и Крещение Руси.