окончательное разделение христиан. Церкви на католич. (западную) и православную (восточную). Начало процессу р.ц. было положено разделом в конце IV в. Рим. империи на Западную и Восточную. В дальнейшем этот процесс обусловливался различными ист. судьбами Зап. Европы и Византии и христианства в них.
Уже в IV в. выявилось соперничество за лидерство в христиан, церкви между епископами двух крупнейших центров христианства — Рима и Константинополя. Определенные расхождения в догматике, обрядности, в церк. организации между ними существовали и ранее, но особенно они обострились и умножились в Раннем и нач. Высокого Средневековья. Разными были языки богослужения: латинский — на западе, греч. и ряд местных языков — на востоке; в Зап. Европе крестились всей ладонью, в Византии — тремя пальцами; на востоке хлебом и вином причащались и священники, и миряне, причем хлеб был квасным, на западе же миряне причащались только хлебом, и хлеб был пресным (облатки); в Зап. Европе все духовенство обязано было строго соблюдать целибат, а в Византии священнослужители (кроме епископов) могли вступать в брак; вост. монашество, в отличие от западного, не знало монашеских орденов; в XI в. обострился спор о филиокве.
Острые конфликты между папами римскими и константинопольскими патриархами случались и до сер. XI в. Напр., в 858 г. непризнание папой римским Николаем I константинопольского патриарха Фотия и стремление папы подчинить себе христиан Болгарии привело к взаимным анафемам папы и патриарха. Конфликт 1054 г. разгорелся из-за спора о церк. юрисдикции над Юж. Италией. В ходе его константинопольский патриарх Михаил Керуларий и папа римский Лев IX обвинили возглавляемые ими церкви в догматических и культовых ошибках. Папа отправил в Константинополь своих легатов, которые в храме св. Софии прямо во время богослужения возложили на алтарь буллу, которая отлучала от церкви патриарха и его последователей. Михаил Керуларий тут же созвал собор, который предал анафеме папу и его сторонников. Взаимные анафемы были сняты только в 1965 г.
Р.ц. по сути зафиксировал уже сложившееся разделение христиан, мира на «мир католический (латинский)» и «мир православный (греческий)». Западноевропейцы и византийцы с неприязнью и враждебностью относились друг к другу. Византийцы считали себя истинными преемниками величия и традиций Древнего Рима, западноевропейцев же они считали пришлыми варварами, людьми грубыми, жестокими, необразованными. Обитателям Зап. Европы византийцы представлялись изнеженными людьми, живущими в незаслуженной роскоши, не умеющими должным образом обращаться с мечом. Завоевание Константинополя крестоносцами в 1204 г. еще более усугубило неприязнь между католиками и православными.
Лит.: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992; Лозинский СГ. История палства. М, 1986.