РАЗОРУЖЕНИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

РАЗОРУЖЕНИЕ
система мероприятий, осуществление которых должно привести к полному уничтожению или существенному сокращению средств ведения войны и создания предпосылок для устранения угрозы ее возникновения.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Разоружение
Разоружение (disarmament), система мероприятий, направленная на сокращение или ликвидацию вооруж. сил и вооружений. Попытки достичь Р. посредством заключения междунар. соглашений предпринимались еще до 1-й мировой войны, но лишь в 1932 г. состоялась Женевская конференция по разоружению. В 1952 г. в Женеве была создана постоянная Конференция ООН по разоружению. Нац. движения в отд. странах частовыдвигают требования одностороннего Р., напр. Дви-жение за ядерное разоружение. Обычно пр-ва заключают двусторонние соглашения по сокращению вооружений и контролю над вооружениями, а многосторонние соглашения обычно подписываются под эгидой междунар. орг-ций или Конференции ООН.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

РАЗОРУЖЕНИЕ
меры по установлению контроля над гонкой вооружений и по сокращению вооружений. В их современном виде идеи Р. стали разрабатываться пацифистами в конце XIX в. как средство предотвращения войн. Первым договором о Р. был «договор пяти» об ограничении морских вооружений, подписанный в 1922 г. на ВАШИНГТОНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. В 1925 г. был принят Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых иди других подобных газов и бактериологических средств. Но усилия ЛИГИ НАЦИЙ по всеобщему Р. в 20-30-х гг. не увенчались успехом. После ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ проблема Р. приобрела особую остроту в связи с появлением ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ, создавшего угрозу существованию человеческой цивилизации. С увеличением количества ядерных боеприпасов и быстрым совершенствованием средств их доставки СССР и США испытывали все большее беспокойство относительно своей безопасности. В 60-х гг. они предприняли первые шаги по установлению совместного контроля над ракетно-ядерным оружием. В 1963 г. был подписан договор о ЗАПРЕЩЕНИИ ИСПЫТАНИЙ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ в атмосфере, космическом пространстве и под водой. В 1968 г.-договор о НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ. В 1969 г. были начаты советско-американские переговоры об ограничении гонки ядерных вооружений, которые завершились подписанием договора об ограничении стратегических вооружений, по которому стороны решили не создавать полномасштабных систем ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ и установить потолки увеличения стратегических наступательных средств (межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет на атомных подводных лодках и стратегических бомбардировщиков). В 1973 г. были начаты переговоры об ограничении войск и обычных вооружений в Центральной Европе. Все эти переговоры были прерваны или заморожены в начале 80-х гг. в связи с обострением советско-американских отношений. Они возобновились и приняли конструктивный характер после провозглашения ГОРБАЧЕВЫМ идеи нового политического мышления. В 1987 г. был подписан договор о ликвидации ракет средней дальности СССР и США в Европе. Это был первый договор о реальном сокращении ядерных вооружений. В том же году был одобрен договор об ограничении войск и вооружений в Центральной Европе. В 1991 г. был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), который впервые предусматривал серьезное сокращение стратегического наступательного потенциала. В 1993 г. в рамках российско-американских переговоров подписан договор СНВ-2, предусматривающий дальнейшее, еще более радикальное сокращение стратегических вооружений. В том же году была подписана конвенция о запрещении производства и применения химического оружия. В 1995 г. международная конференция бессрочно продлила договор о нераспространении ядерного оружия.

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

РАЗОРУЖЕНИЕ
система мероприятий, осуществление к-рых должно привести к уничтожению или существенному сокращению средств для ведения войн. В совр. условиях в связи с наличием в мире ядерного, термоядерного и др. оружия массового уничтожения людей и ценностей, созданных развитием человеческой культуры, Р. стало важнейшей междунар. проблемой, требующей своего безотлагат. решения в целях обеспечения всеобщего мира, укрепления безопасности народов и содействия их прогрессу.

В широком ист. понимании идея Р., как средства, способного помешать вооруж. конфликтам и войнам, существует с древних времен. Однако в обществе, разделенном на антагонистич. классы, выступления за Р. использовались господств. классами для целей политич. маневрирования, воен. ослабления противников и сокрытия мер, направленных на увеличение своего собств. воен. потенциала. В условиях рабовладельч. общества, феодализма, капитализма проблема Р. не могла найти своего решения, поскольку в обществе, построенном на эксплуатации человека человеком, система истребления человека человеком является столь же закономерной, как и система эксплуатации. С наступлением эпохи империализма резкое усиление милитаризма и гонки вооружений, приспособление осн. функций империалистич. держав к целям ведения борьбы за передел мира превратили в фикцию все переговоры о Р., к-рые время от времени велись между гос-вами. Примером этого могут служить 1-я и 2-я Гаагские конференции мира 1899 и 1907, к-рые не смогли выработать никаких согласов. решений о сокращении или ограничении вооружений и сведись лишь к рассмотрению и кодификации положений в области законов и обычаев войны (см. Гаагские конвенции 1899 и 1907). Фальшь и декларативность принятых на этих конференциях пожеланий об "ограничении расходов на воен. дело" и об "ограничении сухопутных и морских военных сил и военных бюджетов" были очевидны в свете военных приготовлений государств к мировой войне 1914-18, унесшей десятки миллионов человеческих жизней.

Возникновение Сов. гос-ва в результате Вел. Окт. социалистич. революции, а затем образование мировой системы социализма создали предпосылки для позитивного решения проблемы Р. Социалистич. страны заинтересованы в исключении войн из жизни общества в создании наиболее благоприятных, т. е. мирных, условий для строительства социализма. Их позиция в вопросах Р. принципиально отлична от позиции империалистич. держав, монополистич. слои к-рых заинтересованы в расширении произ-ва вооружений и войнах, как средстве достижения своих экономич. и политич. целей. Сов. Союз и др. социалистич. страны, выдвинувшие лозунг мира в качестве одного из осн. принципов своей внешней политики, являются надежным оплотом человечества в борьбе против захват-нич. войн, за мир и безопасность народов. С первых шагов своего существования они выступают последовательными и настойчивыми борцами за Р.

На первой же междунар. конференции, в к-рой приняли участие сов. представители (см. Генуэзская конференция 1922), Сов. гос-во поставило вопрос о всеобщем сокращении вооружений. Хотя это предложение было снято с обсуждения, тем не менее инициатива сов. делегации способствовала принятию Лигой наций в 1922 резолюции, предусматривавшей ограничение вооружений. На Московской конференции 1922 Сов. пр-во выдвинуло принцип пропорционального сокращения вооружений, а на Римской конференции экспертов Лиги наций в февр. 1924 - предложение о всеобщем сокращении вооружений. Эти предложения Сов. пр-ва были отклонены. В 1927 и 1928 на сессиях подготовит. комиссии Лиги наций к конференции по разоружению делегация СССР вновь выступила с Декларацией о всеобщем, полном и немедленном разоружении, а после ее отклонения представила в 1928 проект частичного разоружения, к-рый также не был принят. Советская Декларация стала важным ист. событием. Впервые в мире пр-во великой державы внесло конкретные предложения о всеобщем и полном разоружении. На Международной конференции по разоружению 1932-35 СССР внес 2 предложения - о полном и всеобщем Р. и о пропорциональном и прогрессивном сокращении вооружений, а также проект конвенции об определении агрессии. Однако из-за позиции империалистич. гос-в конференция не дала положит. результатов. Политич. спекуляция империалистич. гос-в в вопросах Р. и проводившаяся ими гонка вооружений явились важными факторами, ускорившими развязывание второй мировой войны 1939-45.

По окончании 2-й мировой войны народы мира возложили определенные надежды в вопросах Р. на Организацию Объединенных Наций (ООН). В значит. степени благодаря Сов. Союзу в Уставе ООН было специально оговорено обязательство всех членрв ООН рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности, в т. ч. принципы, определяющие Р. и регулирование вооружения. Однако зап. державы всемерно препятствуют достижению этой орг-цией и ее органами положит. результатов в вопросах Р.

На 1-й сессии Ген. Ассамблеи ООН СССР внес 29 окт. 1946 проект резолюции о всеобщем сокращении вооружений. 14 дек. 1946 Ген. Ассамблея приняла резолюцию "О принципах всеобщего регулирования и сокращения вооружений", в основу к-рой, хотя и не в полной мере, легли сов. предложения. Однако зап. державы не пошли по пути выполнения этой резолюции.

Еще в 1945 по инициативе СССР на Московском совещании министров иностр. дел Советского Союза, США и Англии была достигнута договоренность относительно образования при ООН Комиссии по атомной энергии. 1-я сессия Ген. Ассамблеи ООН (1946) единодушно приняла решение об учреждении этой комиссии в составе 12 членов (11 государств - членов Совета Безопасности и Канада). 19 июня 1946 Сов. пр-во представило на рассмотрение комиссии проект междунар. конвенции о принятии гос-вами обязательств не применять атомного оружия, запретить его произ-во и хранение, уничтожить в 3-месячный срок весь запас готовой и накопленной продукции этого оружия. США, поддержанные Великобританией и нек-рыми др. зап. гос-вами, противопоставили сов. предложению т.н. план Баруха о контроле над атомной энергией, к-рый фактически не предусматривал запрещения атомного оружия и был направлен на то, чтобы сохранить за США монополию в вопросах использования атомной энергии (замаскированную созданием "междунар. органа", в к-ром США заняли бы господствующее положение) и обеспечить их вмешательство во внутр. дела др. гос-в.

В 1947 СССР внес на рассмотрение комиссий ООН по обычным вооружениям (созд. в 1947) и по атомной энергии ряд предложений, увязывающих вопрос о всеобщем сокращении вооружений и вооруж. сил с задачей запрещения атомного и др. видов оружия массового уничтожения при установлении строгого междунар. контроля над всеми предприятиями, занятыми добычей атомного сырья и произ-вом атомных материалов и атомной энергии. На 3-й сессии Ген. Ассамблеи ООН (1948-49) СССР предложил в сент. 1948 в качестве первого шага сократить на 1/4 в течение 1 года вооруж. силы и вооружения постоянных членов Совета Безопасности - СССР, Китая, США, Великобритании и Франции, одновременно запретив атомное оружие и учредив в рамках Совета Безопасности междунар. орган для наблюдения и контроля за осуществлением этих мероприятий. Однако зап. державы не допустили принятия советских предложений. В то же время под давлением США в ноябре 1948 Ассамблея приняла резолюцию, утверждавшую рекомендации Комиссии ООН по атомной энергии, в основу которых был положен план Баруха. СССР и ряд других государств голосовали против этой резолюции.

К 1949 СССР уже овладел произ-вом атомного оружия. Вместе с тем Сов. гос-во, оставаясь верным своей политике мира, не прекратило борьбы за запрещение оружия массового уничтожения и за Р. в целом. На 5-й сессии Ген. Ассамблеи ООН (1950-51) СССР предложил, чтобы США, Великобритания, Франция, Китай и СССР заключили между собой пакт по укреплению мира и сократили свои вооруж. силы в течение 1950-51 на 1/3. 6-я сессия Ген. Ассамблеи ООН (1951-52) 11 янв. 1952 приняла резолюцию об учреждении в рамках Совета Безопасности новой, единой Комиссии по Р. (две ранее существовавшие комиссии - по атомной энергии и обычным вооружениям - упразднялись). На этой сессии СССР вновь внес ряд предложений по Р., в т. ч. предложение созвать не позднее 1 июня 1952 Всемирную конференцию для рассмотрения вопроса о сокращении вооружений и запрещении атомного оружия. С предложениями о созыве указанной конференции СССР выступал также в 1954 и 1955; однако они отклонялись зап. державами.

Все эти годы США и их союзники продолжали упорно цепляться за план Баруха, стремясь сохранить за собой монопольное право продолжать в течение неопределенного времени произ-во атомных бомб. Что касается сокращения вооруж. сил и обычных вооружений, то нек-рые державы выдвигали фальшивый тезис о том, что никакие практич. мероприятия по уменьшению армий невозможны до тех пор, пока не будет обеспечена "междунар. безопасность" и в этих целях не будет выполнен ряд "предварительных условий", в частности таких, как создание междунар. вооруж. сил ООН, принятие плана Баруха, заключение на условиях зап. держав мирных договоров с Германией и Японией и т.д. На 7-й сессии Ген. Ассамблеи ООН в 1952 предложения об укреплении мира и и дружеств. сотрудничества между народами внесла Польша. Этими предложениями предусматривалось, в частности, сокращение в течение 1 года на 1/3 (от их тогдашней численности) вооружений великих держав - США, СССР, Англии, Франции и Китая, запрещение атомного и всех видов оружия массового уничтожения и установление строгого междунар. контроля за исполнением этих решений всеми гос-вами. Предлагалось также призвать гос-ва, не присоединившиеся к Женевскому протоколу 1925 о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и др. подобных газов и бактериологических средств или не ратифицировавшие этот протокол, присоединиться к нему или ратифицировать его. Зап. державы не допустили принятия этих предложений, так же как и сходных с ними предложений СССР на 8-й сессии Ген. Ассамблеи ООН (1953).

Несмотря на то что СССР в 1953 первым овладел произ-вом термоядерного оружия (водородная бомба), Сов. пр-во, верное принципам борьбы за мир и Р., 21 дек. 1953 выступило с предложением, чтобы гос-ва приняли на себя обязательство не применять атомного и др. оружия массового уничтожения. Однако этот миролюбивый шаг СССР не встретил поддержки со стороны зап. держав.

В марте - апр. 1955 зап. державы, пытаясь создать впечатление о своей готовности пойти на достижение соглашения о Р., заявили в Комиссии ООН по Р. о согласии, чтобы полное запрещение применения атомного и др. оружия массового уничтожения было осуществлено после сокращения вооружений и вооруж. сил на 75% согласованных норм; уровни вооруж. сил для СССР, США и Китая предлагалось установить в размере от 1 млн. до 1,5 млн. чел., а для Великобритании и Франции - по 650 тыс. чел. О том, что это был очередной маневр зап. держав, свидетельствовала их позиция по вопросу об осуществлении контроля за Р.: зап. державы ставили на первое место "выявление и проверку", подменяя т. о. сбором разведывательной информации действит. контроль за сокращением вооружений и запрещением атомного оружия. Сов. пр-во, стремясь продвинуть вперед вопрос о Р., внесло 10 мая 1955 в Комиссию по Р. предложения, к-рые занимают одно из важнейших мест в истории переговоров по этой проблеме. Сов. программа предусматривала осуществление целого ряда мер, относящихся к устранению угрозы новой войны, укреплению доверия менаду гос-вами и осуществлению широкого и всеобъемлющего Р. Предложения СССР содержали осн. положения проекта междунар. конвенции о сокращении вооружений и запрещении атомного оружия с установлением эффективного междунар. контроля. Стремясь к взаимопониманию, Сов. Союз согласился с рядом осн. предложений по вопросам Р., к-рые формулировались до этого зап. державами. СССР принял предлагавшиеся ими уровни вооруж. сил; им были также приняты выдвинутые зап. державами стадии осуществления мероприятий по Р.; в связи с тем, что зап. державы настаивали на применении ядерного оружия в случае обороны, СССР дал согласие и на такое его применение при условии принятия соответств. решения Советом Безопасности. Однако зап. державы уклонились от рассмотрения предложения СССР от 10 мая 1955. Ссылаясь на предстоящее совещание глав пр-в СССР, США, Великобритании и Франции, они прервали в комиссии переговоры о Р.

На Женевском совещании глав правительств четырех держав 1955 сов. делегация высказалась за то, чтобы гос-ва - участники совещания в самый короткий срок приняли на себя обязательство не применять первыми атомного и водородного оружия и призвали бы др. гос-ва поступить таким же образом. Амер. делегация выдвинула на совещании предложения об обмене воен. информацией между СССР и США и проведении взаимных аэрофотосъемок терр. обеих стран (т, я. план "открытого неба"), что на деле не имело отношения к проблеме Р. и преследовало лишь цель легализовать получение иностр. гос-вами разведывательных данных на терр. СССР.

При возобновлении работы подкомитета Комиссии по Р. (апрель 1956) зап. державы отказались от своих прежних предложений по Р., с к-рыми согласился Сов. Союз, и, в частности, от предложения об уровнях вооруж. сил и выдвинули новые уровни: для СССР, США и Китая - 2,5 млн. чел., Великобритании и Франции - 750 тыс. чел., остальных гос-в - не св. 500 тыс. чел.

Для того чтобы вывести проблему Р. из тупика, пр-во СССР 17 нояб. 1956 выдвинуло новую программу Р., приобретавшую особое значение для укрепления мира в связи с начавшейся англо-франко-израильской агрессией против Египта.

Предложения СССР от 17 нояб. 1956 предусматривали: 1) сократить в течение 2 лет вооруж. силы СССР, США и Китая до 1 - 1,5 млн. чел., Великобритании и Франции - до 650 тыс. чел.; в качестве первого шага к этому - сократить в течение первого года вооруж, силы СССР, США и Китая до 2,5 млн. чел., а вооруж. силы Великобритании и Франции - до 750 тыс. чел. для каждого из этих гос-в; 2) осуществить в течение указанного срока (2 года) запрещение атомного и водородного оружия и в качестве первого шага - немедленно прекратить его испытания; 3) сократить в 1957 на 1/3 вооруж. силы СССР, США, Великобритании и Франции, размещенные на терр. Германия, с установлением соответств. контроля за этим сокращением; 4) осуществить в 1957 значит. сокращение вооруж. сил США, Великобритании и Франции, размещенных на терр. стран - участниц Северо-атлантич. пакта, и Вооруж. Сил СССР, размещенных на терр. стран - участниц Варшавского договора 1955; 5) ликвидировать в течение 2 лет иностр. воен. базы на терр. др. гос-в; 6) сократить воен. расходы; 7) установить междунар. контроль за выполнением гос-вами обязательств по Р.; 8) в целях предупреждения внезапного нападения одного гос-ва на другое установить на терр. гос-в на взаимных началах контрольные посты в крупных портах, на ж.-д. узлах и автомагистралях. Пр-во СССР пошло навстречу зап. державам и изъявило готовность рассмотреть вопрос о применении аэрофотосъемок в районе расположения в Европе осн. вооруж. сил Северо-атлантич. блока и стран - участниц Варшавского договора с расчетом на глубину до 800 км на В. и на З. от линии разграничения указанных выше вооруж. сил при согласии соответств. гос-в. Сов. пр-во указывало, что после реализации этих мероприятий следует поставить вопрос о полной ликвидации вооруж. сил и вооружений всех типов с сохранением у гос-в лишь таких контингентов милиции (полиции), к-рые необходимы для поддержания внутр. безопасности и охраны границ. Сов. пр-во предложило заключить пакт о ненападении между странами, входящими в Северо-атлантич. союз, и странами - участницами Варшавского договора. Наряду с продолжением усилий в поисках решения проблемы Р. в органах ООН пр-во СССР предложило также созвать для этой цели совещание глав пр-в СССР, США, Великобритании, Франции и Индии. Однако и эта мирная инициатива СССР не нашла поддержки со стороны зап. держав. На 11-й сессии Ген. Ассамблеи ООН (1956-57), на рассмотрение к-рой были внесены сов. предложения от 17 нояб. 1956, зап. державы продолжали саботировать дело Р. На этой сессии, в янв. 1957, СССР внес проект резолюции, призывавшей гос-ва, производящие испытания ядерного оружия, безотлагательно их прекратить. В др. проекте СССР предлагал созвать спец. сессию Ген. Ассамблеи по проблеме Р. 21 сент. 1957 Сов. пр-во передало на рассмотрение 12-й сессии Ген. Ассамблеи ООН (1957) меморандум о частичных мероприятиях в области Р. На этой же сессии делегацией Польши было выдвинуто предложение о создании в центре Европы безатомной зоны (см. Рапацкого план).

Особое место на 12-й сессии заняла дискуссия о деятельности Комиссии ООН по Р. и ее подкомитета. США, Великобритания и их союзники навязали такой состав новой Комиссии по Р., в к-ром из 25 членов 16 являлись участниками различных воен. блоков, руководимых зап. державами. В связи с тем, что это исключало возможность плодотворных переговоров по Р., СССР отказался от участия в работе Комиссии; аналогичные шаги предприняли также 2 др. ее члена - Чехословакия и Польша.

Учитывая, что из-за позиции, занятой Западом, достижение соглашения по проблеме Р. в целом наталкивается на непреодолимые трудности, Сов. пр-во (в своих предложениях от 8 янв. и 5 мая 1958 о созыве и повестке дня Совещания глав пр-в четырех держав) сочло возможным, в создавшихся условиях, рекомендовать метод ее постепенного решения.

Сов. предложения, в частности, предусматривали: рассмотрение вопросов о безотлагат. прекращении испытаний атомного и водородного оружия; отказ от применения всех видов атомного, водородного и ракетного оружия; создание в Центр. Европе зоны, свободной от этого оружия; заключение между гос-вами пакта о ненападении; запрещение использования космич, пространства в воен. целях; междунар. сотрудничество в области изучения космич. пространства; ликвидацию иностр. воен. баз на чужих терр.; сокращение численности иностр. войск, находящихся на терр. Германии и в пределах др. европ. гос-в; предупреждение внезапного нападения одного гос-ва на другое.

Идя по пути поисков взаимоприемлемых соглашений о Р., Сов. Союз одновременно стремился положить практич. начало разрешению этой проблемы. Пр-во СССР в 1955-58 сократило численность своих Вооруж. Сил на 2 млн. 140 тыс. чел., ликвидировало свою последнюю базу на иностр. терр. (Порккала-Удд) и в период с 31 марта по кон. окт. 1958 односторонне прекратило испытания ядерного оружия (в кон. окт. 1958 Сов. пр-во возобновило испытания, что было вызвано интересами укрепления обороны страны, т.к. США и Великобритания не последовали примеру СССР и вместо прекращения испытаний даже увеличили число ядерных взрывов; 29 авг. 1959 Сов. пр-во опубликовало заявление, в к-ром говорилось, что оно не возобновит ядерных взрывов, если зап. державы не возобновят испытаний атомного и водородного оружия). В 1955-58 вооруж. силы др. стран социализма (в Европе) были сокращены на 456,5 тыс. чел.

На 13-й сессии Ген. Ассамблеи ООН (1958) СССР внес на рассмотрение меморандум о мероприятиях в области Р. и в качестве отд. пунктов повестки дня предложил обсудить вопрос о прекращении испытаний атомного и водородного оружия, о сокращении воен. бюджетов СССР, США, Великобритании и Франции на 10-15% с использованием части сэкономленных средств на оказание помощи слаборазвитым странам, о запрещении использования космич. пространства в воен. целях, ликвидации воен. баз на чужих терр. и др. Однако под давлением США и нек-рых др. зап. держав соответствующие сов. проекты резолюций были отклонены. Принятые на сессии резолюции по вопросам Р., отвечавшие интересам зап. держав, были направлены на дальнейшее затягивание и срыв достижения соглашения по проблеме Р.

В кон. 1958 в Женеве были созваны по инициативе СССР совещание экспертов СССР, США и Великобритании по вопросу о мерах по предотвращению внезапного нападения и совещание представителей этих же держав по вопросу о прекращении испытаний ядерного оружия, не принесшие, однако, положительных результатов в связи с препятствиями, к-рые чинили зап. державы решению поставленных вопросов.

Новый этап в борьбе миролюбивых народов за Р. наступил после того, как Сов. гос-во проявило еще одну мирную инициативу и 18 сент. 1959 внесло на рассмотрение 14-й сессии Ген. Ассамблеи ООН (1959) Декларацию Сов. пр-ва о всеобщем и полном Р. с конкретными предложениями по этому вопросу. Претворение в жизнь сов. плана Р. в корне устранило бы самую возможность развязывания войн, поскольку гос-ва были бы лишены материальных средств их ведения.

СССР предложил осуществить программу всеобщего и полного Р. тремя этапами в течение 4 лет. Предусматривалось, в частности, следующее: роспуск всех вооруж. сил (сухопутных, воен.-мор. и воен.-возд.) и запрещение их восстановления в любой форме; уничтожение всех видов вооружений и боевых запасов, как находящихся в вооруж. силах, так и на складах; ликвидация всех воен.-мор. судов и воен. авиации; полное запрещение атомного и водородного оружия, прекращение произ-ва всех видов этого оружия и ликвидация его запасов; полное прекращение произ-ва и уничтожение всех видов ракетного оружия, включая космич. ракеты воен. назначения; запрещение произ-ва, владения и хранения средств химич. и бактериологич. войны и уничтожение запасов этих видов оружия; ликвидация воен. баз на чужих терр. и всех установок для запуска ракет; ликвидация воен. произ-ва на воен. заводах и воен.-производств. установок на заводах общей пром-сти; упразднение всех воен. учреждений (воен. министерств, ген. штабов и т.д.) и прекращение всякого воен. обучения; запрещение в законодат. порядке воен. пропаганды. После осуществления этих мероприятий в распоряжении гос-в должны были остаться лишь строго ограниченные согласованные для каждой страны контингенты полиции (милиции), вооруженные легким стрелковым оружием и предназначенные исключительно для поддержания внутр. порядка и защиты личной безопасности. Для наблюдения за своеврем. выполнением этих мероприятий предлагалось учредить спец. междунар. контрольный орган в составе всех гос-в. В случае, если зап. державы не выразили бы своей готовности пойти на всеобщее и полное Р., СССР одновременно изъявил согласие договориться о соответствующих частичных шагах по Р.: о создании безатомной зоны в Центр. Европе, о заключении пакта о ненападении между гос-вами НАТО и гос-вами - участниками Варшавского договора, о выводе всех иностр. войск с терр. европ. гос-в и ликвидации воен. баз на чужих терр., о соглашении с целью предотвращения внезапного нападения одного гос-ва на другое и т.д.

Идея всеобщего и полного Р. была единодушно поддержана 14-й сессией Ген. Ассамблеи ООН. На сессии все гос-ва присоединились к проекту резолюции Ген. Ассамблеи о всеобщем и полном Р., стали его соавторами и сделали, таким образом, излишним голосование проекта. Ассамблея приняла решение передать сов. план Р. для детального рассмотрения в Комиссию ООН по Р. и К-т 10-ти гос-в, учрежденный в соответствии с договоренностью великих держав в составе пяти зап. (США, Великобритания, Франция, Италия, Канада) и пяти социалистич. (СССР, Польша, Чехословакия, Румыния, Болгария) гос-в. Так же единодушно Ген. Ассамблея призвала участников женевских переговоров по прекращению испытаний ядерного оружия не возобновлять этих испытаний и ускорить заключение междунар. соглашения по данному вопросу.

Для того чтобы практически помочь делу Р., в янв. 1960 Верх. Совет СССР принял закон о сокращении Сов. Вооруж. Сил на 1 млн. 200 тыс. чел. Это решение было актом доброй воли, к-рый должен был побудить др. гос-ва к встречным действиям в области Р. Предложение пр-ва СССР о всеобщем и полном Р., отражающее общую позицию гос-в - участников Варшавского договора, а также решение о сокращении Сов. Вооруж. Сил были встречены с большим одобрением народами всего мира. Однако зап. державы не поддержали инициативы Сов. пр-ва.

15 марта 1960 в Женеве начал работу К-т 10-ти гос-в по Р. Сов. Союз и др. социалистич. страны пришли на эти переговоры с твердым намерением выполнить решение ООН о всеобщем и полном Р. Иную линию в К-те 10-ти заняли представители зап. держав, поставившие под сомнение тот очевидный факт, что К-ту была поручена разработка программы всеобщего и полного Р. Вся суть представленного ими т.н. "западного плана" сводилась к установлению и осуществлению мероприятий по контролю без Р., к контролю над вооружениями, фактически к сбору разведывательных сведений; при этом зап. державы категорически выступили против установления сроков для осуществления не только всей программы, но и каждого отд. этапа Р. Для того чтобы придать все же переговорам деловой, практич. характер, делегации социалистич. гос-в совместно внесли 8 апр. 1960 на рассмотрение К-та "Осн. принципы всеобщего и полного Р.", имея в виду принять решение хотя бы по таким общим вопросам, как определение всеобщего и полного разоружения, и договориться о том, что разоружение должно проводиться по этапам, в строго обусловленный срок и под междунар. контролем, что по осуществлении программы Р. гос-ва будут располагать ограниченными контингентами полиции (милиции) для поддержания внутр. порядка и др. Однако зап. державы отклонили предложение социалистич. стран, не высказав по нему ни одного замечания. Видя несостоятельность своей позиции и ту неблагоприятную реакцию, к-рую она вызвала в мире, зап. державы попытались (кон. апр. 1960) изобразить все же себя в глазах мировой общественности сторонниками всеобщего и полного Р. С этой целью они внесли в К-т документ, получивший назв. предложения "относительно принципов и условий всеобщего и полного Р.", в к-ром речь шла о таком сокращении и ограничении вооруж. сил и вооружений, к-рое всецело отвечало только их интересам.

В мае 1960 в Париже должно было состояться совещание глав пр-в СССР, США, Великобритании и Франции, к к-рому Сов. пр-во подготовило предложения о всеобщем и полном Р., развившие ранее выдвигавшуюся им программу с учетом ряда соображений, высказанных зап. державами. Поскольку в результате провокац. действий разведывательной авиации США над терр. СССР совещание было сорвано, Сов. пр-во направило эти предложения главам пр-в всех стран мира и в июне 1960 представило их на рассмотрение К-та 10-ти.

Новые предложения СССР оставались программой полного Р., но в ней была изменена последовательность мероприятий по этапам. Сов. пр-во соглашалось, в частности, начать Р. с уничтожения всех средств доставки ядерного оружия, хотя к тому времени СССР располагал общепризнанным превосходством в наиболее современных и эффективных средствах такого рода - в межконтинентальных баллистич. ракетах; также с учетом пожеланий зап. держав на второй этап переносилось крупное сокращение вооруж. сил, а завершение ликвидации этих сил - на третий этап; в новой программе Р. были детально разработаны положения о всеобъемлющем и строгом междунар. контроле; в ней предусматривалось обязательство гос-в предоставлять в необходимых случаях в распоряжение Совета Безопасности ООН формирования из числа контингентов полиции (милиции) для принятия необходимых мер против гос-в, к-рые попытались бы совершить агрессию.

Эти предложения также были отклонены зап. державами. Поскольку они продолжали концентрировать свои усилия не на осуществлении программы Р., а на контроле над вооружением, на использовании дискуссии в К-те 10-ти в качестве ширмы для прикрытия нараставшей гонки вооружений, СССР и др. социалистич. гос-ва прервали свою работу в К-те 10-ти, решив поставить на 15-й сессии Ген. Ассамблеи (1960-61) вопрос о создавшемся положении. На этой сессии, среди участников к-рой были главы гос-в и пр-в неск. десятков стран, обсуждение вопросов Р. заняло, благодаря усилиям Сов. пр-ва, центр. место. 23 сент. 1960 СССР представил на рассмотрение сессии предложение об "Осн. положениях договора о всеобщем и полном Р.", в к-ром Сов. пр-во пошло еще дальше навстречу зап. державам, учтя их позицию по ряду важных вопросов (сочетание, начиная с первого этапа, мероприятий в области ядерного Р. с мероприятиями по сокращению вооруж. сил и обычных вооружений и др.). Тем не менее зап. державы не проявили готовности приступить к рассмотрению на этой сессии внесенных предложений, а делегация США в марте 1961 высказала пожелание отложить обсуждение всей проблемы Р. до осени 1961, поскольку новое амер. пр-во президента Кеннеди не закончило изучения данной проблемы и не было готово представить к.-л. свои предложения по ее существу. Между пр-вами СССР и США была достигнута договоренность продолжить летом 1961 обмен мнениями о дальнейшем обсуждении проблемы, и Ген. Ассамблея, приняв к сведению эту договоренность, решила рассмотреть все внесенные предложения по Р. на своей очередной сессии.

Настойчивая борьба СССР за решение проблемы Р. получила широкое одобрение мировой общественности, всех передовых и прогрессивных сил человечества. В Заявлении Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий (Москва, 1960) подчеркивалось, что "осуществление выдвинутой Советским Союзом программы всеобщего и полного разоружения имело бы историческое значение для судеб человечества. Добиться осуществления этой программы - значит ликвидировать самую возможность ведения войн между народами".

С 1962 практич. рассмотрение вопросов Р. велось в К-те 18-ти гос-в по Р., созданном решением 16-й сессии Ген. Ассамблеи ООН (1961-62). Тогда же Ассамблея единодушно одобрила принципы для переговоров о Р., к-рые были совместно выработаны представителями СССР и США.

Эти принципы, конкретизирующие осн. содержание понятия всеобщего и полного Р., включали след. элементы: роспуск вооруж. сил, ликвидация воен. учреждений, уничтожение вооружений и прекращение их произ-ва; ликвидация всех запасов оружия; уничтожение всех средств доставки оружия массового уничтожения; упразднение органов и учреждений, предназначенных для организации воен. дела гос-в; прекращение воен. обучения и закрытие всех воен. учебных заведений; прекращение расходования средств на воен. цели.

16-я сессия Ген. Ассамблеи по инициативе ряда неприсоединившихся гос-в Африки и Азии, поддержанной Сов. Союзом и др. социалистич. странами, приняла Декларацию о запрещении применения ядерного и термоядерного оружия. В ней указывалось, что применение данного оружия является нарушением Устава ООН, выходит за рамки войны и может причинить огромные страдания человечеству; в связи с этим его использование направлено против человечества в целом, и любое гос-во, применившее такое оружие, совершит тем самым преступление против человечества и цивилизации. Принятие Декларации было определенным успехом миролюбивых сил; США, Великобритания и их союзники по воен. блокам (всего 20 гос-в) голосовали против нее.

В состав К-та 18-ти гос-в по Р., начавшего свою работу 14 марта 1962, вошли: 5 социалистич. гос-в - СССР, Польша, Чехословакия, Болгария, Румыния; 5 зап. стран - США, Великобритания, Франция, Италия, Канада; 8 неприсоединившихся гос-в - Бирма, Бразилия, Индия, Мексика, Нигерия, ОАР, Швеция, Эфиопия. Франция отказалась принять участие в работе К-та, поэтому фактически в нем представлены 17 гос-в мира. Сов. пр-во 15 марта внесло на рассмотрение К-та проект Договора о всеобщем и полном Р. под строгим междунар. контролем и меморандум к переговорам, в к-ром подчеркивалась необходимость сосредоточить работу К-та на достижении соглашения о таком Р. В сов. проекте Договора получили последовательную реализацию согласованные принципы Р., принятые ООН. Предложенная СССР программа условно могла быть подразделена на 3 составные части: 1) ликвидация всех вооружений, армий, воен. учреждений, т. е. проведение всего того, что обычно называют практич. Р., 2) установление строгого и эффективного междунар. контроля за проведением в жизнь Договора о всеобщем и полном Р., 3) создание действенного междунар. механизма, призванного исключить возможность восстановления воен. потенциала отд. гос-вами после завершения процесса всеобщего и полного Р.

Сов. пр-во предложило уже на первом этапе, начинающемся после 6-месячного подготовит. периода и продолжающемся 1,5 года, полностью исключить возможность использования ядерного оружия, уничтожив все средства его доставки к цели, ликвидировать иностр. воен. базы, вывести в пределы нац. границ войска с чужих терр. и осуществить серьезное сокращение обычных вооружений и вооруж. сил. На втором этапе, рассчитанном на два года, предусматривалось запрещение и полное уничтожение самого ядерного оружия, что привело бы к полному устранению возможности термоядерного конфликта. На третьем этапе продолжительностью в один год должны были завершиться слом воен. машины гос-в, роспуск армий, уничтожение вооружений с оставлением небольших отрядов милиции (полиции) для поддержания внутр. порядка и выполнения обязательств по поддержанию всеобщего мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН. Вся программа проводится в жизнь под строгим междунар. контролем всех без исключения мероприятий по Р., начиная с первого этапа.

Всеохватывающему предложению СССР зап. державы противопоставили план, подменявший всеобщее и полное Р. все тем же контролем над вооружениями. 18 апр. 1962 делегация США внесла документ, озаглавленный "Схема основных положений договора о всеобщем и полном разоружении в условиях мира во всем мире".

Амер. план ограничивался декларированием всеобщего и полного Р. как конечной цели и не предусматривал путей и методов его достижения. Наиболее отчетливо его общая неэффективность проявлялась в тех положениях, к-рые касаются ядерного оружия: о запрещении применения этого средства массового уничтожения амер. план вообще не упоминает, а об уничтожении ядерных запасов не содержит никаких обязывающих положений ни на первых двух этапах, каждый продолжительностью 3 года, ни на третьем, срок к-рого не определялся. На первом этапе осуществление многих важных мероприятий было спланировано так, чтобы нанести ущерб безопасности социалистич. стран и поставить в выгодное положение зап. державы: предлагая, напр., сократить на 30 % средства доставки ядерного оружия (в т. ч. сов. глобальные межконтинентальные ракеты), амер. схема оставляла в неприкосновенности все иностр. воен. базы на чужих территориях. Наконец, в схеме предъявлялись требования о таких методах междунар. контроля (в первую очередь контроля над вооружением, оставшимся в наличии у гос-в), к-рые давали зап. державам возможность прервать в нужный для них момент весь процесс Р.

В ходе переговоров в К-те 18-ти Сов. Союз занимал гибкую позицию и в интересах сближения точек зрения сторон вносил изменения в свой первоначальный проект Договора: СССР не стал настаивать на ликвидации всех средств доставки ядерного оружия на первом этапе Р.; согласился с тем, чтобы при уничтожении средств доставки ядерного оружия было сделано исключение для т.н. "ракетно-ядерного зонтика", т. е. для строго ограниченного количества межконтинентальных, противовозд. и противоракетных ракет, находящихся соответственно в распоряжении СССР и США и сохраняемых до конца процесса Р.; СССР пошел навстречу зап. державам, согласившись на увеличение уровней вооруж. сил гос-в на первом этапе (1,9 млн. чел. для СССР и США) и т.д. Однако и эти усилия Сов. Союза, проникнутые духом разумного компромисса, не встретили поддержки зап. держав. В результате длит. обсуждения к-т смог согласовать только преамбулу Договора о всеобщем и полном Р. и предварит. проект трех его первых статей относительно общих обязательств по Р., по контролю и по поддержанию междунар. мира и безопасности.

К сессии К-та 18-ти в 1963 Сов. пр-во уточнило и дополнило проект Договора о всеобщем и полном Р. с учетом ряда пожеланий зап. держав. Вместе с тем из-за их негативной позиции не было достигнуто согласия ни по этому вопросу, ни по ряду др. предложений СССР, представленных К-ту: проекту Декларации об отказе от использования иностр. территорий для размещения стратегич. средств доставки ядерного оружия; проекту Договора о ненападении между гос-вами - участниками Варшавского договора и странами - участницами НАТО; предл

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
284.77 кб

Разоружение горцев Дагестана (вторая половина ХIХ - начало ХХ века)

Магомедсалихов Хайбула Гамзатович, Пирмагомедов Заурбек Камилович
Предпринята попытка показать исторические условия и причины востребованности оружия для горцев Дагестана. Однако со второй половины XIX в.
Читать PDF
435.16 кб

98. 03. 033. Фаннинг P. мир и разоружение соперничество на море и контроль над вооружениями, 1922-19

Валюженич А. В.
Читать PDF
107.78 кб

Разоружение анархистов в Москве в апреле 1918 года

Ратьковский Илья Сергеевич
Статья посвящена причинам, подготовке и проведению операции по разоружению анархистов в Москве. Рассматриваются ключевые объекты (московские особняки), занятые в Москве анархистами и их акции экспроприации.
Читать PDF
202.41 кб

Ядерное разоружение: проблемы и перспективы

Голубь Иван Александрович
В статье рассматривается проблема ядерного разоружения. Описываются пять возможных сценариев развития ситуации. Характеризуются факторы, способствующие и противодействующие реализации этих сценариев на практике.
Читать PDF
80.71 кб

Ядерное разоружение и международная безопасность в XXI веке

Чеков Александр Дмитриевич
Читать PDF
79.50 кб

Проблема атрибуции плаката «Всемирный конгресс за всеобщее разоружение и мир, 1962 г.» из фондов Гос

Бибикова Ирина Александровна
В статье рассмотрены вопросы атрибуции графического листа «Всемирный конгресс за всеобщее разоружение и мир, 1962 г.».
Читать PDF
279.16 кб

Исследование Л. Н. Ивановым проблемы сохранения (поддержания) мира и разоружения в 1919 середине 193

Стариков И. В.
Читать PDF
154.33 кб

2005. 02. 016. Ежегодник СИПРИ 2002. Вооружения, разоружения и международная безопасность. - М. : На

Соломатина В. М.
Читать PDF
219.21 кб

Этические параллели экологии и разоружения

Кветков В. П.
Читать PDF
326.88 кб

Космическая разведка в контроле над вооружением и разоружением

Копылов Александр Игоревич
Рецензия на книгу: Томас Грэхэм, Кейс А. Хансен. Спутники-шпионы и другие разведывательные технологии, которые изменили мир.
Читать PDF
112.51 кб

Восстановление дипломатических отношений с Испанией и заключение первого договора о разоружении с СШ

Аникеева Н. Е., Дубинин Ю. В.
Читать PDF
147.38 кб

Специальные операции по разоружению населения республик Северного Кавказа в 1925-1926 гг.

Ченцов Алексей Станиславович
В статье рассматриваются вопросы борьбы с бандитизмом государственных, военных и правоохранительных органов на территории Северного Кавказа в 1920-е гг.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие военных технологий в п ериод Первой мировой войны и усилия Антанты по разоружению Германии

Павлов А. Ю., Малыгина А. А.
Версальский договор 1919 г., кроме всего прочего, содержал достаточно большой раздел, в котором были зафиксированы накладываемые на Германию ограничения в военной сфере.
Читать PDF
574.01 кб

Мнения американцев и россиян относительно ядерного оружия и перспектив разоружения

Кулл Стивен , Стейнбрунер Джон , Галлахер Нэнси , Ремзи Клэй , Льюис Эван
1.. The article sets forth the findings of the Russian and the American public opinion poll on the issue of further nuclear weapons reduction and also on a wider problem of moving towards the world free of nuclear weapons.
Читать PDF
0.00 байт

Л. А. Камаровский о проблеме разоружения

Николаев Николай Юрьевич
В статье выявлены взгляды Камаровского на причины возникновения гонки вооружений и ее последствия в Европе на рубеже XIX-XX веков. Проанализирована эволюция взглядов ученого на решение проблемы разоружения.

Похожие термины: