Разумовский (Дмитрий Васильевич, 1818 - 1889) - выдающийся историк церковного пения, протоиерей, магистр богословия. Его "Церковное пение в России" составляет чуть ли не единственный капитальный труд в этой области. Несмотря на некоторую разбросанность плана, оно отличается большою полнотою материала и сильно способствовало как возникновению движения в пользу восстановления древнего пения, так и распространению знакомства с его техникой. В составлении "Теории русского церковного пения" Ю.К. Арнольда Разумовский принимал деятельное участие. С 1866 г. он состоял профессором церковного пения в Московской консерватории. Написал еще: "О нотных безлинейных рукописях церковного знаменного пения" (1863), "Об основных началах богослужебного пения православной греко-российской церкви" (1866), "Патриаршие певчие дьяки и поддьяки" (1868), "Государевы певчие-дьяки" (1881 и 1895), "Церковное русское пение" (1869), "Исследование о знаменном пении" (1884), "О пении в церковно-приходских школах" (1888), "Богослужебное пение в православной греко-российской церкви" и др.
Разумовский Дмитрий Васильевич
Источник: Биографический словарь. 2008
— протоиерей, настоятель Московской церкви св. Георгия, что на Всполье, и профессор истории и теории церковного пения в Московской Консерватории. Род. в 1822 г.; среднее образование получил в Вифанской Духовной Семинарии, а высшее — в Киевской Духовной Академии, по окончании курса которой был удостоен степени магистра богословия. Отличаясь особенною любовью, даже страстью к церковному пению, он еще в Семинарии, а потом и в Академии начал усердно изучать как теорию, так и историю церковного пения, и явился первым в России научным исследователем его, немало потрудившись над освещением и разработкою этого предмета. До него в нашей литературе по этому вопросу можно указать лишь на два-три исследования, заслуживающих серьезного внимания. Своими работами P. показал, что церковное пение, и как научный предмет, и как практическая сторона православного богослужения, заслуживает полного и серьезного изучения, а также может быть поставлено наравне с другими предметами учебной программы, начиная с низших учебных заведений до высших. Разумовский с любовью работал над изучением избранного предмета, рылся в разных древних книгохранилищах, в монастырских и архиерейских библиотеках, разбирал и изучал знаменные и крюковые рукописи и, таким образом, приобрел глубокое и полное знание предмета. Поэтому, когда в 1866 году Русское Музыкальное Общество учредило в Москве Консерваторию и при ней первую в России кафедру церковного пения, то обязанности профессора по этому предмету были предложены Д. В. Разумовскому. Выполнить эту трудную и новую еще тогда задачу мог только он один, так как во всей Москве не было никого, кто бы в достаточной для этого степени изучил и знал предмет. Разумовский составил полную и широкую программу лекций — она охватывала предмет со всех сторон и давала ему вполне научную подготовку и законченный научный характер. Его лекции — серьезные и в то же время живые и чрезвычайно разнообразные по своему содержанию, касавшиеся и теоретической, и исторической, и практической стороны церковного пения, привлекли большое число слушателей и возбудили в них глубокий интерес и любовь к предмету. P. всегда стоял за истинное православно-русское направление церковного пения и считал наиболее коренным и подлинным столповой распев. В 1867 году, по истечении первого семестра, Разумовский издал, в трех выпусках, читанные им в Консерватории лекции, под заглавием: "Церковное пение в России". Эти лекции представляют строго научное исследование, чрезвычайно разнообразное по своему содержанию и вполне исчерпывающее предмет. Р. не ограничился только теми данными, которые нашел у митрополита Евгения, В. M. Ундольского, И. П. Сахарова, А. Ф. Лядова, Безсонова и других своих предшественников, но и сам много прибавил собственных изысканий. Особенно полно осветил он эпоху борьбы знаменного периода, с наступавшим нотнолинейным, а также и эпоху господства Придворной певческой капеллы. Но, касаясь исторической стороны предмета, он не забывал и теоретическую. Ему мы обязаны строгой системой и твердо установленным понятием о церковном осьмогласии. Труд это был громадный и чрезвычайно кропотливый; нужно было, по тому певческому материалу квадратных певческих книг, который был под рукой, сравнить все гласы и сделать вывод относительно господствующих и конечных нот каждого из них; но трудность и кропотливость работы никогда не пугала усердного исследователя, и он даже поместил здесь же систематическую азбуку знаменного и крюкового нотописания, изложив ее очень ясно и удобопонятно. Кроме того, он нашел еще возможность приложить азбуку, т. е. самые начертания столпового знамени со сборником кокиз и фитиком, а также и начертания домественного знамени. Вся эта работа была чрезвычайно важна, особенно если иметь в виду, что в ту пору не было ничего подобного в литературе по истории и теории церковного пения. Другим, не менее важным и обширным трудом Разумовского была книга "Богослужебное пение православной греко-российской церкви". Эту книгу он написал для руководства при преподавании церковного пения в духовных семинариях, когда были увеличены программы по этому предмету. В этой книге есть, между прочим, отдел, полно и обстоятельно знакомящий с богослужебными певческими книгами квадратной нотации. До того времени, во всех сочинениях, подобных "Богослужебному пению православной греко-российской церкви", этот отдел или совсем опускался, или был очень незначителен и не полон. Кроме этих двух, наиболее крупных и важных сочинений, Разумовский написал. еще много сочинений и статей, помещенных в разных периодических изданиях. Так, в 1881 году в журнале "Полярная Звезда" он поместил статью: "Государевы певчие дьяки". Кроме своих обязанностей, как профессора, так и священника и настоятеля церкви Великомученика Георгия, он состоял еще в числе ученых блюстителей Московской Епархиальной Библиотеки, а также был членом Имп. Общества Любителей Древней Письменности. Особенно деятельное участие принимал он в трудах Имп. Общества Любителей Древней Письменности, касавшихся церковного пения. Он нередко принимал на себя обязанности редактора и руководителя изданий Общества. Так, в 1884 году под его редакцией было издано Обществом весьма важное и обширное исследование под заглавием "Круг древнего церковного пения знаменного распева", состоящее из 3-х больших томов. Все научно-музыкальное наблюдение над этим изданием приняли на себя Разумовский и И. А. Фортов; в этом издании к первому тому приложено исследование "О знаменном распеве", принадлежащее перу Разумовского. В 1886 году Р. принял на себя редактирование обширного издания Общества: "Стихиры, положенные на крюковые ноты. Творение царя Иоанна Деспота Российского", состоящего из двух частей: знаменного подлинника и нотнолинейного перевода. Спустя некоторое время после издания "Стихир", Общество задумало новое издание по церковному пению — богослужебных певческих книг квадратной нотации. В этом издании Разумовский принимал деятельное участие, как по пересмотру, исправлению и дополнению издаваемых книг, так и в качестве лица, официально назначенного для наблюдения за их печатанием. Когда поднят был вопрос об изменении программ по церковному пению в духовных училищах и семинариях, то P., как и всегда, горячо стоял за серьезную научную постановку этого предмета, а также сделал много указаний. Наконец, в апреле 1888 года он устроил публичное чтение о церковном пении при Выставке Общества Поощрения Трудолюбия, причем лекции его иллюстрировались пением Синодального хора. Во время первого Археологического съезда Р. прочел несколько рефератов, которые и помещены в "Трудах" этого съезда (т. 2). Вообще Разумовский был достойный труженик и ревностный поборник истинного православно-церковного пения. Труды его в этом направлении изменили общий взгляд на этот предмет, возвысили его, заставили уважать. Разумовский скончался в Москве 2-го января 1889 г.; похоронен на Ваганьковском кладбище.
"Новое Время" 1889 г., № 4618; "Древности" 1890 г., т. XIII, стр. 90—91; "Церковные Ведомости" 1889 г., № 5, прибавление к "Церковным Ведомостям", некролог, ст. Д. С., стр. 118—121; "Правительственный Вестник" 1889 г., № 25; "Исторический Вестник" 1889 г., т. XXXV, март, стр. 778; "Московские Ведомости" 1888 г., № 106 и 118, ст. "Лекции Д. В. Разумовского"; Списки Вифанской Духовной Семинарии с 1800 до 1897 г., стр. 31, Сергиева Лавра. 1898 г.; "Московские Ведомости" 1889 г., № 4 и 5, ст. "Панихида и Похороны Д. В. Разумовского"; Святославский. Летопись Георгиевской церкви, М. 1875 г.
{Половцов}
Разумовский, Дмитрий Васильевич
(1818—1889) — выдающийся историк церковного пения, протоиерей, магистр богословия. Его "Церковное пение в России" составляет чуть ли не единственный капитальный труд в этой области. Несмотря на некоторую разбросанность плана, оно отличается большой полнотой материала и сильно способствовало как возникновению движения в пользу восстановления древнего пения, так и распространению знакомства с его техникой. В составлении "Теории русского церковного пения" Ю. К. Арнольда Р. принимал деятельное участие. С 1866 г. он состоял профессором церковного пения в Моск. консерватории. Написал еще: "О нотных безлинейных рукописях церковного знаменного пения" (1863), "Об основных началах богослужебного пения православной греко-российской церкви" (1866), "Патриаршие певчие дьяки и поддьяки" (1868), "Государевы певчие-дьяки" (1881 и 1895), "Церковное русское пение" (1869), "Исследование о знаменном пении" (1884), "О пении в церковно-приходских школах" (1888), "Богослужебное пение православной греко-российской церкви" и др.
Н. С.
{Брокгауз}