Развитие культуры Китая в XVII в
Развитие культуры Китая в XVII в.
В минский период продолжала развиваться китайская культура, обогатившись новыми достижениями. Дальнейшее развитие получила литература; главным образом издавались обширные исторические труды, появились новые энциклопедии по своей полноте превосходившие любые издания этого рода в других странах. Обогатилось и китайское искусство, в особенности архитектура. Значительный шаг в своем развитии сделали лакирование и производство тончайшего фарфора.
Общественная мысль и наука развивались, несмотря на то, что они были ограничены и скованы рамками средневековой конфуцианской схоластики.
Наука
В XVI—XVII вв. интерес в Китае к технике, естественным и математическим наукам заметно повысился. В конце минского периода появляется усовершенствованное водоподъемное колесо для орошения полей, более широко, чем раньше, применяются кузнечные мехи при плавке металла. Развивается кораблестроение, ярким показателем этого явились еще морские экспедиции XV в., возглавленные Чжэн Хэ. В одну из таких экспедиций одновременно было отравлено 62 крупных морских корабля, на борту которых находилось около 28 тыс. человек и значительный груз. Все эти корабли, отличавшиеся большой грузоподъемностью, были построены в Китае.
В XVI в. появился многотомный труд по фармакологии — «Трактат о деревьях и растениях» (автор Ли Ши-чжэнь). Это сочинение содержало описание не только лечебных трав, но и минералов, а также животного мира. Большой популярностью пользовался труд по медицине ученого Чжан Чжун-цзина («О тифе»).
В XVII в. была издана большая сельскохозяйственная энциклопедия, составленная ученым Сюй Гуан-ци. Она освещала развитие земледелия и сельскохозяйственной техники не только в Китае, но частично и в Европе. В 30-х годах XVII в. ученым Сун Ин-сином был написан труд под названием «Тянь гун кай у», представлявший собой своеобразную техническую энциклопедию, освещавшую развитие в Китае в различные времена, в том числе и в минский период, ремесленного производства.
Особенное развитие получили филология и история. Китайское языкознание основное внимание уделяло изучению живых северных диалектов китайского языка. Крупнейшим ученым-энциклопедистом XVII в., в частности филологом, был Гу Янь-у (1613—1683), ему принадлежит «Пятикнижие по фонетике» — классическое произведение по исторической и современной фонетике, а также другие труды по истории, экономике, философии, филологии и т. д. Гу Янь-у являлся не только ученым, но и политическим деятелем, патриотом, принимавшим активное участие в борьбе с маньчжурами.
Продолжала развиваться официальная историография: издавались династийные истории, составлялись продолжения летописи «Всеобщее зерцало, помогающее управлению», начатой еще в XI в.
В Минской империи развивались и другие жанры исторической литературы, например произведения, описывавшие собьпия не в хронологическом, а в сюжетном порядке (так называемое «Описание событий от начала до конца»), составление которых было впервые начато еще в XI—XII вв. Издавались географические сочинения, не без основания отнесенные средневековой традицией тоже к историческим: в этих многотомных изданиях приводятся данные по административному делению в различные периоды, географические и экономические сведения по отдельным провинциям, уездам, городам, а также краткая история образования их, описание исторических памятников данной местности, воспроизводятся биографии крупных местных деятелей и т. д. Важным географическим сочинением является труд Гу Янь-у под названием «Книга о недостатках и пользе областей и уделов в Поднебесной». Это сочинение дает не только географическую характеристику страны, но освещает также социально-экономическое положение Китая. К историческим трудам относились и различные своды, сборники типа энциклопедий.
Философия. Развитие общественной мысли
Наиболее известным китайским философом начала XVI в. был Ван Ян-мин (или Ван Шоу-жэнь, 1472—1528). Ван Ян-мин утверждал, что реальный мир не существует вне нашего сознания, что весь мир, все вещи — порождение духа или сердца. «Нет вещей вне ума, и нет ума вне вещей,— говорил Ван Ян-мин,— ничего не существует вне нашего разума»; «Сердце, сознание есть корень и источник всего». По Ван Ян-мину, критерием истины является субъективное сознание, человек обладает врожденным знанием, интуицией, которая помогает познать истину. Идеализм и интуитивизм Ван Ян-мина имели своих многочисленных последователей не только в Китае, но и в Японии, где это учение с XVII в. стало одним из главных философских течений.
Философские взгляды Ван Ян-мина и его последователей в свое время принесли известную пользу делу борьбы с неоконфуцианской философией, сложившейся в эпоху Сун и превращенной ее позднейшими представителями в схоластику.
Однако политические взгляды Ван Ян-мина отражали интересы класса феодалов, напуганного мощным крестьянским движением того времени. Ван Ян-мин защищал политику обуздания крестьянства, укрепления позиций феодалов, возглавлял карательные экспедиции против крестьян. Им были выдвинуты предложения о введении «Закона о десятидворках», «Закона о старостах десятидворок» и т. д. Все эти предложения были направлены на усиление контроля над сельским населением, укрепление института круговой поруки, усиление полицейской власти в деревнях, регламентирование быта и поведения крестьян в общественной и частной жизни. Предложения Ван Ян-мина имели целью создать такие условия, при которых была бы исключена всякая возможность протеста против феодальной эксплуатации.
Острая борьба между феодалами и зависимыми крестьянами, обострение противоречий внутри господствующего класса нашли свое отражение и в области идеологии: в XVI—XVII вв. развивалась прогрессивная мысль, боровшаяся с неоконфуцианской схоластикой. Ее развитию способствовало появление новых общественных сил, связанных с ростом городов, товарно-денежных отношений и зарождением мануфактуры.
Представители наиболее прогрессивных течений были выходцами из трудовых народных слоев, а также из среды зажиточных горожан. К нервым следует отнести современника Ван Ян-мина — Ван Синь-чжая (1483—1541), его последователей Янь Шань-нуна, Лян Жу-юаня (он же Хэ Синь-инь) и др., подвергавшихся преследованиям со стороны властей. Их философские взгляды не отличались резко от идеализма и интуитивизма Ван Ян-мина. По своим этическим взглядам Ван Синь-чжай приближался к древнекитайскому философу Мо Ди (V—IV вв. до н. э.) с его учением о «всеобщей любви». Ван Синь-чжай и его последователи выдвигали утопическую в тех условиях идею создания такого общества, в котором не было бы богатых и бедных, все были бы равны. К этой же группе прогрессивных мыслителей надо отнести и Ли Чжи (или Ли Чжо-у, 1527—1602). Он, как и другие прогрессивные деятели его времени, упомянутые выше, подвергался преследованиям со стороны Минской династии. Его учение объявили еретическим, так как оно было направлено против господствовавшей идеологии конфуцианства. Ли Чжи выступал против того, чтобы безоговорочно признавать истиной все то, что утверждал Конфуций, он заявлял: «Мы не можем правду или неправду Конфуция считать правдой или неправдой». Сочинения Ли Чжи неоднократно подверглись сожжению, а сам он был замучен.
Литература
В период Минской династии наиболее важным явлением в области литературы было продолжавшееся развитие народной литературы на живом, народном языке — рассказов, драм и романов. Наиболее яркие образцы новеллы даны в сборнике «Удивительные истории нашею времени и древносли», появившемся в 30—40 х годах XVII в.
Драматургия обогатилась новым жанром, так называемой местной провинциальной, или «южной» пьесой, отличавшейся простотой изложения. К такого рода драматическим произведениям относятся «Лютня», «Лунная беседка», «Сказание о белом зайце» — пьесы XIV в , часто исполняемые и в настоящее время в Китае. Из драматических произведений XVI в. большой интерес представляет пьеса Тан Сянь-цзу (1550—1617) — "Пионовая беседка", в которой был брошен вызов старым моральным устоям. Многие драматурги являлись в то же время исполнителями роли героев своих пьес. Хотя профессия актера считалась унизительной, театральное искусство приобрело широкую популярность благодаря существованию многочисленных домашних театров.
Первые романы — «Троецарствие», «Речные заводи», написанные на живом, разговорном языке, относятся к XIV в., но в дальнейшем они появлялись все в новых и новых переработкх.
Кроме историческою романа, в период Минской династии появились фантастический и бытовой романы. «Путешествие на Запад» — фантастический роман У Чэн-эня (1500—1582) — построен на преданиях о путешествии в Индию известного буддийскою паломника VII в. н. э. Сюань Цзана. Бытовой роман «Слива в золотой вазе», по видимому, был создан в конце XVI в. Его авторство приписывается минскому ученому Ван Щи чжэню (1526—1593), дослужившемуся до поста главы палаты наказании, что примерно соответствует должности министра юстиции в настоящее время.
Искусство
Период XVI—XVII вв. наиболее богато представлен архитектурными памятникам До нашего времени сохранились пагоды, гробницы, дворцы, храмы, триумфальные ворота, различного рода общественные здания и, наконец, жилые дома этого периода. С XVI в. изменяется архитектурный стиль на смену прежней строгости и монументальности приходит тонкое изящество. Оно проявляется в широком распространении орнамента крыш, карнизов, в появлении резных баллюстрад мраморных мостов в развитии архитектурного ансамбля. Китайское здание, как правило,— одноэтажный четырехугольный павильон, разделенный колоннами. Оно отличалось оригинальной крышей высокой, изогнутой по углам и опирающейся на столбы. Крыша, покрытая блестящей цветной черепицей, белизна террас и яркая роспись деревянных частей придавали зданию необычайную красочность и нарядность.
Яркими образцами архитектурного ансамбля, характерного для минского периода, являются «запретный город» (или «Город императорских дворцов») в северной части Пекина, построенный в XV в. и состоящий из ряда дворцов, расположенных по оси, а также храмовый ансамбль «Храм неба», находящийся в южной части Пекина. Этот ансамбль состоит из нескольких храмов, построенных в период XV—XVI вв.
Живопись XVI—XVII вв. не сделала большого шага вперед — в ней сохранялись прежние традиции. Работы известных художников этого времени (Люй Цзи, Бянь Вэнь-цзин и др.), хотя и отличались значительным мастерством, представляли собой подражание старым образцам. Широкое применение получила гравюра для иллюстрации книг. Цветные гравюры на дереве впервые в мире появились в Минской империи.
Большое развитие в XVI—XVII вв. получило прикладное искусство: производство фарфора, выделка шелковых тканей и изделий из лака. Новым в фарфоровом производстве явились введение подглазурной росписи синим кобальтом, красной глазури и переход со второй половины XV в. от одноцветной к многоцветной росписи фарфора.
В минский период в Китай проникают произведения европейского искусства, но влияние последнего на китайское искусство было тогда незначительным. С другой стороны, в XVII в. китайское искусство проникает в Европу, влияние его сказывается в орнаментации; в дальнейшем подражание китайскому стилю принимает более широкие размеры.