процедура расторжения брака.
РАЗВОД
РАЗВОД
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
РАЗВОД
• Remancipat?o.
Заключенный через coemptio (см. Matrimonium, Брак, 8) брак мог быть расторгнут по одностороннему заявлению (Cic. ad. fam. 8, 7). Однако формальное уничтожение имевшего место в браке manus было еще другим актом, выражаемым словом remancipatio.
Заключенный через coemptio (см. Matrimonium, Брак, 8) брак мог быть расторгнут по одностороннему заявлению (Cic. ad. fam. 8, 7). Однако формальное уничтожение имевшего место в браке manus было еще другим актом, выражаемым словом remancipatio.
РАЗВОД
Вт 22:19, 24:1, Иер 3:8, Мф 19:7) или, иначе, расторжение брака. Развод был допущен законом Моисеевым в виду местных условий и при обстоятельствах, свойственных положению Евреев, как нации. Он был простым гражданским постановлением, чем по-видимому так многие из Евреев злоупотребляли, что с течением времени сделалось почти обычным мужу оставлять свою жену из-за всякой пустой причины. Около времен Иисуса Христа школы Гиллела и Шаммаи вели оживленный спор касательно расторжения браков; первая из них истолковывала закон Моисеев о разводах с крайнею легкостью, а последняя более согласовалась в этом с духом постановлений Моисеевых. Книжники и фарисеи предложили вопрос Иисусу Христу, “искушая Его: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?” Господь на сие ответил, что брачный союз должен быть свят и нерасторгаем, и если Моисей дозволил развод, то дозволил по жестокосердию народа, неспособного к кротости, терпению и самоотвержению (Вт 10:16, Деян 7:51, Рим 2:5, Мф 19:3-9). Только одно может давать право на развод — это нарушение супружеской верности и другие особенно важные причины, предусмотренные законами церковными. Всякий же развод, совершаемый по причинам легкомысленным, есть грех и не может быть дозволен.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
РАЗВОД
расторжение брака, в понимании Святой Руси разрушение таинства любви. В православном народном сознании существует однозначно отрицательное отношение к разводу. Для человека Святой Руси жертвенность брачной любви не должна ограничиваться исключительно жертвой материальной. Каждый супруг несет ответственность за духовно-нравственное несовершенство и грехи другого. Слово Божие требует от супругов, чтобы любовь их была такою же, как и любовь Христа к своей Церкви, говорится, что Христос предал себя за Церковь именно для того, чтобы освятить ее и представить ее Себе, не имеющей ни пятна, ни порока, а следовательно, Христос признал своей невестой Церковь, которая имела пятна и пороки. Таким образом, христианская брачная любовь включает в себя не только готовность отдать свою жизнь для другого, но и готовность взять на себя его нравственные недостатки. Характерно, что ап. Павел, дозволяя в смешанном браке развод нехристианской стороне, чуждой христианского понимания любви, не дозволяет его стороне христианской (1 Кор. 7: 13, 14), любовь которой должна освятить и нехристианскую сторону (С.В. Троицкий).
Все виды многобрачия, как одновременного, так и последовательного, исключаются Православной Церковью. Развод и повторные браки в святоотеческой традиции не признаются и именуются "благовидным или тайным прелюбодеянием", "видом прелюбодеяния", "наказанным блудом", "нечистотой в Церкви", как потому, что они "идут вопреки определению Божию, так как Бог вначале сотворил одного мужа и одну жену" (Афинагор), так и потому, что они не отвечают строению Церкви, "не имеющей скверны и порока", и "изгоняют нас из Церкви и Царства Божия", соединены с потерей "нормы таинства", также, наконец, и моральными мотивами, ибо новый брак доказывает, что в первом браке супруг не имел безграничной любви, которая требуется христианским учением, так как, вступая в новый брак, супруг отделяется от своего первого супруга, и новый брак всегда является некоторой изменой в отношении к первому.
"Брак по природе один, как одно рождение и одна смерть, - отвечала сестра св. Григория Нисского св. Макрина, когда по смерти жениха ей предложили выйти замуж за другого, - жених мой жив в надежде воскресения, и было бы нехорошо не сохранить ему верности".
В России вплоть до н. XX в. разводы были крайне редки. От дурной (злой) жены (мужа) избавляла смерть или пострижение в монастырь. Народная психология протестует против развода. Как говорит русская народная пословица: "Первая жена - от Бога, вторая - от человека, третья - от черта".
О. Платонов
Все виды многобрачия, как одновременного, так и последовательного, исключаются Православной Церковью. Развод и повторные браки в святоотеческой традиции не признаются и именуются "благовидным или тайным прелюбодеянием", "видом прелюбодеяния", "наказанным блудом", "нечистотой в Церкви", как потому, что они "идут вопреки определению Божию, так как Бог вначале сотворил одного мужа и одну жену" (Афинагор), так и потому, что они не отвечают строению Церкви, "не имеющей скверны и порока", и "изгоняют нас из Церкви и Царства Божия", соединены с потерей "нормы таинства", также, наконец, и моральными мотивами, ибо новый брак доказывает, что в первом браке супруг не имел безграничной любви, которая требуется христианским учением, так как, вступая в новый брак, супруг отделяется от своего первого супруга, и новый брак всегда является некоторой изменой в отношении к первому.
"Брак по природе один, как одно рождение и одна смерть, - отвечала сестра св. Григория Нисского св. Макрина, когда по смерти жениха ей предложили выйти замуж за другого, - жених мой жив в надежде воскресения, и было бы нехорошо не сохранить ему верности".
В России вплоть до н. XX в. разводы были крайне редки. От дурной (злой) жены (мужа) избавляла смерть или пострижение в монастырь. Народная психология протестует против развода. Как говорит русская народная пословица: "Первая жена - от Бога, вторая - от человека, третья - от черта".
О. Платонов