РАЗВОД

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РАЗВОД
процедура расторжения брака.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

РАЗВОД
   • Remancipat?o.
         Заключенный через coemptio (см. Matrimonium, Брак, 8) брак мог быть расторгнут по одностороннему заявлению (Cic. ad. fam. 8, 7). Однако формальное уничтожение имевшего место в браке manus было еще другим актом, выражаемым словом remancipatio.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

РАЗВОД
Вт 22:19, 24:1, Иер 3:8, Мф 19:7) или, иначе, расторжение брака. Развод был допущен законом Моисеевым в виду местных условий и при обстоятельствах, свойственных положению Евреев, как нации. Он был простым гражданским постановлением, чем по-видимому так многие из Евреев злоупотребляли, что с течением времени сделалось почти обычным мужу оставлять свою жену из-за всякой пустой причины. Около времен Иисуса Христа школы Гиллела и Шаммаи вели оживленный спор касательно расторжения браков; первая из них истолковывала закон Моисеев о разводах с крайнею легкостью, а последняя более согласовалась в этом с духом постановлений Моисеевых. Книжники и фарисеи предложили вопрос Иисусу Христу, “искушая Его: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?” Господь на сие ответил, что брачный союз должен быть свят и нерасторгаем, и если Моисей дозволил развод, то дозволил по жестокосердию народа, неспособного к кротости, терпению и самоотвержению (Вт 10:16, Деян 7:51, Рим 2:5, Мф 19:3-9). Только одно может давать право на развод — это нарушение супружеской верности и другие особенно важные причины, предусмотренные законами церковными. Всякий же развод, совершаемый по причинам легкомысленным, есть грех и не может быть дозволен.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

РАЗВОД
расторжение брака, в понимании Святой Руси разрушение таинства любви. В православном народном сознании существует однозначно отрицательное отношение к разводу. Для человека Святой Руси жертвенность брачной любви не должна ограничиваться исключительно жертвой материальной. Каждый супруг несет ответственность за духовно-нравственное несовершенство и грехи другого. Слово Божие требует от супругов, чтобы любовь их была такою же, как и любовь Христа к своей Церкви, говорится, что Христос предал себя за Церковь именно для того, чтобы освятить ее и представить ее Себе, не имеющей ни пятна, ни порока, а следовательно, Христос признал своей невестой Церковь, которая имела пятна и пороки. Таким образом, христианская брачная любовь включает в себя не только готовность отдать свою жизнь для другого, но и готовность взять на себя его нравственные недостатки. Характерно, что ап. Павел, дозволяя в смешанном браке развод нехристианской стороне, чуждой христианского понимания любви, не дозволяет его стороне христианской (1 Кор. 7: 13, 14), любовь которой должна освятить и нехристианскую сторону (С.В. Троицкий).
Все виды многобрачия, как одновременного, так и последовательного, исключаются Православной Церковью. Развод и повторные браки в святоотеческой традиции не признаются и именуются "благовидным или тайным прелюбодеянием", "видом прелюбодеяния", "наказанным блудом", "нечистотой в Церкви", как потому, что они "идут вопреки определению Божию, так как Бог вначале сотворил одного мужа и одну жену" (Афинагор), так и потому, что они не отвечают строению Церкви, "не имеющей скверны и порока", и "изгоняют нас из Церкви и Царства Божия", соединены с потерей "нормы таинства", также, наконец, и моральными мотивами, ибо новый брак доказывает, что в первом браке супруг не имел безграничной любви, которая требуется христианским учением, так как, вступая в новый брак, супруг отделяется от своего первого супруга, и новый брак всегда является некоторой изменой в отношении к первому.
"Брак по природе один, как одно рождение и одна смерть, - отвечала сестра св. Григория Нисского св. Макрина, когда по смерти жениха ей предложили выйти замуж за другого, - жених мой жив в надежде воскресения, и было бы нехорошо не сохранить ему верности".
В России вплоть до н. XX в. разводы были крайне редки. От дурной (злой) жены (мужа) избавляла смерть или пострижение в монастырь. Народная психология протестует против развода. Как говорит русская народная пословица: "Первая жена - от Бога, вторая - от человека, третья - от черта".
О. Платонов

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Развод "по-крестьянски": специфика расторжения браков в среде русского крестьянства в 1920-е годы (п

Давыдов Денис Владимирович
Представленная статья посвящена проблеме разводов среди русского крестьянства в 1920-е годы (на примере ТАССР). В работе рассматриваются основные причины разводов в крестьянских семьях, а также способы их осуществления.
Читать PDF
0.00 байт

2003. 04. 037. Стейси Р. Ч. Развод у средневековых валлийцев. Stacey R. Ch. Divorce, medieval Welsh

Мордвинцева Л. П.
Читать PDF
426.92 кб

«Сатирический развод» 1607 г. : гугенотский памфлет? (рукопись XVII В. Из российской национальной би

Шишкин Владимир Владимирович
Статья исследует содержание одного из самых известных французских (гугенотских) памфлетов XVI-XVII вв. анонимного «Сатирического развода», написанного примерно в 1607 г.
Читать PDF
0.00 байт

Брак и развод "по-солдатски" в XVIII В. : опыт case study

Александрова Дарья Константиновна
статья посвящена реалиям брачно-семейной культуры русских солдат XVIIIв. Исследование выполнено на основе изучения архивных источников.
Читать PDF
1,005.05 кб

БРАК И РАЗВОД. ОЧЕРК ПО РУССКОМУ БРАЧНОМУ ПРАВУ (ФРАГМЕНТ)

Добровольский В. И.
Читать PDF
149.25 кб

«Бархатный развод» Чешской и Словацкой федеративной республики (ЧСФР) в зеркале прессы распавшегося

Элла Григорьевна Задорожнюк
Читать PDF
310.81 кб

УКРАИНА И РОССИЯ: РАЗВОД НА ВРЕМЯ ИЛИ НАВСЕГДА?

Лузан А. А., Лузан С. А.
Читать PDF
197.86 кб

Школьная неуспеваемость как реакция ребенка на развод родителей

Читать PDF
195.10 кб

Развод и повторный брак в Библии

Павлов Анатолий Григорьевич
В статье содержится анализ того, каким образом в Библии регулируется проблема семейных конфликтов, приводящих к разрыву отношений между супругами
Читать PDF
292.27 кб

Особенности ценностно-смысловой сферы старшеклассников, переживших развод родителей

Козлова Наталья Викторовна, Хайдарова Алла Рафисовна
Рассматривается вопрос о существовании различий в ценностно-смысловой сфере старшеклассников из полных семей и старшеклассников, переживших развод родителей.
Читать PDF
224.86 кб

Комплексное исследование кризисного состояния женщин, переживающих развод на разных стадиях брачно-с

Ипполитова Елена Александровна, Шведенко Юлия Викторовна
Читать PDF
692.28 кб

Особенности ранних детских воспоминаний взрослых, переживших в детском возрасте развод родителей

Москвина Елизавета Александровна
В статье рассматривается значение развода родителей для восприятия взрослыми индивидуального опыта детства. Описаны теоретические положения, раскрывающие функциональное значение опыта в жизни человека.
Читать PDF
652.02 кб

Развод родителей как одна из причин школьной и социальной дезадаптации ребенка с отклонениями в разв

В. В. Коваленко
Читать PDF
7.14 мб

СЕМЕЙНАЯ ССОРА И РАЗВОД В ЗЕРКАЛЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА: НА МАТЕРИАЛАХ УРАЛА

Павлов Б. С., Разикова Н. И.
Читать PDF
161.42 кб

Особенности образов родителей и брачного партнера у взрослых, переживших в детстве развод родителей

Галимзянова Мария Владимировна, Романова Елена Васильевна, Москвина Елизавета Александровна
Статья посвящена роли развода родителей одного из наиболее значимых и травматических переживаний детства в формировании эмоционального отношения к своему детству, а также в отражении этого опыта в формировании образа.Я.

Похожие термины:

  • РАЗВОД РУБЕЖЕЙ

    определение границ юрта для каждого казачьего поселения. Р. р. производился по поручению Войскового правительства специально назначенными для этого людьми, которых называли "правдами". С ростом ч
  • Разводное письмо

    См. «Развод».
  • РАЗВОДНЫЙ АКТ

    Документ о разводе, который дает муж жене. В Библии он назван "книгой разрыва", так как он "отрывает" женщину от мужа; она разведена и вправе выйти замуж за другого. Согласно Агаде* (Ял. Шим. л.95), "книга
  • Разводный, Василий

    воспитанник И. А. Худ. (1770—1785 г.), художник живописи портрет.; род. 1764, † 182? г. {Половцов}
  • Развожжаев, Василий Николаевич

    Первый секретарь Чукотского окружного комитета КПРФ с 1993 г., член ЦК КПРФ с 1995 г.; родился в 1944 г.; имеет высшее образование; работал заместителем начальника государственного предприятия "Агротэн
  • Развозов, Сергей Михайлов

    ген.-майор, † 66 л. 11 авг. 1874 г. {Половцов}