1) некоторая данность, реконструируемая на основе источников, в ее феноменологическом разнообразии (3). В классической исторической науке историческая реальность - это историческая действительность как объект исторического познания (объективная И. р.). В неклассической науке это - трансцендентальное прошлое, т. е. то прошлое, которое оставило «следы» и которое стало доступным, благодаря этим «следампосредникам». «Следы-посредники», в которых существует прошлое, или исторические источники, вовлеченные в историческое познание в качестве основы реконструкции прошлого, содержательно соединяют различные исторические реальности (информационная И. р.). Полученные в результате исторического познания на основе исторических источников картины исторической реальности представляют собой разные реконструкции прошлого (репрезентативная И. р.). Эти картины-репрезентации, представленные в виде различных исторических знаний (когнитивных образов или систем когерентных понятий и логически непротиворечивых умозаключений), будучи поставлены на место исторической действительности, посылают такие же личные «послания» субъектов познавательной деятельности, как и сама историческая действительность. Историк, создавший определенную «картину прошлого», может утверждать, не опасаясь фактических опровержений, что он в действительности познал некую сторону исторической реальности, хотя это утверждение не может быть никогда прямо доказано (2). Репрезентативная И. р. - это представления об исторической действительности или образы исторической действительности, более или мене адекватные ей. Репрезентативная И. р., включенная в историческое сознание, представляет собой своеобразный социокультурный траект, формирующий собственно «мир истории» (траектная И. р.). Функцией этого траекта в дальнейшем становятся и объект, и субъект исторического познания, поскольку они конституируются им как ролевые идентичности. Под влиянием постмодернистских идей в историческом познании получил распространение конструктивистский взгляд на историческую реальность. Постмодернисты не отрицают существования самого «мира прошлого», но он, по их мнению, носит трансцендентный характер. Поэтому постмодернисты рассматривают процесс исторического познания как диалог между текстами, в ходе которого возникает специфическая власть языка, способного своими внутренними средствами создавать самодовлеющий мир исторического дискурса, в котором конструируется историческая реальность. Исходя из представления о том, что И. р. начинает существовать только в интерпретациях и лишь благодаря им, постмодернисты главную роль в историческом познании отводят текстам, считая их единственной конкретной данностью, с которой имеют дело историки. В рамках конструктивистского подхода в качестве исторической реальности признается только И. р. как результат интертекстуальности и деконструкции текстов (текстовая И. р.), превращенная в «зрелище», «калейдоскоп знаков» и представляющая собой мир «разорванности» и самодостаточности отдельных фрагментов прошлого. Текстовая И. р. - это воображаемые образы или конструкции прошлого, не соотносимые с внетекстовой исторической действительностью. В неоклассической исторической науке, синтезирующей позитивные аспекты предшествующей историографии, возникло представление о том, что историческая действительность одна, а исторических реальностей как объективированных конструктов научного исторического познания может быть множество. Поэтому исторические знания как результаты научного исторического познания, зависимые от культурно-эпистемологического контекста и перспективы, имеют статус когнитивных конструкций, они концептуально относительны, их нельзя априори защитить от скептических возражений.
Лит.: 1) Гавриьиина О. В. Историческая наука в ситуации «постмодерна»: По материалам работы Ф. Р. Анкерсмита «Эффект реальности в трудах историков» (Обзор концепции) // Культура и общество в Средние века - раннее Новое время. Методология и методики современных зарубежных и отечественных исследований. М.: ИНИОН, 1998; 2)Лубский А. В. Альтернативные модели исторического исследования. М.: Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2005. С. 52; У) Хвостова К. В. История: проблемы познания // Вопросы философии. 1997. № 4. С. 64. А. В. ЛУБСКИЙ
РЕАЛЬНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКАЯ
РЕАЛЬНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКАЯ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.