Реальные училища

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Реальные училища
ср. уч. заведения, в уч. планах к-рых осн. место отоводилось предметам естественно-математического цикла. Первое Р.У. на У. было открыто в 1873 (Екат.). 4 низших кл. Р.У. давали общее образование, 5 и 6 - спец. С 1888 был введен 7 кл. для подготовки уч-ся к поступлению в высшие техн. и с/х уч-ща и ин-ты, с нач. XX в. - в ун-ты на физ-мат. и мед. ф-ты. Р.У. могли состоять из 2-5 классов, но высшей ступени. К 1910 в Оренб. уч. округе действовали в Перми, Екат., Кунгуре, Нижнем Тагиле, Оханске, Челяб., Шадринске (Перм. губ.), Оренб., Уральске, Кустанае, (Оренб. губ.), Уфе, Белебее, Бирске, Мензелинске (Уфимская губ.). Частные уч. заведения с программой Р.У. имелись в Чердыни, Верхнеуральске. В Р.У. Оренб. уч. окр. в 1876 обучалось 415 уч-ся, в 1900 - 1640. Более 40% уч-ся составляли дети гор. сословий, 30-40% - сел., 20-30% - чиновников и дворян. В уч. программу входило изучение рус., немецкого, французского яз., математики, физики, гражд. и естественной истории, Закона Божьего, рисования, черчения, пения, в нек-рых - законоведения, музыки, гимнастики, танцев. В отд. Р.У. программы усложнялись за счет введения таких предметов, как механика, химия (Екат.), с. х-во, с/х технология, минералогия, металлургия, горная механика (Красноуфимск), лесоводство, металлургия, химия, минералогия (Нижний Тагил). Р.У. содержались на средства казны, гор. об-в, земств, частные пожертвования. Обучение было платным. В 1918-19 Р.У. преобразованы в единую трудовую школу.    Лит.: Памятная книжка Оренбургского учебного округа на 1910. Уфа, 1910.    Сафронова А.М.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Реальные училища
средние общеобразовательные учебные заведения. Возникли в конце 20-х – начале 30-х гг. XIX в. по частной инициативе для распространения технических знаний среди податных сословий, постепенно были доведены до уровня общеобразовательных заведений. В 1837 г. были приравнены к приходским и уездным училищам с исключением дисциплин, не преподававшихся в этих училищах (кроме технических). С 1839 г. преподавание в реальных училищах начало расширяться, «чтобы отвлечь детей низших классов от прохождения гимназического курса». Преподавались практическая химия, практическая механика, рисование, черчение, общеобразовательные дисциплины. Обучение было бесплатным. Выпускники освобождались от телесных наказаний и рекрутчины. В 1864 г. был издан Устав о реальных гимназиях и прогимназиях. Целью семиклассных гимназий было общее образование и подготовка к поступлению в высшие технические учебные заведения. Они были всесословны и по программам отчасти схожи с классическими гимназиями (Закон Божий, русский язык с церковно-славянской и русской литературой, география, история, чистописание), отчасти имели расширенное преподавание математики, естественной истории с химией, физики с космографией, немецкого и французского языков, рисования и черчения, но не имели курсов мертвых языков. Давали одинаковые права с классической гимназией, но для поступления в университет нужно было дополнительно сдать экзамены по мертвым языкам. В 1871 г. гимназии были преобразованы в реальные училища без права поступления выпускников в университеты. Образование в прогимназиях было шестилетнее. 5-й и 6-й классы делились на основной и коммерческий. Допускались и специальные дополнительные классы для желавших приобрести среднее техническое образование или поступить в высшее техническое заведение. Первые классы были на уровне уездного училища.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018