Ребиков Владимир Иванович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Ребиков Владимир Иванович

Ребиков (Владимир Иванович) - русский композитор (родился в 1866 году), пропагандирующий меломимику, т. е. музыкальное исполнение при соответствующей обстановке и мимике. Р. - музыкальный декадент, не считающийся ни с какими музыкальными законами и формами. Главные его произведения: оперы "В грозу" и "Елка", романсы ("Басни Крылова в лицах"), "Вокальные меломимики". Н. Б-н.

Источник: Биографический словарь. 2008

РЕБИКОВ Владимир Иванович
(31 V 1866, Красноярск - 4 VIII 1920, Ялта)
В 1910-х гг. на улицах Ялты можно было встретить высокого, своеобразного облика человека, всегда ходившего с двумя зонтиками - белым от солнца и черным от дождя. То был композитор и пианист В. Ребиков. Прожив недолгую, но полную ярких событий и встреч жизнь, он искал теперь уединения и покоя. Художника новаторских устремлений, искателя «новых берегов», композитора, во многом опередившего своих современников в применении отдельных выразительных средств, ставших затем основой музыки XX в. в творчестве А. Скрябина, И. Стравинского, С. Прокофьева, К. Дебюсси, - Ребикова постигла трагическая судьба непризнанного у себя на родине музыканта. Ребиков родился в семье, близкой искусству (его мать и сестры были пианистками). Он окончил Московский университет (филологический факультет). Музыкой занимался под руководством Н. Кленовского (ученика П. Чайковского), а затем посвятил 3 года напряженного труда изучению основ музыкального искусства в Берлине и в Вене под руководством известных педагогов - К. Мейербергера (теория музыки), О. Яша (инструментовка), Т. Мюллера (фортепиано).
Уже в те годы зародился интерес Ребикова к идее взаимовлияния музыки и слова, музыки и живописи. Он изучает поэзию русских символистов, особенно В. Брюсова, и живопись зарубежных художников этого же направления - А. Беклина, Ф. Штука, М. Клннгера. В 1893-1901 гг. Ребиков преподавал в музыкальных учебных заведениях Москвы, Киева, Одессы, Кишинева, всюду проявляя себя как яркий просветитель. Он явился инициатором создания Общества русских композиторов (1897-1900) - первой русской композиторской организации. На первое десятилетие XX в. приходится пик высшего взлета композиторской и артистической деятельности Ребикова. Он много и успешно концертирует за границей - в Берлине и Вене, Праге и Лейпциге, Флоренции и Париже, добивается признания таких выдающихся зарубежных музыкальных деятелей, как К. Дебюсси, М. Кальвокоресси, Б. Каленский, О. Недбал, З. Неедлы, И. Пицетти и др.
На русской и зарубежной сценах с успехом ставится лучшее произведение Ребикова опера «Елка». О нем пишут и дискутируют газеты и журналы. Недолгая слава Ребикова угасла в те годы, когда мощно раскрылся талант Скрябина и молодого Прокофьева. Но и тогда Ребиков не был еще забыт окончательно, о чем свидетельствует интерес В. Немировича-Данченко к его последней опере «Дворянское гнездо» (по роману И. Тургенева).
Стиль сочинений Ребикова (10 опер, 2 балета, множество фортепианных программных циклов и пьес, романсы, музыка для детей) полон резких контрастов. В нем смешаны традиции задушевной и непритязательной русской бытовой лирики (недаром на творческий дебют Ребикова очень благожелательно отозвался П. Чайковский, нашедший в музыке молодого композитора «значительную талантливость... поэтичность, красивые гармонии и весьма недюжинную музыкальную изобретательность») и смелые новаторские дерзания. Это наглядно проявляется при сопоставлении первых, еще простых сочинений Ребикова (фортепианный цикл «Воспоминания осени», посвященный Чайковскому, музыка для детей, опера «Елка» и др.) с его последующими произведениями («Эскизы настроений, Звуковые поэмы, Белые песни» для фортепиано, оперы «Тэа» и «Бездна» и др.), в которых на первый план выступают выразительные средства, свойственные новым художественным течениям XX в., как символизм, импрессионизм, экспрессионизм. Эти произведения новы и по созданным Ребиковым формам: «меломимики, мелопластики, ритмодекламации, музыкально-психографические драмы». Творческое наследие Ребикова включает в себя также ряд талантливо написанных статей по вопросам музыкальной эстетики: «Музыкальные записи чувств, Музыка через 50 лет, Орфей и вакханки» и др. Ребиков умел «быть оригинальным и вместе с тем простым и общедоступным, и в этом его главная заслуга перед русской музыкой». /О. Томпакова/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.

Ребиков, Владимир Иванович

— русский композитор (род. в 1866 г.), пропагандирующий меломимику, т. е. музыкальное исполнение при соответствующей обстановке и мимике. Р. — музыкальный декадент, не считающийся ни с какими музыкальными законами и формами, Главные его произведения: оперы "В грозу" и "Елка", романсы ("Басни Крылова в лицах"), "Вокальные меломимики".


Н. Б—н.


{Брокгауз}





Ребиков, Владимир Иванович


— композитор, род. 19 мая 1866 в Красноярске. Двух лет переехал с родителями в Москву, где окончил реальное училище, после чего изучал контрапункт в Берлине у Мюллера и инструментовку у Якша в Вене. Затем Р. жил несколько лет в Одессе, где 1894 поставлена была его 2-актная опера "В грозу" (на сюжет "Лес шумит" Короленко). В то же время Р. сотрудничал в "Одесских Новостях" и "Одесском Листке", а также в "Артисте". Упорные старания Р. основать в Москве (где Р. в 1897 преподавал в Филармоническом Училище), Киеве и Одессе "Общество русских композиторов" не увенчались успехом. В 1898 Р. переселился в Кишинев, где организовал отделение И. Р. М. О. и при нем музык. классы, переименованные 1900 в музык. училище; должность эту Р. оставил 1901, после чего переехал в Москву. Композиции Р. не лишены своеобразности, впадающей, впрочем, временами в очевидные преувеличения. "Музыка — язык чувств", говорит Р., "чувства же наши не имеют заранее установленных форм и окончаний; соответственно этому должна передавать их и музыка". Отсюда — пренебрежение к форме у Р., окончание пьес на диссонирующих гармониях, вообще — несколько декадентский оттенок его сочинений (начиная с op. 10); отсюда же пропагандируемая им "меломимика" т. е. соединение музыкального исполнения с мимикой при соответствующей внешней обстановке. Сочинения Р.: А. Оперы: "В грозу"; "Елка" (на сюжет Достоевского) в 1 д., 1902; В. Для оркестра: 2 маленькие сюиты; С. Для фп: op. 2 (6), op. 5 (7), op. 6 (4), op. 8 ("Rêveries d´automne", 16), op. 9 ("Autour du monde", 18); op. 10 ("Эскизы настроений"), op. 11 ("Меломимики"), op. 13 (10), op. 14 (сюита "Мила и Нолли"), op. 15, op. 17 ("Меломимики"); музыкально-психологические картины: op. 22 "Рабство и свобода", op. 24 "Песни сердца", op. 25 "Стремление и достижение", "Печаль" и др. D. Для хора: op. 19 ("Вокальные меломимики") и др.; Литургия для смешанного хора. Е. Романсы: op. 1 (6), 4 (12), 12, 16 (3), 18 (3), 20 (7); "Басни Крылова в лицах" (36 №№ для сценического исполнения с фп.). F. Для скрипки с фп.: op. 7 (3). Кроме того, 11 сборников различных наименований для школьного и детского пения. Р. перевел также и дополнил русскими примерами "Курс инструментовки" Говарта (Москва, 1898).


{Риман}





Ребиков, Владимир Иванович


(род. 31.V.1866 в Красноярске, ум. 4.VIII.1920 в Ялте) — рус. композитор, пианист. Ученик Н. Кленовского (Москва) и Г. Мюллера (Берлин). Некоторое время преподавал музыку в Берлине, Вене. С 1894 по 1898 жил в Одессе, с 1898 по 1901 в Кишиневе. В обоих городах организовал отд. Русского музыкального общества. В 1901—09 жил преимущ. в Москве. Один из первых представителей муз. модернизма в России. В силу относительной скромности дарования новаторство его было во многом наивным (целотонные гармонии, параллелизмы, соединение музыки с мимикой — "меломимика", — синтез речевых и муз. интонаций и т. п.), подчас носило чисто внешний, декларативный характер, выражаясь в заголовках, названиях (напр., "музыкально-психографическая драма") и литературно-психологических комментариях. Широкой популярностью пользуется его вальс из оп. "Елка".


Соч.: 10 опер, в т. ч. "В грозу" (1894), "Елка" (1903), "Бездна" (1907), "Женщина с кинжалом" (1910), "Альфа и Омега" (1911), "Нарцисс" (1912), "Дворянское гнездо" (1916); инсц. "Басни Крылова", пантомимы; 2 сюиты для орк.; пьесы для фп., многие для детей; ритмодекламации, меломимики; романсы, песни, сб. для школьного пения, хоры.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008