Рецепция античности

Найдено 1 определение
Рецепция античности
эпизодич., в большей или меньшей степени социально обусловл., сознательное заимствование идей, материалов, мотивов из греко-рим. культурного наследия, берущихся за образец, с целью поставить его на службу собств. эстетич., этич., политич. и другим интересам. Его следует отличать от влияния античности, более или менее непрерывного, неосознанного заимствования хозяйств., научных и технич. достижений, а также языковых элементов (слов, выражений) более поздними культурами. К античности обращаются не ради нее самой, не ради «простого удовлетворения филологических интересов». «Даже тогда, когда мы чувствуем себя обязанными сделать что-либо для создания такого произведения, как «Антигона», мы можем это сделать только в том случае, если сделаем это произведение полезным для нас самих» (Брехт). Иными словами, совр. литература, в основе которой лежит Р. а., не является к.-л. отступлением от современности и эскапизмом. Среди др. культур, оказавших существ, влияние на развитие человечества, греко-рим. античность объективно занимает выдающееся место. В условиях демократич. греч. полисов гуманизм был поднят на новый качеств, уровень, характеризующийся новым пониманием сущности человека как творца самого себя и истории как процесса его самовыражения, самоутверждения и самосовершенствования. Благодаря этим и другим отличительным чертам греко-рим. античность рецепцировалась в мировой культуре как качественно, так и количественно в большей степени, чем, например, египетская; в частности, все совр. виды и жанры литературы восходят к античности. Характер Р. а., как и любого другого культурного наследия, в определ. эпоху обусловливается различными факторами, не в последнюю очередь — уровнем и характером историч. науки о древности в предыдущие эпохи. Р. а. может происходить: 1. пассивно, осознанно и выборочно; либо непосредственно, как, например, в отношении произведений изобразительного искусства и архитектуры, которые позволяют получать «эстетическое наслаждение» (Маркс), даже не зная их предыстории; либо опосредованно, как, например, в отношении литературы; в роли посредника в этом случае выступает перевод, а применительно к драматургич. произведениям — инсценировка. 2. активно; через подражание, переделку или создание нового произведения на античную тему, например подражание античной лирике на основе подстрочного перевода, переделка античного произведения («Мир» Аристофана–Такса) или создание оригинального произведения с использованием античного материала («Омфала»; античного прототипа не существовало). Часто активная Р. а. представляет собой многоступенчатый процесс: античное содержание подвергается еще большему изменению; например, Б. Брехт при написании «Кориолана» брал за первооснову одноименное произведение Шекспира, а не античные источники; его «Антигона» восходила не к «Антигоне» Софокла, а к сочинению Гельдерлина. Начала Р. а. относятся к самой античной эпохе, например сбор произведений литературы для передачи из одного поколения в другое. Целенаправл. отбор лит. произведений касался художеств, декламации эпич. произведений и инсценировки драм, лит. критики, истории и теории литературы (например, какие произведения приводит Аристотель в «Поэтике» в качестве примеров, а какие нет), составления резюме (epitomai), компиляций и антологий, цитирования, заимствований, пародий и травести. При отборе произведений происходила многоступенчатая рецепция: греч. оригинал переводился на лат. яз., затем на другой язык и т. д. Наивысшей фазой Р. а. в визант. литературе явился т. н. Палеологовский ренессанс, в Зап. Европе — раннее каролингское Возрождение в период становления буржуазии — ранний буржуазный Ренессанс («перед светлыми образами (греческой старины) исчезли средневековые призраки» (Энгельс)); в этот период возникают новые, антирелигиозные представления о мире и человеке с учетом античных воззрений. В эпоху Просвещения античный материализм, в первую очередь атомистика, оказал в условиях борьбы буржуазии за духовное раскрепощение от оков феодальной идеологии огромное воздействие на развитие философии и науки. Во время Французской революции представители буржуазии восприняли античные историч. иллюзии, чтобы «в своей страсти быть на высоте великой исторической трагедии» (Маркс). Нем. классика обратилась к прогрессивным элементам античной концепции человека, в первую очередь к возникшему в 5 в. до н. э. идеалу гармонич. сочетания свободной, творч. деятельности человека как независимой личности со служением общему делу. В 20 в. позднебуржуазная Р. а. частично затронула те стороны античной культуры, которые были связаны с мистич. представлениями, культивированием инстинктивных страстей; фашизм заимствовал в первую очередь античную воинственность. Прогрессивная буржуазная и социалистич. Р. а. обращается к антивоенным и другим созвучным нам чертам античной культуры. Примером плодотворной Р. а. в духе марксистского учения о культурном наследии может служить развитие сценич. искусства в ГДР начиная с 1945, в первую очередь пьеса драматурга Такса «Мир» (1962). В период величайших человеч. потрясений, вызванных войной, и безудержной гонки вооружений Гаке обращается к размышлениям Аристофана о том, что мир можно завоевать, лишь объединив усилия тех, кому он насущно необходим. Из других произведений авторов ГДР следует отметить пьесы Г. Мюллера «Филоктет» (1965) и «Античные открытия» (Шверин, 1982). Р. а. заметна в лирич. и эпич. творчестве нем. поэтов (Бехер, Маурер, Арендт, Фюман). С различной степенью интенсивности Р. а. проявляется, например, в Сенегале; поэт и президент этой страны Сенгор стремился объединить элементы античной культуры и негритюда. Важную роль в Р. а. в средние века сыграли арабы, занимавшиеся изучением и развитием античной философии, поэтики, естеств. наук и медицины. В немалой степени благодаря им с античной культурой познакомились другие народы. Важной представляется преемственность прогрессивных традиций в Р. а., например в отношении творчества Аристофана — от противника абсолютизма И. Г. Шлоссера и демократа Л. Зегера (оба являлись переводчиками Аристофана) к буржуазным гуманистам 20 в. Фейхтвангеру и Кортнеру (творчески переработавшим произведения Аристофана) и социалистич. авторам, таким, как Гаке. При Р. а. возникали, естественно, и недоразумения; например, в 18 в. возникший тогда свободный ритм в стихосложении ошибочно возводили к Пиндару. Также и «открытие» оперы связано с заблуждением: с ее помощью предполагали оживить античную трагедию.

Источник: Словарь античности. 1989



Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
1.36 мб

Рецепция античности - социальный конструкт?

Мягков Герман Пантелеймонович
В статье обосновывается специфика постмодернистских интерпретаций феномена «рецепция античности» как социокультурного конструкта.
Читать PDF
368.51 кб

Фабий Планциад Фульгенций и первая рецепция античности

Литовченко Е. В.
Читать PDF
189.02 кб

Античность в современной культуре: теория и практика рецепции

Чиглинцев Е. А.
Академическая и массовая культура по-разному воспринимают и репрезентируют античность: если для культуры академической характерна полноценная рецепция непосредственно из античного наследия вплоть до прямого его воспроизведения, то
Читать PDF
325.43 кб

Своеобразие рецепции античности в поэзии Н. Зерова и О. Мандельштама

Мельнишина Татьяна Павловна
В статье подается компаративный анализ рецепции античности в творчестве Николая Зерова и Осипа Мандельштама. Рассматривается трансформация «аполлоновского» и «дионисийского» начал в поэзии авторов.
Читать PDF
386.91 кб

Творчество Д. С. Мережковского 1890-х гг. В свете рецепции античности

Дехтяренок Анна Валерьевна
Анализируется творчество Д.С. Мережковского 1890-х годов в свете рецепции античной культурной парадигмы. В контексте заявленной темы исследуются наиболее важные и интересные для творчества писателя темы, образы и мотивы.
Читать PDF
278.16 кб

Гендерные и колониальные практики рецепции античности в историографии

Ашаева Анастасия Валерьевна
В статье представлены теоретико-методологические подходы к изучению рецепции античного наследия в контексте гендерной идентичности и колониальной/постко­лониальной культуры.
Читать PDF
275.53 кб

Грация в зеркале греческого мифа, рецепции античности Ф. Шиллера и философии жизни

Бажанова Р. К.
В статье рассматривается грация и грациозность как концептуальный элемент артистизма в постнеклассической философии культуры. Прослеживается вклад в развитие грации и грациозности античного мифа, Ф.Шиллера, А.Бергсона.
Читать PDF
232.69 кб

Ценное исследование о рецепции античности в массовой культуре конца XIX начала XXI в

Козлова Мария Игоревна, Филимонов Владимир Альбертович
Рецензия на книгу: Чиглинцев Е.А. Рецепция античности в культуре конца XIX начала XXI вв. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2009. 290 с.Review of the book: Chiglintsev E.A.
Читать PDF
684.82 кб

«Описание Эллады» Павсания в эпоху поздней Античности и Средневековья: проблема рецепции

Выскубов Станислав Павлович
В статье, посвященной рецепции «Описания Эллады» Павсания в поздней античности и средневековье, освещается проблема цитирования и обращения к этому сочинению со времени его создания во II в. н.
Читать PDF
282.83 кб

Постколониальный дискурс и рецепция античности: африканская идентичность греко-римского мира

Ашаева А.В.
Предпринимается попытка продемонстрировать, как теоретико-методологический комплекс постколониальных исследований и интеллектуальная традиция, возникшая в африканских странах во второй половине XX века, формируют совершенно новое
Читать PDF
464.27 кб

Рецепция античности как метаморфоза «Пограничья» в польском интеллектуальном контексте второй полови

Ашаева Анастасия Валерьевна, Чиглинцев Евгений Александрович
Статья посвящена исследованию польской историографии рецепции античности в контексте специфического исторического опыта региона Центральной и Восточной Европы во второй половине XX начале XXI в.
Читать PDF
317.93 кб

Рецепция античности в системе образования России в XIX В. Как путь формирования консервативной идеол

Самойлова Мария Павловна
Статье рассматривается один из аспектов темы рецепции античного наследия в истории и культуре России вопрос о рецепции античности в образовании.
Читать PDF
256.32 кб

Рецепция античности: Актуальные исследовательские тенденции в современном зарубежном антиковедении (

Ашаева Анастасия Владимировна, Чиглинцев Евгений Александрович
В статье представлены теоретико-методологические основы современных исследований рецепции античности как межкультурной коммуникации и базирующиеся на них модели рецепции и междисциплинарные исследовательские практики.
Читать PDF
295.75 кб

Рецепция античности в немецкой литературе ХХ столетия и ее влияние на интерпретацию мифологемы Ифиге

Гура Наталья Петровна
В статье исследуется восприятие литературой Германии античного наследия в контексте меняющейся культурно-исторической обстановки ХХ века и его влияние на трансформацию традиционных образов и сюжетов.