ежедневная газета, центральный орган партии кадетов, ведущая либеральная газета России. Издавалась в 1906-17 в С.-Петербурге - Петрограде. Фактические редакторы - И. В. Гессен, П. Н. Милюков. Закрыта после октября 1917.
РЕЧЬ
РЕЧЬ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
РЕЧЬ
общение с помощью языка, система принципов пользования языком. В зависимости от деятельности (восприятие/порождение) и от фактуры (звук/графика) речь осуществляется как слушание и говорение (устная) или чтение и письмо (письменная). Искусство устной речи культивировалось с античных времен риторикой, которая в России стала распространяться с 17 в. Письменная речь обладает большим культурным авторитетом, она всегда преобладала в школьном обучении, собственно, для обучения письменной речи и была организована школа, образованность связывалась прежде всего с владением письменной речью. Фактура речи вносит различия в язык: разница фонетики чтения и говорения, сложность синтаксиса письменных текстов. Каждый новый вид речи (телеграфный, телефонный, радио, телевизионный, компьютерный) порождает свои особенности языка. Современная культура речи предполагает владение всеми видами речи, умение воспринимать и создавать тексты любой фактуры.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
"РЕЧЬ"
ежедневная газета с приложениями, центр. орган кадетской партии. Выходила в Петербурге с февр. 1906 под фактич. ред. П. Н. Милюкова и И. В. Гессена; издатели: Ю. Б. Бак, В. Д. Набоков, И. И. Петрункевич и др. Критикуя по частным вопросам правительств. политику, газета подвергалась цензурным репрессиям; отсюда популярность "Р." в среде либерально-бурж. интеллигенции. После Февр. революции 1917 злобно выступала против большевиков. В. И. Ленин характеризовал "Р." как газету капиталистов, к-рая занимается грязными инсинуациями против социалистов (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31, с. 125-26 (т. 24, с. 11)). Закрыта Петрогр. ВРК 26 окт. (8 нояб.) 1917, после чего выходила под назв. "Наша речь", "Свободная Речь", "Век", "Новая Речь", "Наш век", сохраняя антисов. направление. Окончательно закрыта в авг. 1918. Лит.: Рус. периодич. печать (1895 - окт. 1917). Справочник, М., 1957; Библиография периодич. изданий России. 1901-1916, т. 3, Л., 1960. Г. М. Горфейн. Ленинград.
Речь
высшее достижение эволюции, служащее уникальным средством общения в человеческом обществе. Известно много видоспецифических форм общения у разных животных с помощью химических веществ, движений и звуков, однако речь человека от них качественно отлична. Речевая деятельность – это общение, опосредованное языком; один из видов коммуникативной деятельности человека. Речь возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и как одна из форм проявления возникающего сознания. Речевые средства в этом процессе постепенно потеряли свой «естественный» характер и стали системой искусственных сигналов. При этом они не просто тем или иным образом организуют в принципе независимую от них деятельность, а вносят в нее новое объективное содержание (слово как единство общения и обобщения) и этим способствуют перестройке ее структуры: в языковом знаке фиксируются не только внешние, природные связи объектов, но также связи и отношения, возникающие в самом процессе деятельности. Одна из принципиальных особенностей речи состоит в том, что она является одновременно орудием мышления, позволяю щим осуществлять операции отвлечения и обобщения. И.П. Павлов выделил речевую функцию в особую категорию высшей нервной деятельности, назвав ее второй сигнальной системой. В отличие от общей для человека и животных первой сигнальной системы, связанной с анализом сигналов внешнего мира, вторая сигнальная система оперирует со словами, которые служат сигналами конкретных сигналов и представляют собой отвлечение от действительности. Речевая деятельность обеспечивается сложной функциональной деятельностью мозга. В современной психологии различают экспрессивную и импрессивную формы речи. Первая из них представляет собой процесс кодирования мысли с помощью внутренней речи в развернутую речь, основывающуюся на грамматической структуре языка. Импрессивная речь является обратным процессом, состоящим в декодировании речевого высказывания и выделении содержащейся в нем мысли. С учетом психологического строения речевой деятельности, представления о ее морфофизиологической организации в значительной мере основывается на анализе разнообразных речевых дефектов при повреждениях мозга. В 1861г. П. Брока установил, что задняя треть нижней лобной извилины имеет отношение к речевой функции. Ее повреждение сопровождается нарушением экспрессивной речи. Эта область, получившая впоследствии название центр Брока, расположена непосредственно впереди двигательного представительства мышц лица, ротовой полости и гортани, т.е. мышц, принимающих участие в осуществлении речи. Брока также обнаружил, что стойкие афазии наблюдаются в основном в случае повреждения указанной области в левом и крайне редко в правом полушарии. В 1874г. К. Вернике описал случай повреждения задней трети верхней височной извилины левого полушария, который сопровождался афазией с иной симптоматикой, чем при поражении центра Брока. Больной мог быстро говорить, но его речь была малосодержательна. Кроме того, у него наблюдалась потеря смыслового восприятия речи. Афазия в случае поражения центра Брока проявлялась в замедлении темпа речи, пропуске отдельных слов и окончаний при сохранении понимания разговорного языка. Информация о произнесенном слове из слуховых областей коры поступает в центр Вернике. Для воспроизведения слова соответствующая ему структура ответа (паттерн) из центра Вернике поступает в центр Брока, откуда следует команда в моторное представительство речевых мышц. При произнесении слова по буквам акустический паттерн следует в угловую извилину – область, расположенную сзади центра Вернике, где преобразуется в зрительный паттерн. При чтении слова информация о нем направляется из зрительных областей в угловую извилину, а затем в центр Вернике, где извлекается соответствующая форма слова. У большинства людей понимание написанного слова связано с воспроизведением его слуховой формы в центре Вернике. У глухонемых от рождения центр Вернике не принимает участия при чтении. Для нормальной речевой деятельности необходима целостность зрительных и слуховых областей, моторного представительства речевых мышц, центров Брока, Вернике и угловой извилины. Нейрофизиологические исследования, выполненные Н.П. Бехтеревой, показали, что мозговая система обеспечения речи включает, наряду с корковыми центрами, некоторые подкорковые, и прежде всего ряд ассоциативных структур таламуса. Кроме того, речевая деятельность связана с определенным оптимальным уровнем бодрствования и сознания. Наконец, необходима интактность межполушарных связей. После поражения мозолистого тела, самого большого межполушарного пути мозга, больной не способен читать при появлении слов в левом зрительном поле, правильно писать и выполнять команды левой рукой, а также называть знакомые предметы, находящиеся в левой руке. Это происходит в результате одностороннего контроля речи. Функциональное различие полушарий (доминирование) находит свое отражение в асимметрии макроструктуры мозга. Установлено, что область Вернике левого полушария по своей протяженности достоверно больше, чем соответствующая область правого полушария. Аналогичные различия имеются уже у новорожденных, что указывает на генетическую предопределенность морфологической и функциональной асимметрии мозга. В то же время у детей лучшее восстановление некоторых видов нарушений речи, чем у взрослых. Это определяется потенциальной готовностью правого полушария в раннем детском возрасте участвовать в речевой функции. Наблюдения над детьми с полностью изолированными полушариями в результате пересечения мозолистого тела показали, что до 4-летнего возраста речевая функция представлена почти равномерно в обоих полушариях. В дальнейшем она постепенно латерализуется и в большинстве случаев становится левосторонней. Наименее выраженные афазии у взрослых при повреждении центров речи отмечаются у левшей, хотя у них левое полушарие в большинстве случаев является доминантным для речи. См. Антропогенез, Письменность, Язык.