Быт 14.5; 15.20; Вт 2.11,20; 3.11; Нав 12.4; 17.15; 2Ц 21.18,22; 1Пар 20.4,6,8)-исполины среди людей, жившие во многих местах Палестины уже во времена Авраама, а может быть и раньше (возможно, имеет то же значение, что и слово «исполины», см.). В Иов 26.5; Ис 14.9; 26.14 это слово имеет значение «духи умерших». (См. Емимы, Замзумимы, народы древней Палестины)
Рефаимы
Рефаимы
Рефаимы
т.е. великаны, населявшие Палестину во времена Авраама (Быт. 14:5; 15:20). Потомки их существовали спустя еще долгое время. Царь Ог во время Моисея происходил от них; они упоминаются также в книге И Нав. 12:4; 17:15. Во время Давида несколько потомков Рефаимов жили в Гефе (2 Цар. 21:18 и дал.; 1 Пар. 20:4 и дал.). Некоторые предполагают, что евр. слово «нефилим» (исполины) в Быт. 6:4 обозначает именно этих великанов, «потомков сынов Божиих и дочерей человеческих». (Срав. Иуд. ст. 6 со 2 Пет. 2:4). Долина Рефаимская — плодородная долина, к югу от Иерусалима (Ис. 17: 5; И. Нав. 15-8; 18:16), где Давид разбил филистимлян (2 Цар. 5:18; 5: 22; 1 Пар. 14:9 и дал. ; Срав. 2 Цар. 23:13).
РЕФАИМЫ
исполины; Быт 14:5, Вт 2:11, Нав 12:4 и др.) — один из древнейших народов, обитавших некогда в Палестине. Он назывался так по имени своего родоначальника Рафа и отличался необыкновенною величиною роста и силой. Мы видим этот народ между Ханаанскими племенами с самых древних времен, именно он существовал уже во времена Авраама и тогда был побежден Кедорлаомером, царем Еламитским (Быт 14:5). Место жительства его находилось в различных местах: в земле Васанской, в земле Моавитской, в земле Амонитской и др. С Рефаимами в Свящ. Писании нередко соединяются и также называются Рефаимами и некоторые другие племена, отличавшиеся необыкновенном ростом и исполинскою силою, каковы наприм. Енакимы, Зузимы, Емимы, Замзумимы. Во время вступления Евреев в землю Обетованную, собственно Рефаимов, как племени, уже не существовало, оставались только некоторые из их потомков, как например во времена Моисея — Ог, царь Васанский, во времена Навина — Енакимы в Хевроне и в земле Филистимской, во времена Давида, Голиаф, Иесвий, Лахмий, брат Голиафа, живший также в земле Филистимской. Слово Рефаимы в некоторых местах Свящ. Писания имеет и другое значение, именно в Иов 26:5, в Ис 14:9-10, 26:14-19 и других оно означает умерших. Поводом к такому смыслу и значению слова может быть служила мысль о Рефаимах, как о народе не существующем более среди живых и принадлежащем к царству мертвых, каковое понятие распространили потом и на всех умерших. В разительных чертах изображает состояние их в преисподней прор. Исаия, говоря о царе Вавилонском: “Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой” (Ис 14:9-11).
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990