Знаменитый и гениальный концертный исполнитель–гитарист. По данным некоторых авторов родился в Лионе. По данным Грове в “Словаре музыки и музыкантов”, родился в Генуе в 1822 году. Отец его был итальянец, а мать немка. Музыке и игре на гитаре научился у своего отца. Он быстро стал незаурядным музыкантом в такой степени, что в это было трудно поверить, если бы не подтверждение корреспонденции, отправленной тогда из Парижа в газету “Музикалише Анезайгер”, где было написано: “С большим успехом дал концерт мальчик с небесно–голубыми глазами и светлыми кудрявыми волосами, завоевав симпатию публики игрой уже на многих концертах. 27 апреля он даст концерт вместе с другим молодым итальянцем, Пилиджио ди Торино, учеником Паганини, скрипачом. Мы не знаем результатов этого концерта, так как мы не нашли о нем свидетельств. Однако, нам известно, что вскоре после этого маленький гитарист стал жить в Англии, а в 1831 году, когда Паганини ездил в Лондон, Регонди должен был дать несколько концертов. Это подтверждает одна корреспонденция из Лондона: “Рядом с Паганини хорошо выступает мальчик, музыкант–вундеркинд. Ему немногим более 8 лет и он играет на испанской гитаре с таким совершенством, что обычная публика и посвященные очарованы. Его большое искусство в таком детском возрасте, производит глубокое впечатление. Регонди побывал в Германии и в Австрии и давал концерты в Вене, Праге, Липсии, Монако, Ратисбоне и в других городах меньшего размера, в сопровождении английского виолончелиста Лиделя. Регонди уже не был мальчиком. С годами его искусство созрело и укрепилось: восхищение его чрезвычайной виртуозностью всегда и везде вызывало страстный восторг. Из журналов того времени явствует, что Регонди был также замечательным исполнителем на мелофоне. Мелофон, дословно цитируя автора венской хроники, ничто иное, как усовершенствованный аккордеон. Его звук более острый и включает три октавы: его регистры воспроизводят звук рожка, “гобоя” и флейты. Регонди мощно и искусно играет на этом усовершенствованном инструменте, исполняя труднейшие пассажи и сложные мелодии с замечательной точностью и выразительностью.
Этот инструмент, на котором с таким мастерством играл Регонди, можно сравнить с фисгармонией или, лучше сказать, тем, что мы обычно называем “органом”, инструмент, еще в настоящее время широко распространенный и у нас и в странах и за рубежом. Он был придуман в Германии в 1822 году, усовершенствован и синхронизирован, как по инструкции, так и в части аккомпанемента в Англии, где его в просторечии называют “концертино”.
Включение этого популярного инструмента в концерты Регонди заставляет предположить, что исполнение было в той же манере, как сегодня некоторые редкие виртуозы на самых экзотических инструментах играют в современном варьете. Мы тут же развеем законные сомнения читателя уверением, что темперамент Регонди не был темпераментом исполнителей тривиальной музыки, даже на органе, это подтверждает и сам автор хроники: “На гитаре он мастерски исполнил следующие вещи: “Воспоминание о Губеллинсе” Тальберга, “Увертюру Семирамиды” Россини, исполненную с такой силой, что она производила впечатление полного гитарного оркестра. На мелофоне он исполнил “Аллегро” из одного скрипичного концерта Де Берио и “Кончертино” Майзедера. Виолончелист Лидель исполнил только одну “Фантазию” на тему “Нормы” с вариациями Кумера и оригинальное болеро. В завершение два артиста вместе исполнили три концертных дуэта Берера, Шуберта и Кумера. За их особые заслуги, добавляет хроникер, они удостоились чести играть в дворцовых апартаментах.
Мы считаем излишним шаг за шагом проследить за странствиями артиста по крупнейшим городам Европы. Все авторы хроник единодушно признают его чрезвычайное умение, регистрируя его триумф там, где всегда была жива память о знаменитом гитаристе Мауро Джулиани.
Хроникер описал несчастный эпизод, произошедший с товарищем Регонди, а другой еще раз подтверждает, что на любом инструменте, даже самом скромном, когда им владеет умелая рука и оживляет артистический темперамент, можно добиться триумфа и искренних аплодисментов публики. Вот что пишут авторы хроник:
Из Вены: “Сеньор Регонди, редкий виртуоз на гитаре и на мелофоне, со своим товарищем Хосе Лиделем, пользуются большим успехом. На пятом и шестом концерте собралась многочисленная публика. Но на одном из этих концертов виолончелистов Лидель ошибся в одном из пассажей, возмущенная публика кричала и свистела и артист в огорчении поднялся, ушел со сцены и больше не появлялся”.
Из Дрездена: “Концертный исполнитель сеньор Регонди выступил перед публикой и добился значительного успеха. Мы искренне должны сказать, что никогда не занимались романтическим инструментом, но услышав Регонди, мы искренне в этом раскаялись. Мы уделили особое внимание сочинениям молодого музыканта, но по своему стилю это произведения большого значения. Искусство Регонди можно назвать хорошим искусством, оно здоровое и приятное, с любой точки зрения и учитывая природу “несчастного” инструмента, справедливо оценить замечательные данные исполнителя, который выдает эффекты гармоник, пассажей, исполненных с замечательным мастерством гармонии и арпеджио, настолько приятных для слуха, что они вызывают восторг у публики, не подозревающей о множестве технических трудностей, которые преодолевают, прежде, чем добиться такого результата на таком простом инструменте, с которым рискуешь наскучить публике.
Только из–за одного этого надо воспевать искусство Регонди, умеющего победить ошибочные предрассудки. Регонди отличается от других артистов, которые до него представали перед публикой на таких концертах. Он извлекает из 8–ми струнной гитары красивейшие и чистые звуки по всей ее естественной шкале, благодаря мощной технике он преодолевает самые крутые пассажи ясно и точно. Мы должны адресовать ему похвалы, которые он действительно заслуживает”. Убежденный автор хроник заключает: “Очень хорошо исполнена “Увертюра из Семирамиды” Россини и “Фантазия на тему Дон Жуана” Тальберга.
Нам немного известно о дальнейшей артистической карьере уже взрослого Регонди. Очевидно, как и многие другие знаменитые музыканты, он ушел в отставку, не принеся какого–то разочарования, или полученный доход дал возможность вести более спокойную и удобную жизнь без неприятностей путешествий, которые в те времена были утомительными и длинными. С другой стороны, на музыкальном горизонте намечалась смена вкусов и моды, очевидно, из–за распространения музыки для фортепиано, инструмента, на котором не затрачивая много усилий и преодоления трудностей, характерных для гитары, музыкант может добиться славы и заработать деньги. Как бы то ни было, Регонди, как Джулиани и Леньяни, скоро исчез с музыкального горизонта. Мы больше ничего не знаем об его артистической деятельностью.
Джулиани Регонди был большим другом знаменитых гитаристов своего времени, в частности, Соколовского и Шульца, которые одновременно с ним пользовались большим успехом в Англии.
Творческое его наследие небольшое, но в немногочисленных сочинениях он показал мастерство, сравнимое только с его абсолютным владением инструментом. Именно поэтому все его произведения очень трудны для исполнителя и доступны только выдающимся гитаристам. Может быть из–за этого его опусы нечасто можно услышать в репертуаре гитаристов.
Регонди всегда выступал только за границей, в частности в Англии и его произведения выпускались только иностранными издательствами. “Свободное немецкое общество по пропаганде хорошей музыки для гитары”, расположенное в Аугсбурге, выпустило несколько его этюдов, остальное опубликовало знаменитое издательство Иохана Андре из Оффенбаха.
Из этих сочинений мы можем указать интересующимся на сочинения № 22 и 23, а особенно опус 19, суперпродукция музыки для гитары по ее оригинальности и элегантности гармонии, достойна войти в число выдающихся произведений прошлого века. По данным некоторых биографов выдающийся генуэзский виртуоз умер в Лондоне 6 мая 1873 года. Очевидно в возрасте 50 лет (заметка из “Коррьере музикале деи Пикколи”).