Рейсдал

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

РЕЙСДАЛЬ
Якоб (1628–1682) — голландский живописец, рисовальщик и график. Первоначально находился под влиянием гарлемских пейзажистов и поэтому его ранние произведения отличают суровая холодная гамма красок и резкие контрасты светотени, которые вместе создают ощущение драматической изменчивости жизни («Домик в роще, 1646; «Пейзаж с путником», 1647 и др.). В зрелый период творчества Рейсдаль создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи. К периоду творчества художника 1650–1660-х гг. принадлежат лучшие его картины. Произведения этого периода проникнуты ощущением сурового величия природы, отличаются материальной осязаемостью форм, мастерской передачей динамики световоздушной сре-ды. На них запечатлены спокойные по настроению широкие голландские равнины, виды городов и различных зданий («Равнина», 1670; «Вид Амстердама»,
 1670; «Лесной вид», 1653 и др.). Произведения последних лет жизни Рейсдала, изображающие фантастические горные пейзажи с низвергающимися водопадами полны сурового величия и создают мрачное миро-ощущение жизни («Горы Норвегии», «Водопад»). Рассчитанное на сильное эмоциональное воздействие, искусство Рейсдала с его глубоким философским смыслом не пользовалось при жизни художника большим успехом.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Рейсдал
, Саломон ван (Ruysdael, Ruisdael, Salomon van) 1600—1603, Нарден, Сев. Голландия — 1670, Харлем. Голландский живописец. С 1616 работал в Харлеме; в 1623 — член гильдии живописцев. Испытал влияние Э. ван Велде. Писал пейзажи и натюрморты. В 1630-х Рейсдал оказался близок Я. ван Гойену в композиционных и живописных приемах, создающих обобщенный образ равнинной природы Голландии. Небольшие пейзажи, ничем не ограниченные с краев, с низким горизонтом и простором огромного облачного неба написаны в серебристо-серой тональности, передающей влажность воздуха, смягчающего резкие очертания предметов. В 1640-е, в период творческой зрелости Рейсдала, излюбленным мотивом творчества которого было изображение полноводных голландских рек с селениями и деревьями на низких берегах, его композиции достигли ясной простоты и уравновешенности, а цветовая гамма большего, чем у Гойена, разнообразия коричневатых, красно-желтых и зеленоватых тонов. Произведения: Речной пейзаж (ок. 1630), Пейзаж с паромом (1649, обе — Амстердам, Рейксмузеум), Речной пейзаж (1631), Переправа через реку (обе — Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Пейзаж с фигурами (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Речной пейзаж близ Харвена (Гаага, Маурицхейс), Паром (1657, Антверпен, Королевский музей изящных искусств), Вид на Девентер (1657, Лондон, Нац. галерея), Башня у проезжей дороги (Мюнхен, Старая пинакотека). Один из самых поэтичных речных пейзажей художника — Переправа на пароме в окрестностях Арнема (1651, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), в котором сочетание слегка затененного переднего плана и тающего в яркой дымке далекого водного горизонта создают впечатление необъятной воздушной глубины.
Лит.: Stechow W. Salomon van Ruysdael. Berlin, 1938; Levey M. Ruisdael: Jacob van Ruisdael and other painters of his family. London, 1977.
Т. Каптерева

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Похожие термины:

  • Рейсдал, Якоб ван

    Ruysdael, Ruisdael, Jacob van) 1628 или 1629, Харлем — 1682, Амстердам. Голландский живописец, рисовальщик и офортист. Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала. Работал в Харлеме, с 1648 — член гильдии живописцев. Пер