Реисламизация татар-кряшен Вятской губ. в посл. трети XIX в

Найдено 1 определение
Реисламизация татар-кряшен Вятской губ. в посл. трети XIX в.
процесс возвращения татар-кряшен из христианства в ислам. Р. приняла массовый характер в Вятской губ. к кон. 1860 г. Епархиальный инородческий миссионер Ф. Гаврилов в 1895 г. в своем рапорте в Вятскую духовную консисторию выделял три причины р.: внешнюю привлекательность «магометанства», активную деятельность татар-мусульман по пропаганде ислама, недостаточное знание крещеными татарами православия. Миссионерская деятельность в отношении крещеных татар Вятской губ., не желавших оставаться православными, в течение 1860–70 гг. была малоэффективной. Поэтому в 1871 г. вятским губернатором было сделано распоряжение о принятии самых строгих мер для пресечения магометанской пропаганды в местах, где проживали кряшены. Вятский архиерей в свою очередь вынес распоряжение для местного духовенства об увещаниях крещеных татар. В вопросе о методах борьбы с р. православное духовенство предлагало более решительные меры, которые не всегда получали поддержку гражданского начальства. Так, просьба вятского архиерея о том, чтобы на полицию Елабужского уезда, где произошло большинство отпадений, была возложена обязанность иметь деятельный надзор за действиями мулл, вызвала сомнение у губернатора: «следить за действиями мулл открыто... незаконно, а следить за действиями татар полиция, при обширных ея обязанностях, не будет иметь возможности». К вернувшимся в ислам кряшенам применялись администр. и др. виды наказания. Циркуляром губернатора Чарыкова от 3.01.1875 г. сообщалось, что опека над имуществом уклонившихся из православия в магометанство учреждается по распоряжению администр. власти. Уездным исправникам предписывалось обо всех случаях отпадений, после производства дознания, сообщать епархиальному начальству для увещания уклонившихся; в случае же обнаружения ими «совратителей» крещеных татар в ислам дознания должны были передаваться судебным следователям для производства следствия. Так, по распоряжению главы МВД от 4.03.1877 г. трое братьев Гизятуллиных, обвиняемых в пропаганде отпадения в ислам среди крещеных татар Кырындинского прихода Елабужского уезда и противодействии строительству в с. Кырынды каменной церкви, были высланы под гласный надзор полиции в татарские села Слободского и Глазовского уезда. За время высылки их хозяйство пришло в упадок, т.к. денег из казны на свое содержание они не получали (хотя ходатайства высланных о назначении им такового поддерживались исправниками данных уездов). В родные места они смогли вернуться только во 2-й пол. 1880-х гг. Для пресечения распространившегося в 1881–82 гг. открытого отпадения крещеных татар д. Сардабаша и Сюбаша Малмыжского уезда были отданы под суд наиболее активные деятели этого движения Парфен Иванов, Иван Парфенов, Федор Александров и Терентий Алексеев. В 1883 г. они были сосланы в Сибирь на поселение, где первые двое вскоре умерли. Оставшиеся, как отмечал миссионер, «к несчастью», через три года смогли вернуться обратно в силу царского помилования, пообещав за это быть верными православию. Крестьянка д. Муваж Асановской вол. Елабужского уезда Екатерина Иванова по распоряжению епархиального начальства летом 1887 г. за уклонение в ислам и «внебрачную связь» с мусульманином была направлена на отбывание епитимии в Вятский Преображенский монастырь сроком на 7 лет; родившийся к этому времени у нее ребенок был помещен в земский сиротский приют в г. Вятке. Подобные примеры были не единичны. Тем не менее, несмотря на принятые меры, тенденция отхода от православия у крещеных татар сохранялась. Большинство случаев перехода кряшен в ислам было в Елабужском уезде (приходы Кырындинский, Алнашский, Кураковский, Пьяноборский), а также в Мещеряковском и Кулыжском приходах Малмыжского уезда и Троицком Сарапульского уезда – всего 729 чел. В 1895 г. в Елабужском уезде 695 крещеных татар даже пытались оформить официально свой факт перехода в ислам. Меры, направленные на противодействие р., приводили преимущественно к озлоблению как формально считавшихся православными татар, так и собств. мусульман. Епископ Вятский и Слободской в своем отчете в Св. Синод о состоянии епархии за 1888 г. писал: «Проникнутые ненавистью к христианству, все отступники с озлоблением относятся ко всему христианскому и, конечно, стараются не пропускать случая, считая своим долгом внушать подобные же чувства и православным одноплеменникам своим». Очевидно, это и было причиной того противодействия, которое встретила постройка «с миссионерской целью» каменной церкви в с. Кырынды, население которого состояло из крещеных татар (большая часть которых отпала в ислам и даже приняла мус. имена) и татар-мусульман. По рапорту Елабужского уездного исправника от 4.08.1879 г., крещеные татары не только не давали христианам строить православную церковь, но даже «отведенное для ее постройки место заняли срубами и обратили в пашню... Во всех действиях видно полное нерасположение татар к христианам, вообще отношение татар к христианам самые натянутые, также не очень хороши отношения их к местным волостным и сельским властям. Крещеные татары подати платят плохо, при требовании явиться в волостное правление по делам являются редко и вообще уклоняются... ослушания противу сельских властей встречается почти на каждом шагу». Возведение храма стало возможным лишь благодаря активному вмешательству администр. органов власти. Новый протест мус. населения вызвало сооружение сараев по производству кирпича для строительства церкви на участках земли, переданных под эту цель русскими крестьянами д. Турдали, фактически слившейся с с. Кырынды. Несмотря на избрание села местом пребывания полицейского урядника, напряженные отношения между мусульманами и православными вылились в поджог 3.10.1884 г. хлеба, хранящегося в кладях, у 4 русских крестьян, наиболее активно выступавших за постройку кирпичных сараев. Виновные в поджоге 5 татар были привлечены к ответственности судебным следователем. Волнения стихли только после того, как за активное сопротивление постройке церкви в 1886 г. три человека были приговорены Сарапульским окружным судом к содержанию в арестантских ротах. Более эффективными оказались меры противодействия р., принимавшиеся в Малмыжском и Уржумском уездах. Здесь было большое количество миссионерских школ, среди приходского духовенства были крещеные татары, в богослужении использовался татарский яз., при распространении христианства среди татар использовались беседы, наставления. Так, благодаря деятельности местного священника, крещеного татарина, к 1895 г. отпавшие татары д. Бектешевской Малмыжского уезда вернулись в православие. Тем не менее, несмотря на усилия РПЦ, движение крещеных татар по возвращению в ислам стало одним из заметных явлений в истории татарского народа в XIX – нач. XX вв. по всей стране. Лит.: ГАКО, ф. 237, оп. 74, д. 2215, л. 78; д. 2233, л. 15–16; д. 2241, л. 479–479 об.; оп. 222, д. 316, л. 1065, 1066; ф. 582, оп. 139, д. 102, л. 49, 88, 102, 108 об., 133, 142, 170; ф. 811, оп. 1, д. 462, л. 41; Касимова Э.Г. Реализация государственной конфессиональной политики среди удмуртов, марийцев и татар Вятской губернии в 1870–1905 гг. (рукопись): дисс. … канд. истор. наук. – Киров, 2006, с. 128–32; РГИА, ф. 821, оп. 8, д. 7б7, л. 60 об. – 61, 90 об. – 91. Д.К.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009