РЕЙТЛИНГЕР Юлия Николаевна (сестра ИОАННА)

Найдено 1 определение
РЕЙТЛИНГЕР Юлия Николаевна (сестра ИОАННА)
1898 (С.-Петербург) - 1988 (Ташкент). Иконописец. Внучка генералов Н. Рейтлингера и Ю. Ганецкого. Детство провела в Петербурге; на каникулы выезжала в Финляндию, где исполнила первые пейзажи акварелью. В 1915 окончила частную гимназию М. Мещерской и поступила в 4-й класс Рисовальной школы ОПХ. После Февральской революции прервала учебу. Вместе с тремя сестрами и кн. О. М. Оболенской уехала по настоянию матери в крымское имение Саяни. Летом 1917 встретилась в Крыму с философом С. Н. Булгаковым (с 1918 о. Сергий), под влиянием личности которого оставалась до конца жизни. В 1919 вместе с сестрой Екатериной перешла границу с Польшей, была направлена в Ровно, затем устроилась в Варшаве. В 1920 переехала в Прагу, поступила в АХ и получила стипендию чехословацкого правительства. В Праге вновь встретилась с о. Сергием, стала членом Религиозно-философского общества и начала изучать искусство иконописи. В 1925, благодаря помощи о. Сергия, который стал деканом Русского Богословского православного института, переехала в Париж и до смерти священника (1944) находилась при его семье. В 1920-е по совету Б. А. Мещерского стала посещать мастерскую Les Ateliers d ’Art Sacre, основанную М. Дени и Ж. Девольером. Занималась иконописью у старообрядца П. М. Софронова. В 1928 вступила в общество «Икона» и постоянно участвовала в его выставках. В начале 1930-х приняла монашество под именем Иоанна. Исполнила фрески для церкви в Медоне, близ Парижа, триптих для храма Богословского колледжа в Мерфилде, на севере Англии (по заказу Братства св. Албания), иконы и одноярусный иконостас для монастыря в Мозене, иконостас в храме Общежития матери Марии в Париже, множество икон малого формата в традициях русских монастырей XIX-начала XX века. В 1945—46 по приглашению Братства св. Албания работала в Лондоне, исполнила фрески и иконостас для домашней церкви на улице ЛэйдброкГров. Оформила несколько книжек для детей: «Картинки-листки» (напечатана ею собственноручно), «Мальчик у Христа на елке», «Где любовь, там и Бог» (не изданы), «Сказка об Алеше» и «Герасим и лев». В 1946 переехала к сестре в Прагу. Исполнила триптих для церкви на улице Рясслова в Праге и расписала несколько экс-униатских церквей в Медзилаборце (Восточная Словакия). Из-за политики чехословацких властей в отношении церкви оставила иконопись и вернулась к светской живописи. Писала портреты и пейзажи, копировала репродукции из советских журналов, безуспешно пыталась вступить в Союз художников. В 1956 вернулась с сестрой в СССР и была направлена для проживания в Ташкент. Получила должность учителя рисования; зарабатывала на жизнь росписью шарфов и платков. В 1970-80-е ежегодно проводила лето в Москве. Благодаря поддержке московских друзей вернулась к религиозной живописи и последние двадцать лет писала только иконы.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999