Рея

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Рея
металлический или деревянный брус, прикрепленный к мачте или стеньге параллельно палубе. Служит для крепления к нему прямых парусов, а также для подъема сигналов и установки антенн.

Источник: Словарь военных терминов

Рея
(греч. Rhea или Rheie, лат. Rhea), дочь Урана и Геи, сестра и супруга Кроноса. В качестве матери олимпийских богов отождествлялась с малоазийской Матерью богов (Magna Mater) Кибелой.

Источник: Словарь античности. 1989

РЕЯ
круглый брус, горизонтально прикрепленный за середину к мачте или стеньге судна, для установки антенн и подъема сигналов. На парусных судах также для крепления прямых парусов и управления ими.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

РЕЯ

Океан, открывшийся в ордовикском и силурийском периодах, когда тектонические плиты Авалония, Арморика и Иберия отделились от северного края Гондваны и двинулись на север, к Лаврентии. Назван по имени древнегреческой богини.

Источник: Краткая история планеты земля: глоссарий. 2001

Рея
в мифах древних греков богиня, титанида, дочь Урана и Геи, жена Кроноса, мать Деметры, Геры, Аида, Посейдона, Зевса. Кронос, боясь быть лишенным власти, пожирал своих детей, но Рея, по совету родителей, спасла Зевса. Вместо младенца она подложила мужу запеленатый камень, который он проглотил, а сына втайне от отца отправила на Крит, на гору Дикта. В одном из вариантов мифа рассказывается, что Рея обманула Кроноса при рождении Посейдона: младенца она спрятала среди пасущихся овец, а Кроносу дала проглотить жеребенка. В период поздней античности отождествлялась с фригийской Великой матерью богов и получила имя Рея-Кибела, культ ее отличался оргиастическим характером.

Источник: Исторический словарь

РЕЯ
в греч. миф. древ. богиня, титанида, дочь Урана и Геи, супруга Кроноса, родившая ему Гестию, Деметру, Геру, Аида, Посейдона и Зевса. Кронос, боясь быть лишенным власти, пожирал своих детей, но Р. по совету родителей спасла Зевса. Кроносу вместо сына она подложила запелен. камень, к-рый он и проглотил, а сына в тайне от отца отправила на Крит, на гору Дикта. По одному из вариантов мифа Р. обманула Кроноса при рожд. Посейдона. Она спрятала сына среди пасущ. овец, а Кроносу дала проглотить жеребенка, сославш. на то, что именно его она и родила. В период поздней античности стала Великой матерью богов и получила имя Р.-Кибелы, культ к-рой отличался оргиастич. хар-ром. Свиту Р. на Крите составляли куреты и корибанты.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Рея
греч. Rhea)
   в греческой мифологии богиня-мать, дочь Урана и Геи, жена Крона, мать Зевса и др. олимпийских богов. Культ Р. слился с культом малоазийской богини Кибелы, которую называли Великой Матерью.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   титанида, дочь Урана и Геи, супруга Кроноса и мать его детей (Кронидов) - Зевса, Посейдона, Аида, Геры, Деметры и Гестии. Боясь потерять власть, Кронос пожирал всех своих детей, но Р. по совету матери спасла Зевса, подложив Кроносу завернутый в пеленки камень. Она спрятала сына в пещере на о-ве Крит, где и воспитала Зевса. Чтобы Кронос не поглотил ребенка, куреты и корибанты (мифические существа, прислуживающие Кибеле) заглушали крики младенца громкой музыкой и бряцанием оружия о щиты. Впоследствии, когда Р. была отождествлена с Кибелой и получила имя Р.-Кибелы, куретами стали называть ее жрецов, исполнявших на ее празднике священный танец с оружием. Р.-Кибеле были посвящены дуб и сосна, ее животным был лев. Богиню обычно изображали на колеснице, запряженной львами, с тимпаном в руке, в зубчатой короне.
   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
   * * *
   В греческой мифологии - одна из древнейших богинь, дочь Урана и Геи, родившая от Кроноса главных олимпийских богов: Гестию, Деметру, Геру, Аида и Зевса. Муж ее, Кронос, боясь лишиться власти над миром, проглатывал своих новорожденных детей. Младшего, Зевса, Рее удалось спасти, подложив вместо ребенка запеленутый камень. По одному из вариантов мифа, Рее удалось спасти и Посейдона, спрятав его среди стада овец и предложив Кроносу новорожденного жеребенка.
   В период поздней античности отождествлялась с Великой Матерью богов.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

РЕЯ
   • Rhea, Cyb?le,
         ????, ?????, ??????, дочь Урана и Геи, сестра Океана, Кэя, Крея, Гипериона, Япета, Кроноса, Феи, Фемиды и Мнемозины, супруга Кроноса, была великой матерью богов (?????, ?????? ???, Magna mater), матерью олимпийского семейства богов, Зевса, Гадеса, Посейдона, Гестии, Деметры, Геры; только в этом отношении о ней упоминает Гомер (Il. 14. 203. 15, 187) и Гесиод (Hesiod. theog. 453 сл.). Она в Греции имеет только второстепенное почитание, всегда в соединении со своими детьми. На острове Крите она, по преданию, родила Зевса на горе Дикте или Иде или (Гесиод) в Ликте и спрятала его здесь от преследований Кроноса (см. ????, Зевс, 5), и, по всей вероятности, греческая Р. пользовалась здесь, на Крите, одним из древнейших культов. Т. к. на этом острове очень рано смешались азиатский и греческий культы, то греческая многопроизводящая мать богов слилась здесь с азиатской Кибелой или Кибебой, ??????, великой матерью, более или менее почитаемой во многих местностях Малой Азии оргиями, так что совершенно отождествилась с этим представлением и сделалась мистическим, все производящим божеством земли, великой, распространяющей жизнь богиней, культ которой в Греции повсеместно получил азиатскую окраску. Мало-помалу она смешивалась с другими богинями того же рода, с Геей Деметрой (Eur. Hd. 1304), с фракийской Котисой или Бендисой, даже с египетской Исидой. Главные места ее культа. Азиатская Кибела особенно почиталась в Галатии, а именно в городе Пессинунте, где находилось старинное ее святилище и сохранялась ее статуя, упавшая с неба. Здесь она носила имя Агдистис или Ангдистис (??????????). Ей противопоставлялось в преданиях чудовищное, двуполое существо Агдист или Ангдист, оспаривавшее у нее обладание ее любимцем Атисом (Аттис, Аттин, Attes). Этот Атис, сын Наны, дочери речного бога Сангария, был красивый юноша, любимец и жрец Кибелы. Он лишился жизни жестоким образом (см. Ov. fast. 4, 221 слл.); скорбь по нему выражалась диким образом. В честь его и Кибелы праздновали в начале весны праздник, продолжавшийся несколько дней, причем предавались при шумной музыке чрезмерной скорби и бешеной радости, и даже изувечивали себя. В других местностях место Атиса заступал отождествлявшийся с Дионисом Сабаций. Оскопленные жрецы назывались Galli и имели некоторую власть над страной. Над храмом, вне города возвышалась гора Диндим, от которой пессинунтская богиня носила имя Диндимены. Во Фригии эта богиня, почтение к которой выражали в шумном торжестве, была окружена корибантами, которые так же, как и ее жрецы, называвшиеся тоже корибантами, должны были сопровождать богиню через леса и горы с оргиеподобными танцами, при диких криках и оглушительной музыке литавр, цимбалов, рожков и флейт. В Троаде, где она почиталась как Идейская мать, на горе Иде, ее спутниками были идейские дактилы (см. Дактили). Кроме того, главными местами ее культа в Малой Азии были: Кизик, гора Сипил, Сарды (Hdt. 5, 102), Комана в Понте и в кападокийской местности Катаонии, где она является под именем ????. В Греции главным местом ее культа был остров Крит. Ее спутниками были здесь куреты, смешавшиеся впоследствии с азиатскими корибантами; Р., по преданию, передала им своего ребенка Зевса на сохранение и вскормление. Чтобы Кронос не услышал крика мальчика, спрятанного в гроте Иды, они производили шум, ударяя копьями о щиты. Жрецы Р. и идейского Зевса также назывались куретами и танцевали в честь богини и ее сына шумный танец с оружием, ?????? или ???????. Из местностей Греции, в которых почиталась Р.-Кибела, мы приведем еще Фивы, где Пиндар воздвиг ей храм, Афины, Аркадию, Элиду, Спарту. У фракийцев культ Р. рано нашел сочувствие, а благодаря их влиянию в служение азиатской богини вошел элемент Дионисова культа. В Рим вошел культ Кибелы во время Ганнибала, в 204 г. до Р. X.; в это время перевезли изображение богини, грубо обтесанный камень, из Пессинунта и построили ей на Палатинском холме храм. Liv. 29, 11. 14. Ov. fast. 4, 265 слл. Ее праздник, Megalesia (от ?????? ?????), праздновался за несколько дней до Цереалий, наподобие их, женами патрициев, тогда как Цереалии принадлежали плебейским женщинам; но оргиастическое азиатское служение тем не менее оставалось всегда чуждым в Риме и для него брали жрецами фригийских галлов. Галлы проходили по улицам Рима с пением, при аккомпанементе шумной фригийской музыки, и просили милостыню для своей богини. Taurоbolia (приношение в жертву быков), приносимые, с жертвами баранов и коз, в честь Кибелы и Атиса, при которых жрец напитывал свою одежду кровью жертвенного быка, начались в Риме, вероятно, при Антонинах. Они подражали крещению и имели смысл возрождения. В Греции оргиастические вырождения культа Кибелы, с их разнообразнейшим фиглярством, проделываемым уродливыми жрецами богини, ???????????, также имели свой круг поклонников только в низших классах населения. Р.-Кибела, имела множество прозваний, в особенности по местностям ее культа. На острове Крит она называлась ???????, затем называлась ?????? ???, Phrygia mater (Verg. Aen. 7, 39), ???? ?????, alma parens Idaea de?m (Verg. Aen. 10, 252), mater Idaea (Liv. 29, 10), Berecynthia (Verg. Aen. 7, 784. 9, 82), ??????, ????????????, ???????? и т. д. Ее священным зверем был лев (львы тащат колесницу едущей через горы матери богов, или она едет верхом на льве); дуб и пиния также были посвящены ей. Ее обыкновенно представляли на престоле, как матрону и властительницу, с изображающей башню короной на голове (turrigera Ov. fast. 4, 224. turrita Verg. Aen. 6, 786), из-под которой ниспадало покрывало со львами по обеим сторонам ее трона.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Похожие термины:

  • Рея Сильвия

    по римскому преданию, мать Ромула и Рема — основателей Рима.
  • Рея Сильвия, Илия

    рим.)    мать Ромула и Рема, мифических основателей Рима. Она считалась либо дочерью (или внучкой) Энея, либо дочерью царя Альба-Лонги Нумитора, свергнутого с престола братом Амулием. Боясь мести по
  • РЕЯ КИБЕЛА, или РЕЯ

    богиня фригийского происхождения, считавшаяся у греков дочерью Урана и Геи, супругой Кроноса и матерью Зевса, Геры, Аида, Посейдона, Деметры и Гестии. Когда Кронос проглотил своих старших детей, Ре