1) воссоздание прошлого во всей его полноте, конкретности и сложности (5); 2) приблизительно верное отражение какого-либо фрагмента исторической реальности (2); 3) формирование на эмпирической стадии исторического исследования цельного образа объекта как представительной системы научных фактов, отражающих факты исторической действительности (1). Р. и. представляет собой интерпретацию историком как субъектом научно-исследовательской деятельности исторической действительности в процессе ее когнитивного моделирования и презентации в системе научного исторического знания. Интерпретация исторической действительности - это когнитивная процедура, включающая не только ее эмпирическое описание, но и ее презентацию в системе теоретического знания. В классической науке историческое исследование рассматривается как отношение между историком (субъектом научно-исследовательской деятельности) и объектом (надындивидуальной исторической действительностью). Целью когни тивной стратегии классической модели исторического исследования, основой которой выступает принцип «нейтральности» его субъекта, является реконструкция надындивидуальной исторической действительности в виде системы эмпирического и теоретического знания, адекватного этой действительности и свободного от оценочных суждений. Р. и. в классической науке, как интерпретация историком надындивидуальной исторической действительности, включает ее описание, объяснение, понимание и презентацию в научном языке субъекта научно-исследовательской деятельности. В неклассической науке историческое исследование рассматривается как субъектсубъектное отношение, как отношение между историком-субъектом и имеющей феноменальные основания индивидуальной исторической действительностью. Сделав предметом исторического исследования индивидуальное как уникальное, связанное с жизнедеятельностью людей, неклассическая наука индивидуализировала и само историческое исследование, придав ему феноменальный характер. Однако поставив под сомнение принцип «нейтральности субъекта» исторического исследования, представители неклассической науки, вместе с тем, не отказывались от идеи исторической реконструкции. Вовлеченность субъекта исторического исследования (историка) в его предмет (индивидуальную историческую действительность) путем «вживания» в историческое прошлое, еще не означает элиминации самой исторической действительности, а предполагает ее понимание и воссоздание того ее образа, который существовал у людей прошлого. Р. и. в неклассической науке - это интерпретация историком как субъектом научно-исследовательской деятельности индивидуальной исторической действительности через ее описание, понимание, объяснение и презентацию в культуре и научном языке субъекта научноисследовательской деятельности. Р. и. в неоклассической исторической науке, синтзирующей позитивные моменты, связанные с исторической реконструкцией в классической и неклассической науках, базируется на принципе методологического плюрализма, в рамках которого исторические теории рассматриваются как различные интерпретации известных исторических фактов. Каждая из исторических теорий, являясь исторической реконструкцией, т. е. систематизацией и объяснением под определенным углом зрения исторических фактов, может представляться противоречащей другим историческим реконструкциям и не может претендовать на статус научной истины по аналогии, например, с естественнонаучными теориями. Однако вся совокупность таких исторических реконструкций, воссоздавая все более многообразную картину исторического прошлого, а также включая это прошлое в контекст проблем, задач, дискуссий сегодняшнего дня, может претендовать на статус исторической истины. Одна из особенностей исторической реконструкции состоит в том, что она связана с когнитивным преодолением исторической темподесиненции, т. е. с восстановлением таких исторических явлений, которые растворились во времени и не оставили «считываемых следов». Р. и. включает в себя также интерпретацию историком как субъектом научно-исследовательской деятельности текстов как источников эмпирической информации. Целью интерпретации как когнитивной процедуры является воспроизведение смысла текста, вложенного в него автором, и придание тексту нового смысла для понимания текста современниками интерпретатора, т. е. преодоление временной дистанции между текстом и современностью. Методика интерпретации текста опирается на четыре канона: 1) «имманентности герменевтического масштаба»; 2) «тотальности и смысловой связанности герменевтического исследования»; 3) «актуальности понимания»; 4) «смысловой адекватности понимания» (3). В современной исторической науке получили распространение идеи конструктивного реализма, согласно которым конструктивистское начало присутствует во всяком научном историческом исследовании, и познающий субъект не столько отражает, сколько конструирует мир прошлого. Сторонники этой идеи утверждают, что прошлое для историков - уже не реконструкция того, «что было на самом деле», а «образ», «репрезентация» или «конструкция» (4). В рамках радикального конструктивизма историк как субъект познавательной деятельности был провозглашен «репрессивной инстанцией», творящей мир прошлого, а идея реконструкции исторической действительности была заменена идей ее конструкции.
Лит.: 1) Ковалъченко И. Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. С. 243, 267; 2) Кузеванов Л. И. Академизм исторического познания. М.: НЭИ «Академическая жизнь», 2010. С. 54; 3) Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Изд-во Московского университета, 1991. С. 71; 4) Савельева И. М., Полетаев А. В. Знание о прошлом: теория и история: В 2 т. Т. 2: Образы прошлого. СПб.: Наука, 2006. С. 683; 5) ТоьиД. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М.: Изд-во «Весь мир», 2000. С. 131. А. В. ЛУБСКИЙ
РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.